Жанры русской народной песни

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Тип урока: межпредметный интегрированный урок (музыка, окружающий мир, дополнительное образование). Класс 5.

Дидактическая цель:

  • создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новой ситуации;
  • создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала;
  • упорядочить знания учащихся о многообразии жанров русской народной песни;
  • найти характерные особенности, присущие отдельным жанрам народной песни.

Содержательные цели урока:

Образовательные:

  • способствовать развитию значимости традиционной русской песенной культуры;
  • продолжить формирование знаний о культурных традициях родной страны;
  • создание условий для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации;
  • создание условий для развития исследовательских умений учащихся средствами элементов проектного обучения.

Развивающие: развитие творческих способностей, внимания, усидчивости, логического мышления, развитие вокальных навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, и умения анализировать полученную информацию.

Воспитательные:

  • создание условий для воспитания эстетических вкусов и взглядов на основе традиционной русской культуры, в том числе, русских традиций, патриотизма;
  • способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии у учащихся при восприятии художественного образа.

Методы обучения:

  • Проблемное изложение, частично-поисковые (или эвристические).
  • Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная.

Оформление кабинета (зала):

  • Для проведения урока необходимо свободное пространство.
  • Компьютер, проектор, экран, мультимедийное оборудование, фортепиано. В рамках урока учащиеся в русских народных костюмах исполняют песни различных жанров.

Ход урока

1. Организационный момент

- Определить, насколько комфортно чувствуют себя ученики;

- Поприветствовать друг друга (улыбкой);

- С каким настроением пришли на урок;

Целеполагание и мотивация: Формулирование учащимися темы урока.

Слайд 1. Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы рады вас приветствовать. Сегодня у нас необычный урок – в его проведении нам помогут участники фольклорного ансамбля “Грани” нашей школы. Сегодня у нас нет парт, и много места для активной работы, движения, и, возможно, даже, игр...

Слайд 2. Учитель: Отгадайте загадку:

Я - ваша подруга, я - ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, всегда интересно.
Узнали кто я? Ну, конечно, же... (...песня).

Учитель: Определите сами тему сегодняшнего урока, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: Песня, вокальная музыка.

Учитель: А какая бывает песня?

Дети: Композиторская, народная.

Учитель: В чем отличие народной песни от композиторской?

Ответы детей.

Учитель: Посмотрите на костюмы наших артистов и скажите: песни какого народа будем мы сегодня петь и изучать.

Дети: Русского.

Слайд 3. Мы с вами сегодня будем разговаривать о жанрах русской народной песни. Давайте вспомним с вами, что такое Жанр (ответы учащихся)

Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Понятие жанр используется в искусстве: литературе, живописи, музыке и т.д.

Учитель: Когда люди начали петь? В каких случаях поет человек?

Ответы детей.

Слайд 4. Учитель: Песня с древних времен сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Какие самые первые в своей жизни песни слышит человек? Как называются песни, которые мамы поют детям перед сном?

Дети: Колыбельные.

1 ученик: Что такое колыбельные песни и зачем они нужны?

Ответы детей: Это песни, которые поют перед сном мамы своим малышам, баюкая младенца в зыбке, люльке, колыбели.

Слушание колыбельной песни (“Баю-баю”) в записи.

1 ученик: Мы, услышав песню, можем понять, что эта песня – колыбельная? Как мы понимаем это?

Ответы детей.

1 ученик: Вспомните, какие вы знаете колыбельные песни.

Ответы детей.

2 ученик: Пока ребенок подрастает, ему поют разные, часто забавные, песенки, припевки. И, начиная разговаривать, он уже и сам поет песни. Что это за песни?

Ответы детей: Детские.

2 ученик: Да, их много, это и:

Ответы детей (потешки, пестушки, прибаутки, небылицы)

Слайд 5. 2 ученик: Их задача – потешать, развлекать, и, в то же время, развивать ребенка. Появляются новые слова, персонажи песен, действия и т.д.

Слушание детской песни в исполнении участников ансамбля “Грани”: “Ай, качи”

2 ученик: Что вы услышали: несложная мелодия, веселая песня, текст, доступный для ребенка, смысл песни – это небылица, такого не бывает. Мы можем догадаться, что эта песня предназначена именно для детей?

