Интегрированный урок (литература + музыка + МХК) на тему "Народно-песенная основа лирики С.Есенина". 9-й класс

Разделы: Литература, Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку», Урок с использованием электронного учебника

Класс: 9


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (850 кБ)

Загрузить презентацию (175 МБ)


Цели урока:

  • Показать учащимся мелодичность и звучность стихотворений Есенина, их песенность и напевность.
  • Выявить близость лирики Есенина к поэтическим традициям крестьянского фольклора.
  • Показать учащимся жизнь поэтического слова С. Есенина в музыке.
  • Вызвать эмоциональный отклик на стихи С. Есенина, положенные на музыку.
  • Вызвать у учащихся желание обращаться к творчеству С. Есенина.
  • Прививать любовь к своей земле, к своему краю, к Отчизне.

Оборудование:

  • Интерактивная доска, проектор, портрет С.А.
  • Есенина, сборники стихотворений поэта, музыкальный центр и CD-диски с песнями и романсами.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Проверка выполнения д/з.

3. Просмотр видеоролика - Евгений Мартынов "Берёзка".

4. Целеполагание.

Учитель:

“Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера и дни. Он

заставлял петь всех, приходивших к нему,...знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную”. Если даже не знать, о ком из русских поэтов это сказано, всё равно подумалось бы: Есенин. Не только факты биографии и свидетельства современников – сами есенинские стихи каждой своей певучей строкой говорят о дивной музыкальности поэта, сроднившегося с русской песней с детских лет

“Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит...” 1912

5. Подведение итогов работы экспертной группы.

Корни народности есенинской поэзии.

Эксперт 1

- В автобиографии Есенин напишет: “Никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура – “умственный мужик”. “...Дед имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен...”

Детские годы (с 4-х до 9-ти лет), проведённые в доме Титовых, оставили неизгладимый след в жизни Есенина. Пятилетнего Сережу дед уже приобщил к грамоте. Многочисленные песенники, сказания, повести о разбойниках и другие бережно хранимые Фёдором Андреевичем книжки служили своеобразным “букварём”. В доме деда мальчик обнаружил и целую коллекцию маленьких гармошек – “черепашек”. А уж песни петь ребёнку Фёдор Андреевич считал прямой своей необходимостью. И не случайно, вспоминая детство, Есенин частенько напевал припев любимой дедовой песенки – прибаутки:

“Нейдёт коза с орехами,
Нейдёт коза с калёными”.

Тешила впечатлительного мальчика песнями – сказами бабушка Наталья. Возбуждали музыкальную фантазию будущего поэта и странствующие слепцы, которые нередко находили приют в доме Титовых. Крепко запомнились Есенину распевавшиеся ими духовные стихи, легенды, предания.

Эксперт2

- Однако наиболее глубоко раскрыла перед ним неизмеримые богатства народного песенного творчества его мать. “Мне кажется, - вспоминает сестра поэта Александра Александровна, - что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать...Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать её пение...И каждый из нас, её детей, с пелёнок слушал её напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей.”

Безграмотная крестьянка, Татьяна Фёдоровна, и не подозревала, что в иных её песнях звучат кем-то положенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Никитина и других поэтов, что она, сама того не зная, приобщает детей к великой русской литературе. Так ещё в самом раннем детстве познал Есенин неотразимую красоту человеческих чувств, что заложены в хорошей песне. Пение матери любил Сергей и в зрелые годы. Иногда и сам ей подпевал. “Голос у него был небольшой, но пел он с каким-то своим, особенным чувством”.

В стихах поэта образ матери неотделим от её пения.

Всё лучшее, что было связано у поэта с детством, было связано с думой о матери. Он часто обращался к ней в своих стихах. Стихотворение “Письмо матери” было написано поэтом в 1924 году, в смутное и тяжкое для Есенина время, когда он всё чаще вспоминал о родном доме. Сергей Есенин наезжал в родной дом. Сохранилась фотография 1925 года – последнего года жизни поэта: у самовара сидят Сергей Александрович с матерью Татьяной Федоровной. Она в платке – по-деревенски, слушает, подперев рукой голову, как сын её читает.

