Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе по теме "Н.Носов «На горке»"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:

  • Познакомить учащихся с содержанием рассказа.
  • Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.
  • Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.
  • Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник “Литературное чтение” 1 часть, презентация, дидактические материалы с заданиями

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • ознакомление с рассказом Н.Носова “На горке”; осознанное восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; деление на логические части, построение оценочных рассуждений.

Регулятивные УУД:

  • выполнение принятой учебной задачи ; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий;

Коммуникативные УУД:

  • взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражение своих мыслей, оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;

Личностные УУД:

  • умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!

- Перемена быстро пролетела,
Нужно браться нам за дело!
Слушать вам надо внимательно,
Работать вам надо старательно,
Побольше нового узнать
И получить отметку “пять”!

2. Работа над развитием техники чтения.

1. Дыхательная гимнастика

  • Вдох носом выдох через рот
  • Нюхаем цветок
  • Тушим свечи

2. Отработка дикции (слайд 2)

Ок-ок-ок - падает снежок
Ип-ип-ип - слышу снега скрип
Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

3. Самоопределение к деятельности постановка темы и цели урока.

- Ребята, перед вами фотографии известных вам писателей и поэтов. Давайте вспомним их фамилии и имена.(слайд 3)

Дети называют имена и фамилии (№1 М.Пляцковский, №2К.Чуковский, №3 В.Орлов, №4 дети затрудняются ответить)

- А знаете ли вы фамилию автора под номером 4? Почему ?(потому что мы ещё с ним не знакомы)

- Что это значит? (предположения детей)

- Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с новым писателем, которого зовут Самуил Маршак, а также с его творчеством.

- Узнаем о нем немного подробнее. (слайды 4-11)

- Узнать название произведения нам помогут загадки: (слайд 12 слова – отгадки вылетают в нужном порядке и по вертикали получается название произведения “На горке”)

*Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

*Зеленый теленочек перевязан веревочкой лежит на боку и толстеет.(арбуз)

*Пока дети – каждый в берете повзрослели – шляпы надели (грибы)

*Рос шар бел ветер дунул шар улетел (одуванчик)

*Крашенное коромысло над рекой повисло (радуга)

*Сам дней не знает а другим указывает(календарь)

*Зимой и летом одним цветом (ель)

- Какое название у нас получилось?

- Правильно, “На горке”.

- Кто может мне сказать что такое горка.

- Как вы думаете, слово горка имеет одно или несколько значений?

- Где мы можем об этом узнать? Конечно в толком словаре. (слайды 13-14)

- “Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь”.

- А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

- Существует понятие “Красная горка”, оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной.

- Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

- Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

- Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.

- Одному человеку с такой работой не справиться.

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

- Убедимся, верны ли наши предположения. Для этого мы прочитаем это произведение. Вместе с тем подчеркиваем непонятные слова, которые будут встречаться нам во время чтения.

4. Первичное восприятие текста

а) чтение текста (текст читают по очереди хорошо читающие дети.)

После прочтения выясняем значение непонятных слов.

- Значение каких слов в тексте вам непонятны?

б) Словарная работа (слайд 15)

Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги

5. Физкультминутка (слайд 16)

Учитель организует смену деятельности детей, через проведение динамической паузы в игровой форме.

- Молодцы, ребята! Сейчас мы отдохнем, а потом выполним задания, которые я вам приготовила

Раз, два, раз, два - (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)

Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.

6. Вторичное восприятие произведения

Анализ содержания, выборочное чтение, составление плана с опорой на сюжетные картинки.

Дидактическая задача: организовать работу по адекватному осмыслению содержания и основной мысли текста и делению его на логические части.

а) беседа по вопросам:

- А сейчас мы ответим на вопросы.

- Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

- Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

- Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

- Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста...

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

б) работа в паре

На каждом столе разрезанные пословицы (приложение 1)

- Соберите пословицы и найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Проверим, правильно ли вы составили пословицы. (слайд 17)

- Вы правильно справились с заданием.

- Скажите, какая пословица выражает главную мысль рассказа? (дети называют пословицу под №3)

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

7. Физкультминутка (Релаксация ) (под спокойную музыку)

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем...
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.

в) работа в группе

У каждой группы клей, конверт с картинками, лист на который будут приклеивать картинки (приложение 2)

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. (слайд 18)

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Каких картинок не хватает? (Хитрый Котька смотрит в окно, Котька делает ступеньки)

- Давайте расставим картинки по порядку и озаглавим каждую картинку.

(Дети приклеивают картинки на лист в нужном порядке и подписывают каждую картинку)

План.

  1. Ребята строят горку .(+)
  2. Хитрый Котька смотрит в окно. (-)
  3. Хитрец на скользкой горке.(+)
  4. Котька испортил горку песком.(+)
  5. Ребята ругают Котьку (+)
  6. Котька помогает ребятам. (+)
  7. Котька делает ступеньки. (-)

После выступления групп можно задать вопрос

- Ребята, скажите, когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось (картинный план), а когда озаглавили каждую картинку? (словесный или письменный план)

8. Рефлексия учебной деятельности.

Дидактическая задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.

Учитель проводит фронтальную беседу для проверки выполнения задач данного урока, проверки уровня усвоения содержания.

Наш урок подходит к концу. Подведем его итог.

Продолжите фразы: (слайд 19)

1. Я познакомился...

2. Я научился...

3. Мне было интересно...

4. Мне было трудно...

5. Больше всего мне понравилось...

6. Я понял, что... (- Мы совершаем в жизни очень много поступков, и плохих, и хороших. Но главное – вовремя остановиться, суметь признать свою ошибку и исправить её. Только так можно заслужить уважение окружающих.)

9. Итог урока:

- А сейчас мы с вами построим свою горку из снежинок. У вас у каждого на столе лежат снежинки, приклейте их на соответствующую горку. Белая снежинка – не все получилось, не все понравилось, синяя снежинка – было интересно, все удалось. Какая горка получилась самая высокая ? (на доске прикреплены два листа с рисунком горки, дети приклеивают снежинки на соответствующую горку)

- Я довольна нашим уроком, большое вам спасибо за хорошую работу! (слайд 20)

10. Домашнее задание:

У вас на столах лежат листочки с домашним заданием. Его вы можете сделать по выбору: (приложение 3)

1. Пересказ от имени Котьки.

2. Пересказ по картинному плану.

3. Пересказ по словесному плану.

Приложение 4