Ответы детей.

3 ученик: Дети росли, становились юношами и девушками. По вечерам они гуляли, пели, водили...

ответы детей: Хороводы.

3 ученик: Песня, сопровождающая хоровод, называется:

Oтветы детей: Хороводная.

Слайд 6. Учитель: А какую хороводную песню мы с вами пели?

Ответы детей (“Во поле береза стояла”)

Учитель: Мы с вами только начали учить песню, давайте вспомним первый куплет и продолжим песню дальше.

Слайд 7. Весь класс поет песню “Во поле береза стояла”

Учитель: А теперь мы попросим наших артистов показать, как же водили хороводы

Ведущие показывают, как водить хоровод.

4 ученик: А теперь, честной народ, собирайся в хоровод! В нашем хороводе будут меняться фигуры, так что внимательно следите за подсказками ведущих.

Исполняется песня “Во поле береза стояла” с вождением хоровода.

(Дети рассаживаются на свои места)

4 ученик: Как, услышав песню, мы можем догадаться, что она хороводная?

Ответы детей: Под такую песню удобно ходить, идти шагом.

4 ученик: Но не только медленные хороводы водили, но и пели веселые песни, более быстрые песни, под которые хотелось пуститься в пляс. Как мы назовем такие песни?

Ответы детей: Плясовые.

Слайд 8. Слушаем плясовую народную песню (“Ах, вы, сени”) в записи

4 ученик: их можно отличить от хороводных. Какие есть отличия? В чем они состоят?

Ответы детей.

5 ученик: Очень любили и дети, и молодежь песни-игры. Вспомним такую песню, где вы шли стенка на стенку.

Проводится игра с классом “Бояре, а мы к вам пришли”.

5 ученик: Мы с вами обыграли сюжет песни. Такие песни по жанру...

Ответы детей. Игровые.

Слайд 9. 5 ученик: А знаете ли вы еще русские народные игровые песни?

Ответы детей.

6 ученик: Существовали и специальные песни для служивых людей. Сейчас мы послушаем такую песню, назовите ее жанр.

Звучит песня “Солдатушки, бравы ребятушки” в исполнении ансамбля “Грани”

Ответы детей. Солдатская песня.

Слайд 10. 6 ученик: Что отличает такие песни, какие действия хочется под них выполнять, какой характер у такой музыки?

Ответы детей.

Слайд 11. 7 ученик: Люди, живущие не в городах, а в деревне, зависели от времен года, ведь они все выращивали урожай. Для них был важен весь календарный год. Многие народные песни – календарные по жанру – это те песни, которые сопровождали времена года, переходы из одного времени года в другой и конкретные календарные праздники.

Слушание заклички весны (“Нам весну гукать”) в записи.

7 ученик: к какому времени года отнесем мы эту песню?

Ответы детей.

7 ученик: Это была календарная песня - закличка весны, звонкая, зычная песня, призывающая солнце, тепло, весну, пробуждение природы.

Слайды 12-18. Учитель: Сейчас мы с вами создадим жанровое дерево. Посмотрите на символ нашей родной природы – стройную березку. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев! В процессе изучения с многообразием народной музыки мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы. А помогут нам в этом сами песни...

Проводится музыкальная викторина: в записях звучат разножанровые русские народные песни, учащиеся определяют жанр песни, и на березке появляются листики с названиями жанров (плясовые, детские, хороводные, колыбельные, игровые, календарные, солдатские)

Учителя: Как называлась тема нашего занятия? О чем мы с вами сегодня говорили на уроке? (ответы учащихся)

  • Что вам запомнилось больше всего? (ответы учащихся)
  • Что понравилось? (ответы учащихся)
  • О чем вы еще хотели бы узнать? (ответы учащихся)
  • Что вы сегодня создали в процессе занятия?

Ответы учеников: Создали жанровое дерево.

Учитель: Мы не полностью с вами сегодня нарисовали наше дерево. Русская песенная культура очень богата и разнообразна. Есть еще много жанров русской народной песни. Любой человек-патриот своей страны должен иметь представление о ней и гордиться своей национальной культурой.

Слайд 19. Учитель: Домашним заданием для вас будет продолжить заполнять жанровое дерево, вписав в него не названные сегодня жанры русской народной песни.

Слайд 20.