В те годы, когда поэт навещал Константиново, неподалёку жил и работал в деревенском клубе Василий Липатов. Был он красный командир, в гражданскую войну командовал кавалерийским взводом, а теперь собрался на ученье в Петроград, решив стать музыкантом. В Петроградской консерватории его заметил Александр Константинович Глазунов. Липатов учился игре на фортепиано и композиции. Вскоре он был уже хорошим пианистом. Случай сделал его знаменитым композитором. Прочитав “Письмо матери”, Липатов за один день сочинил песню. Она распространилась с невероятной быстротой: без радио через несколько дней её уже знали и в Москве, и в Рязани.

Слышал её и сам Сергей Есенин. Его сестра Александра вспоминала, как вечерами они с братом гуляли вдоль Оки и пели “Письмо матери”. Одобрил песню и Глазунов. “Я бы мог подписаться под этой мелодией” - сказал маститый композитор.

Эксперт 3

- От родителей достались Есенину и музыкальная одарённость, и любовь к народной песне. Отец его, Александр Никитич Есенин, в детстве обладал таким чудным , хрустальным дискантом, что без его участия не обходилось ни одно торжество. Свыше 30-ти лет он жил в Москве, куда его, как и многих в то время крестьянских подростков, отправили на заработки. Домой приезжал редко, но вместе со скудными подарками привозил новые песни – рабочие, тюремные. Одну из них – Паша, ангел непорочный”, - свою любимую, он особенно часто певал, когда в 1919 году вернулся домой. Впечатление от песни и её исполнения отцом было настолько сильным, что самую яркую её строфу Есенин включил в собственной поэтической обработке в “Поэму о 36”. “Что, и тебя, небось, трогают эти песни, помнишь их”, - сказал одобрительно двоюродный дед поэта, первым это обнаруживший.

Эксперт 4

- Богата была родина Есенина песнями, прибасками. Одних лишь частушек он записал около 4-х тысяч. Обнаружить эти записи до сих пор не удалось, за исключением 107, опубликованных в 1918 году в газете “Голос трудового народа”.

Сенокосная пора – это особая пора песен. Вместе с другими крестьянскими мальчишками помогает Серёжа женщинам ворошить сено. А спустя годы – стихи:

“Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком...”

В памяти поэта запечатлелись весёлые хороводы, что затевала деревенская молодёжь после работы:

“Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гул комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров”.

Тальянкой называли на Родине Есенина гармонь: этот излюбленный народный инструмент звучит во многих произведениях поэта. “Под тальянку весёлого мая...” грустит поэт и радуется жизни. Вспоминает прошедшее:

“Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?..

И когда надвигается на поэта злая тоска, слышится ему

“Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далёкий...”

В юные годы Есенину пришлось слышать великолепную игру одного гармониста, частого гостя константиновского священника, в чей дом по праздникам съезжалась из всей округи молодёжь, преимущественно сельская интеллигенция, любители петь, плясать, затевать весёлые игры. Сам поэт мастерски играл на гармони (как впрочем, и на гитаре), подбирая по слуху. Уже живя в Москве, аккомпанировал любителям-певцам и танцорам. Он приводил к себе уличных музыкантов, радовался, слушая их неприхотливую игру: выдающихся московских гармонистов слушал с великим наслаждением.

6. Учитель:

С. Есенин утверждал: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве”. Именно в этом видится тесная связь его поэзии с народным творчеством.

а) Самым главным и издавна сложившимся признаком русского народного словесного искусства Есенин считал образность, посредством которой народ осмыслял явления окружающей действительности, пытаясь познать тайны природы. В частности, особой выразительностью и ёмкостью отличается образ в поговорках, пословицах, загадках.

Поэзия Есенина, несомненно, связана с образностью народного творчества.

Так, известная загадка “Над бабкиной избушкой висит хлеба краюшка” отозвалась в строках: “Ковригой хлебною над сводом надломлена твоя Луна”.

“В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть”, - читаем мы у Есенина и вспоминаем народную поговорку: “Светит, да не греет”.

Есенинские строки “Так мельница, крылом махая, с земли не может улететь” напоминают нам загадку “Крыльями машет, а улететь не может”. Количество примеров можно без труда увеличить.

