Урок психологии "От кнофликта к культуре общения"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Цель урока: Способствовать формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки для разрешения возникающих конфликтных ситуаций и предупреждения конфликтов.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать представление учащихся о понятиях: “конфликт”, “динамика конфликта”, познакомиться с функциями конфликтов и классификацией видов конфликта;
  • формирование представления о субъектах конфликтов и их роли;
  • формирование представления о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

Развивающие:

  • способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
  • развитие навыков анализа ситуаций, мотивов, интересов, чувств, поступков других людей;
  • развитие навыков успешной коммуникации и отстаивания своей позиции конструктивными способами.

Воспитывающие:

  • способствовать осознанному выбору стиля поведения в конфликте.

ХОД УРОКА

Слайд №1. Фрагмент фильма-балета С. Прокофьева “Ромео и Джульетта”.

Слайд №2. Музыкальным эпиграфом к нашему уроку, стала яркая, страстная, трагическая музыка из балета С. Прокофьева – тема вражды Монтекки и Капулетти. Непримиримая вражда семей привела к трагическому финалу – гибели двух любящих людей.

Конфликт – это трагедия. И не только тогда, когда завершается так драматично, а в любом своем проявлении: ведь он нарушает внутреннюю гармонию человека, гармонию во взаимоотношениях между людьми, гармонию, которая должна царить и побеждать хаос в нашем мире. Иначе мир прекратит свое существование.

Как одним словом можно назвать подобную ситуацию, когда стороны негативно настроены по отношению друг к другу (ответы учащихся). Сегодня мы поговорим о конфликтах, рассмотрим виды, динамику конфликта, а так же способах разрешения.

Ребята, скажите, как вы понимаете слово "конфликт"? (ответы детей)

Слайд №3. Определение.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта. - Для ученых конфликт это тоже предмет изучения , существует целая наука, которая занимается изучением конфликта.

Конфликтология - наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Слайд №4. Последствия конфликтов.

Как вы думаете, конфликты имеют только отрицательные последствия? Какие положительные моменты можно увидеть в конфликте? (Работа по группам)

Выделяют 2 функции конфликтов в зависимости от исхода.

1) Позитивная функция делает конфликт конструктивным (полезным) - выражает борьбу противоречий, посредством которой осуществляется развитие.

  • Происходит разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
  • Удается получить новую информацию об оппоненте;
  • Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом;
  • Стимулирование к изменениям и развитию;
  • Снятие синдрома покорности у подчиненных;
  • Диагностика возможностей оппонентов;
  • Конфликт вскрывает "слабое звено" во взаимоотношении;
  • Дает возможность увидеть скрытые отношения;
  • Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
  • Конфликт - толчок к пересмотру своих взглядов на привычки.

2) Негативные последствия превращают конфликт в деструктивный и, чаще всего, приносит вред делу и конфликтующим сторонам (ссоры, раздоры, разборки).

  • Давайте назовем отрицательные стороны конфликта. (Работа по группам)
  • Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;
  • Санкции, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;
  • Представление о побежденных группах, как о врагах;
  • Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб делу;
  • Уменьшение степени сотрудничества между участниками;
  • Сложное восстановление деловых отношений;
  • Отрицательные эмоции, переживания;
  • Нарушение деловых отношений между людьми;
  • Ухудшение качества работы;
  • Потеря времени (на одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний).

Слайд №5. Причина конфликтов

  • Что может являться причиной конфликтов?
  • Грубость, агрессия, проявление эгоизма, стремление к превосходству;
  • Несовместимость по интересам;
  • Различие в воспитании и образовании;
  • Низкий уровень доверия;
  • Несовместимость характеров и темпераментов;
  • Неточная информация или её избыток, слухи;
  • Социальная принадлежность, власть, система управления, нормы поведения
  • Причин для возникновения конфликтов множество.

Слайд №6. Конфликтные типы личностей

Существует классификация конфликтных типов личностей Д. Скотта: “паровой каток”, “скрытый снайпер”, “разгневанный ребенок”, “сверхпокладистый”, “молчун”, “жалобщик”.

