Интеллектуально-познавательная программа для старшеклассников «Умники и умницы»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»

Ключевые слова: умники и умницы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Идея проведения мероприятия. Мероприятие проводится в месячник истории.

Цель. Углубить знания учащихся по истории России, воспитывать интерес и уважение к предмету, развивать коммуникативные компетентности.

Условия реализации материала. Проводится на территории школы. В конкурсе могут принимать участие учащиеся параллельных классов школы, района.

Ход мероприятия

1 ученик. За морем теплее, а у нас светлее.

2 ученик. На чужой стороне родина милей вдвойне.

3 ученик. Где кто родился, там и пригодился.

Учитель. Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать любовь, преданность и жизнь своей Родине, своему народу. Как называют такого человека? Правильно - такого человека называют патриотом своего отечества.

1 ученик.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать о ней начнем.
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

Учитель. В нашей викторине “Умники и умницы” встречаются две дружины (команды выходят под песню “Богатырская наша сила”)

2 ученик. Приветствуем дружину “Русичи”, их девиз: русский в словах горд, в делах – тверд.

3 ученик. Приветствуем дружину “Славяне” с девизом: доброе братство дороже всякого богатства.

(на подбор девиза командам дается 10 минут, для девиза используются русские народные поговорки)

1 ученик. Представляем вашему вниманию судей, которые будут оценивать знания, смекалку команд.

2 ученик. Объявляем первый конкурс “Выбери жилище” (Каждой команде раздаются карточки с изображением избы, дворца, терема, крестьянина, царя и боярина. Задача детей – посадить людей по своим жилищам.)

3 ученик. Следующий конкурс “Царю царское одеяние, барину - барское”

(Воеводы команд вытягивают карточки: царь или барин. Затем они вместе с командой должны нарисовать им одеяние.)

1 ученик. Сейчас конкурс “Пиктографическое письмо”

(Каждой команде дается фраза, которую нужно зашифровать, а другая команда должна будет расшифровать эту фразу: Летом я слушаю пение птиц. Летом мы купаемся в реке.)

2 ученик. Объявляю конкурс “Найди лишний предмет”

(Выходят ученики, одетые в национальные костюмы. Нужно на них найти лишние предметы)

3 ученик. Конкурс воевод, который называется “Вопрос - ответ”

  1. Что такое герб? Символ государства.
  2. Какие цвета у Российского флага? Белый, синий, красный.
  3. От какого слова произошло слово копейка? Копье.
  4. Что такое аз, буки, веди? Буквы славянской азбуки.
  5. Что такое скиптр? Символ власти.
  6. Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей. Былина.
  7. Что придумали Кирилл и Мефодий? Славянскую азбуку.
  8. Прозвище князя Юрия Владимировича, полученное за постоянное стремление к захвату чужих земель. Долгорукий
  9. Даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в помещичьем хозяйстве. Барщина.
  10. Закончи пословицу: при солнышке тепло, при матери...добро
  11. Что такое флаг? Символ государства.
  12. Кто изображен на российском гербе? Двуглавый орел.
  13. Что такое монета? Кусочек металла с особым теснением.
  14. Как называлась первая печатная книга? Апостол.
  15. Что такое держава? Символ власти.
  16. Какими были первые книги? Рукописными.
  17. Автор “ Повести временных лет”. Нестор.
  18. Прозвище князя Всеволода, полученное за большую семью. Большое гнездо.
  19. Ежегодный сбор денег и продуктов, взимаемый с крестьян землевладельцами и государством. Оброк.
  20. Закончи пословицу: человек без родины, что соловей без...песни.

1 ученик. Сейчас мы с вами пойдем на рыбалку и проведем конкурс “Поймай дату”

(Участвует вся команда. Каждый участник берет себе дату и ответ)

  • 945 год – убийство князя Игоря
  • 946 год – принятие христианства Княгиней Ольгой
  • 988 год –принятие христианства на Руси.
  • 1097 год – любечский съезд князей
  • 1185 год – время написания “Слова о полку Игоревом”
  • 1223 год - битва на реке Калке
  • 15 июля 1240 год – Невская битва
  • 1147 год – основание Москвы
  • 1378 год – битва на реке Воже
  • 1410 год – Грюнвальдская битва
  • Июль 1471 год – битва на реке Шелонь и присоединение Новгорода
  • 8 сентября 1380 год – Куликовская битва

2 ученик. Конкурс соотнеси людей и события. (В конкурсе принимают по одному ученику. Затем, если допущена ошибка участники команды могут ее исправить)

Поучение детям – Владимир Мономах

Вещий – Олег

Повесть временных лет – Нестор

Красное Солнышко – Владимир Святославович

Первая азбука – Кирилл и Мефодий

Писцовый Центр – Ярослав Мудрый.

Крещение Руси - Владимир Святославич

Первый судебник - Иван III

1 ученик. Сейчас проведем конкурс испорченная депеша (каждой команде дается текст с пропущенными словами)

Москва постепенно расширяла свою территорию: сначала князь (1...), основатель московской княжеской (2...), отнял у Рязани город (3...), приобретя выход к торговому пути по (4...), затем он же получил в наследство город (5...). Князь (6...) отвоевал у Смоленска город (7...). Но более всего приобретений сделал князь (8...), по прозвищу (9...). Он также добился права лично собирать для Орды (10...). Годы его правления названы летописцем “(11...)”.

(Владимирское, Московское, ярлык, митрополита, резиденция, Тверское, 1280-х, Даниил Александрович, 1247, Ярослав Ярославич, Великим)

Большое значение для торговли России имел (1...) торговый путь. Но в нижнем течении (2...) находилось (3...) ханство, а в среднем – ( 4...) ханство, в котором правила крымская династия (5...), постоянно совершавших (6...). (7...) была захвачена русскими в 1582 году в результате (8...). Сначала (9...) Иван Выродков создал крепость (10...), которая стала (11...). Затем под ее руководством был сделан (12...) и взорваны крепостные стены.

(дьяк, Волги, подкоп, набеги, форпостом, Довлет-Гиреев, Волжский, Свияжск, Казанское, Казань, Астраханское, осады)

3 ученик.

Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия, от страны какой была.
Умный, сильный наш народ свою землю бережёт.
И приданья старины, забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава нашей стороне!

Подведение итогов.