б) Характерною особенностью русского народного творчества является психологический параллелизм. Картины природы всегда соотнесены в нём с мыслями и чувствами человека. Психологический параллелизм лежит и в основе поэтики Есенина. Выражение чувств через явления природы – одно из самых характерных особенностей есенинской лирики. “На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой”, - пишет поэт в минуту тихого успокоения; “Ах, увял головы моей куст”, - жалуется он в час горьких раздумий; “Был я весь – как запущенный сад”, - вспоминает он о своих блужданиях. Естественно, что такое изображение собственных переживаний приводило поэта к очеловечиванию природы. Эта черта также свойственна народному творчеству (вьюга злится, ветер гуляет, солнце улыбается и т.п.). Есенин развивает и конкретизирует эту особенность народной поэзии: “Спит черёмуха в белой накидке”, “Словно белою косынкой подвязалася сосна”.....

в) В русскую национальную почву уходит и язык Есенина. В раннюю пору своего творчества поэт увлекался диалектизмами (жамкать, сутемень....), часто встречались у него и архаизмы, давно исчезнувшие из живого языка (“вежды”, “небесные дщери”, “отче” и другие). Позже Есенин отказывается от такой нарочитой стилизации.

Вместе с тем он охотно пользуется выражениями, дошедшими до нас из глубокой древности: “сонм чувств”, “златой родник”, “хладная планета” и другие. Стихи Есенина богаты такими словами, как “темь”, “звень”, “синь и сонь” и другие. К древнейшим формам русского языка восходит употребление кратких существительных типа “конский топ”, “людская молвь” и другие.

7. Выводы о корнях народности (на доске)

1) Образность – главный, издавна сложившийся признак русского народного искусства.

Связь поэзии Есенина с образностью народного творчества.

2) Психологический параллелизм - особенность русского народного творчества и поэтики Есенина (выражение чувств через явления природы).

3) Очеловечение природы свойственно народному творчеству и лирике Есенина.

4) Язык Есенина, его связь с народным языком:

а) диалектизмы (шамкать, сутемень и др.);

б) архаизмы (вежды, небесные дщери и др.);

в) выражения, дошедшие до нас из глубокой древности (златой родник, хладная планета и др.);

г) употребление кратких существительных типа “конский топ”, “людская молвь”;

д) такие слова, как “темь”; “звень”; “синь и сонь” и другие.

5) Афористичность языка Есенина, восходящая к художественным чертам народного творчества.

8. Работа в тетрадях (Кратко о корнях народности поэзии С.Есенина).

9. Практическая работа в группах.

- Стихотворение “Хороша была Танюша” может служить примером умелого обращения начинающего поэта с устным народным творчеством.

Какое сходство между этим стихотворением и народными песнями вы можете отметить? (много фольклорных слов, выражений, отрицательное сравнение, слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами, повторы, постоянные эпитеты).

Учащиеся выполняют задание в группах.

Эксперты от групп оглашают результаты, а затем сверяют с записью на доске:

а) ввечеру, женюся, ты прощай ли, моя радость, схолодело, душегубкою – змеёю, сказаться, запеклися;

б) не кукушки загрустили – плачет Танина родня;

в) Танюша, кровинки, венчиком;

г) Хороша была Танюша, краше не было в селе;

д) кучерявой головой, парень синеглазый, венчальный переклик.

10.Д. З. Анализ стихотворения:

  • 1 гр. “Восход солнца”
  • 2 гр. “Я пастух, мои палаты...”
  • 3 гр. “Сохнет стаявшая глина ”

Переход ко второй части урока.(музыка и МХК)

Музыкальный материал – фрагменты из произведений:

кантата “Поёт зима, аукает” “Поэма памяти С.Есенина”, романсы “Письмо матери”, “Мне грустно на тебя смотреть”, песни “Берёза”, “Задымился вечер”, “Москва”, видеофрагмент из худ.фильма “Есенин”.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка выполнения д/з

3.Введение в тему урока

УЧ: Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Стихи Есенина наполнены звуками, где звенят удила, запахами ,где пахнет яблоками, медом и ладаном, красками ,где ласкает взор алый свет зари... Но за всей этой красочностью всегда чувствуются грусть и печаль.