Паровой каток. Представители этой группы грубы, абсолютно уверены в своей правоте. Считают, что все должны им подчиняться и уступать дорогу. Считают свое мнение единственно верным и хотят, чтобы все об этом знали. Самое ужасное для них – раскрытие их неправоты, поэтому сражаются “до крови ”.

Скрытый снайпер. Пассивно-агрессивная форма. Старается нанести вред исподтишка. Уверен, что он прав. Но не обладает достаточной властью, чтобы действовать открыто. Тайный мститель.

Разгневанный ребенок. Взрывается, как ребенок, у которого плохое настроение. Не злой по натуре. Самое главное для него убежденность в том, что он контролирует ситуацию. После того как выкричится, чувствует себя неловко, начинает извиняться, оправдываться или идёт на уступки. Стиль поведения с этим “ типом ”: Чаще всего ведет себя так потому что он беспомощен, не знает, что ему делать, как действовать.

Жалобщик. Жалуется на третье лицо. Физиологическая потребность чтобы его слушали. С ним необязательно соглашаться, можно занять нейтральную позицию “я вас понял, что будем делать”.

Молчун. Чаще всего причины скрыты.

Сверхпокладистый. Приятный во всех отношениях. Всегда предлагает свои услуги, уступает. Со всем соглашается.

Слайд №7, 8. Структура конфликта

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются: участники конфликта (оппоненты); предмет конфликта.

Приведите примеры конфликта из своего жизненного опыта, литературных произведений. (“Ромео и Джульетта” семьи Монтекки и Капулетти, не отдавая себе отчета игнорируют интересы друг друга, постоянно соперничают; “Обломов” конфликт между Ольгой Ильинской и Обломовым; “Преступление и наказание” внутренний конфликт и т.д., )

Проанализируйте поведение сторон в конфликте? Насколько зависит от этого дальнейшее общение? (ссоры, раздоры, разборки, уход в себя, ущемление собственных интересов, потеря общения).

Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру.

Она складывается из внутренней и внешней позиции участников.

Внутренняя позиция (Субъективная сторона): психологические модели конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого участника, мотивы, цели, которые преследуют участники конфликтов, психическое состояние участников, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.

Внешняя позиция (Объективная сторона): участники конфликта, объект, предмет, микросреда и макросреда, в которой конфликт развивается и которая влияет на него, проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, поведении.

Кроме того, сфера конфликта может затрагивать как деловую сторону, так и личностную. Важно удержать конфликт в деловой сфере и не переходить “на личности”.

Слайд №9. Стадии протекания конфликта

Динамика конфликта – ход развития конфликтов во времени. Конфликт можно сравнить с вулканом, вихрем, водоворотом.

Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:

  • стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
  • стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
  • стадию конфликтных действий;
  • стадию снятия или разрешения конфликта.

Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных отношений в плоскость предметно – деятельностную.

Если конфликт разгорелся, то подавлять его уже не просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь и возможна коррекция. Часто у конфликтующих возникает чувство виновности, сожаления. На этой стадии можно проводить беседы, выявлять и устранять причины конфликта.

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни...В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль разрешения конфликта.

Слайд №11. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Упражнение “Праздничный пирог”. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

  • Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)
  • Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.)
  • Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)
  • Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)
  • Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)
  • Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.

Слайд №12-№17. Знакомство с характеристиками различных стратегий поведения в конфликтах

На экране во время рассказа психолога появляются слайды со стратегиями поведения в конфликтах, характеристикой их плюсов и минусов. Обучающиеся заполняют таблицу в тетради (слайд №12).

Конкуренция – ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не уступаешь сопернику. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.

Избегание – ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Ею можно воспользоваться, если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, спор о каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.) Либо ты надеешься, что через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек, который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, она сохраняется.

Сотрудничество – ты смотришь на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как отнимает много времени и сил.

Приспособление – этот вариант предполагает, что одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру, мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать, заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай музыку, когда ее нет дома.

Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.