Ему никогда не надо было, как другим поэтам, постигать душу народа – он ее всегда знал и чувствовал. Она жила в нём в том числе и с теми песнями, которые он слышал с детства, и поэтому поэтическая работа Есенина переплетена с его музыкальными впечатлениями. Он обладал “необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их... видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной”. Поэтому не случайно, что стихи Есенина привлекают внимание композиторов. Более 200 произведений в разных жанрах написано на стихи поэта:

- опера (“Анна Снегина” композитор А. Холминов написал одноимённую оперу)1966г с либретто А.Машинистова,

Слушание из оперы “Анна Снегина” фрагмент.

- вокальный цикл (“Тебе, о Родина” А. Флярковского)

- только 27 произведений написал Георгий Свиридов. Среди них особо следует отметить одно из самых значительных его сочинений вокально-симфоническую поэму “Памяти Сергея Есенина”

Слушание из кантаты “Поёт зима, аукает” “Поэма памяти С.Есенина” фрагмент.

УЧ: Определение кантаты? Какие жанры в музыке относятся к вокальным?

Уч- ся: Кантата (ит. cantata) "пьеса для пения" - крупное вокальное произведение с инструментальным сопровождением, состоящее из соло, дуэтов и хоровых номеров.

Опера, оперетта, кантата, песня, романс, мюзикл и т.д.

УЧ: Лирика Есенина превращалась в романсы и песни :

- Cтроки стихотворения “Письмо матери” легли в основу романса молодого композитора Василия Липатова . С тех пор романс на музыку Липатова звучал в исполнении Дмитрия Гнатюка, Юрия Гуляева, Вадима Козина, Клавдии Шульженко, Александра Малинина, других исполнителей.

Слушание романса “Письмо матери” в исполнении А.Малинина

- Лирика Есенина превращалась в романсы благодаря композитору, народному артисту СССР Григорию Пономаренко. Его произведения “Отговорила роща золотая”, “Пускай ты выпита другим”, “Выткался на озере”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ”, “Заметался пожар голубой”, “Собаке Качалова” входили в репертуар Иосифа Кобзона, Владимира Трошина, Аркадия Северного, ансамбля “Радуница”, ВИА “Орэра” и др.

- К творчеству Есенина обращался Иван Козловский (“Ты поила коня”, “Я по первому снегу”),

Муслим Магомаев (“Королева”, “Прощай, Баку”), Евгений Мартынов (“Берёзка”), Валерий Ободзинский (“До свиданья друг мой, до свиданья”), Владимир Высоцкий (на любительской плёнке сохранился отрывок из сказки “Сиротка”),так же Матюхин Александр Борисович, который даёт возможность по-новому услышать наших поэтов.

Слушание “Мне грустно на тебя смотреть” в исполнении Н. Носкова фрагмент.

УЧ: Определение романса? Родина романса? Чем романс отличается от песни?

Уч- ся: Романс - произведение для голоса сопровождением фортепиано или каких-л. других инструментов (гитары, арфы и т.п.). Небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера.

Родина романса -  Испания. Словом “романс” (исп.romance) в XV—XVI веках испанцы называли стихотворение на местном “романском”, то есть “нелатинском”, наречии.

Грань между этими двумя жанрами не всегда легко провести,особенно если речь идёт о ранних романсах. Признак романса - более детальная связь слова и музыки – определяет собой и другие. Например, большую содержательность, образность партии инструмента, перерастающей из сопровождения голоса в равномерного участника ансамбля.

УЧ: Строки Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении Людмилы Зыкиной (“Слышишь, мчатся сани”), Галины Ненашевой (“Берёза”), Нины Пантелеевой (“Не жалею, не зову, не плачу”), Ирины Понаровской (“Капли”), Надежды Бабкиной (“Отговорила роща золотая”) и других.

Слушание фрагмента песни “Берёза” в исполнении Галины Ненашевой .

- Стихотворения Сергея Есенина продолжают быть актуальными в жанре шансон. Песни на его стихи исполняются Стасом Михайловым, Викой Цыгановой, Еленой Ваенгой.

УЧ: Шансон - как музыкальный жанр?

Уч-ся: Шансон — жанр французской популярной музыки, французская эстрадная песня в стилистике кабаре. Жанр шансонов использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века.

Слушание фрагмента песни “Задымился вечер” в исполнении Е.Ваенги.

УЧ: в поп-музыке Земфирой, Прохором Шаляпиным, трио “Реликт”, группой “Монгол Шуудан” и др.

УЧ: Поп-музыка- как направление и жанр в современной музыке?

Уч- ся:

ПОП-МУЗЫКА - (англ . pop music, от popular music - популярная, общедоступная музыка), понятие, охватывающее разные стили и жанры развлекательной эстрадной музыки 20 в.

Видеофрагмент из песни “Москва” в исполнении Земфиры.

УЧ: Стихотворения Есенина звучат и в переводе. Итальянский певец и композитор Анджело Брандуарди в свой альбом 1975 года “La luna” включает песню по мотивам “Исповеди хулигана”. Польский эстрадный певец и композитор Кшиштоф Кравчик записал в 1977 году году пластинку, где стихи Есенина звучат в переводе Владислава Броневского.

в жанре рэп — “Письмо к женщине” (Миша Маваши), пэган-метал — “Я обманывать себя не стану” (группа “Невидь”), инди-фолк — “Заметался пожар голубой” (группа The Retuses), рок-сюиту “Есенин Сергей” выпустила “Мастерская Игоря Ковалева”.

Определение направлений поп-музыки: пэган-метал, инди-фолк, рок-музыка.

УЧ-СЯ:

Пейган-метал (от англ. pagan metal — языческий металл) — направление в экстремальном метале, эксплуатирующее различные элементы язычества

Инди-фолк (англ. Indie folk, независимая народная музыка) — музыкальный жанр, созданный в 1990-х годах авторами-исполнителями песен из инди-рок-сообщества под влиянием эстрадной фолк-музыки 50-х, 60-х и начала 70-х годов, кантри-музыки и инди-рока.

Рок-мумзыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово “rock” — (в переводе с английского “качать”, “укачивать”, “качаться”) — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с “roll”, “twist”, “swing”, “shake” и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов

УЧ: Раскрыть значение РЭП?

Уч-ся: РЭП - произошло от английского rap — стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). To rap также означает “говорить”, “разговаривать”, ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом.

УЧ: Стихи Сергея Есенина тесно переплетены с кинематографом. Один из молодых жанров в искусстве. Романсы входили в творческие вечера актёров (“Я зажёг свой костер” на музыку Юрия Эриконы в исполнении Николая Караченцова, “Королева” в телевизионном бенефисе Ларисы Голубкиной). Оригинальное прочтение известных песен предлагается для худ. Кино: “Под окошком месяц” на музыку Я.Френкеля для фильма “Корона Российской империи, или Снова неуловимые”, “Клён ты мой опавший” в исполнении группы “Чайф” для фильма “По ту сторону волков”.Так же был снят сериал в 2005 г. “Есенин”, где в главной роли играл известный актёр Сергей Безруков. Саундтреком к этому сериалу вышел альбом Сергея Безрукова под названием “Хулиган”, в котором артист впервые выступил автором музыки.

УЧ: Кинематограф как вид искусства? Киноискусство является синтезом каких видов искусств?

Уч-ся: Кинематомграф (от греч. движение, писать, рисовать; то есть “записывающий движение”) — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематомграф (от фр. cinematographe, устар.) и кинематограмфия (название заимсвовано у одноимённого аппарата,изобретённого братьями Люмьер).

Киноискусство является синтезом таких искусств как: литература, музыка, изобразительное искусство и театр.

Просмотр фрагмента из худ. фильма “Есенин”

4. Вывод.

У Андрея Вознесенского есть стихотворение “Живите не в пространстве, а во времени...”. Вот Сергей Есенин живёт во времени. Этот гениальный поэт всегда современен. Его стихи кровно близки нам, нашему времени.

Музыкальная разработка есенинской поэзии продолжается. И, надо надеяться, что нас ждёт немало открытий на этом пути. Ещё много раз будут композиторы черпать вдохновение из чистого и щедрого источника поэтичности и музыкальности, имя которому – Сергей Есенин.

5. Исполнение песни “Отговорила роща золотая” Г.Пономаренко.

Приложение.