Вопросы к учащимся

  1. Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?
  2. Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями?
  3. Какой – с родителями?
  4. Какой – с педагогами?
  5. Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным?

Слайд №18.

Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на “кто виноват?”, а на “что делать?”.

Слайд № 19. Сетка Томаса-Килменна.

Итак, существует 5 основных стилей разрешения конфликта. Определим место каждого в сетке Томаса – Килменна. Она названа так по фамилиям ученых, разработавших ее в 1972 году. В ней отмечены активные и пассивные действия: если реакция пассивна, то человек будет стараться выйти из конфликта; если активна – предпримет попытки разрешить его. Указаны также индивидуальные действия, когда человек ищет свой путь решения проблемы, и совместные действия по разрешению конфликтной ситуации.

Слайд № 20. Проверим себя.

1. Девиз “Чтобы я победил, ты должен проиграть” (СОПЕРНИЧЕСТВО)

2. “Чтобы ты выиграл – я должен проиграть”. (ПРИСПОСОБЛЕНИЕ)

3. “Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть” (КОМПРОМИСС)

4. “Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть” (СОТРУДНИЧЕСТВО)

5. “Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него”. (УКЛОНЕНИЕ)

Слайд № 21. Результаты анкетирования детей

На прошлом уроке мы с вами отвечали на вопросы методики Томаса – Килменна и теперь посмотрим на полученные результаты.

Слайд №22. Работа в группах. Психолог предлагает детям разбиться на 5групп по ведущим стратегиям.

Задание для групп: “Ребята, вам необходимо в течение 5 минут придумать и записать как можно больше жизненных ситуаций, где необходима именно “ваша” стратегия поведения”.

После обсуждения группы представляет свой список ситуаций, доказывают преимущества своей стратегии поведения в определенных ситуациях.

Какой из пяти стилей является самым эффективным при разрешении конфликта?

Обсуждение и вывод:

Если у вас достаточный авторитет и очевидно, что предложенное вами решение – наилучшее, или вы находитесь в ситуации, которая требует мгновенного реагирования, вам нечего терять, исход очень важен для вас – наиболее эффективный стиль – конкуренция;

  • если пытаться решить проблему сейчас опасно, это только ухудшит ситуацию, или вы хотите выиграть время, так как не располагаете необходимой информацией – уклонение;
  • если вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми, понимаете, что у вас мало шансов победить, или ситуация не особенно вас волнует приспособление;
  • если решение важно для обеих сторон, у вас длительные и тесные отношения, которые вы хотите сохранить – сотрудничество;
  • если у вас взаимоисключающие интересы, но вы хотите сохранить взаимоотношения, и предмет спора для вас имеет не слишком большое значение – компромисс.

Таким образом, каждый из этих стилей эффективен, но только при определенных условиях, и ни один не может быть выделен как самый лучший. Можно использовать каждый, учитывая конкретные обстоятельства. Жесткое следование одному стилю ограничит ваши возможности продуктивного разрешения конфликтных ситуаций, но предпочтение одних стилей другим разными людьми очевидно.

Рефлексия.

Вывод. Несмотря на то, что вы стараетесь строить свои взаимоотношения с другими людьми на принципах доброжелательности и гармонии, конфликты, увы, случаются. Поэтому очень важно обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы взаимоотношения не рвались с каждым конфликтом, а наоборот, развивались и крепли.

Слайд №23. Домашнее задание.

А теперь попробуйте дать человеку, относящемуся к одному из этих типов, 3 добрых совета, которые помогли бы ему в общении. Продумать правила поведения в конфликте.

Спасибо за урок.

Используемая литература.

  1. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт- Петербург, 2007.
  2. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Интерпракс, 1995.
  3. Васильев Н.Н. Преодоление конфликта. Практикум. — Вологда, Изд.-произв. центр “Легия”, 2000.
  4. Ильгамова С. Что такое конфликт? Занятие для подростков // Школьный психолог. — 2007. — № 13.
  5. Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг /Е.Осипова, Е.Чуменко. — М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 5 (17)).