Урок-ярмарка по русскому языку на тему «Тайна рождения слов». 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


СЛАЙД 1

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся позитивного, личностного, бережного отношение к слову.

Задачи:

  • образовательная: дать учащимся представление об исторических закономерностях в происхождении слов, познакомить с этимологическим словарем;
  • развивающая: развивать умение сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить; способствовать развитию воображения, интереса к истории родного языка;
  • воспитательная: содействовать формированию культуры речи, культуры общения

ХОД УРОКА

I Орг. момент. Постановка цели и задач.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок пройдет в форме традиционного торгового праздника, который издавна известен на Руси. Как он называется? (Ярмарка)

СЛАЙД 2

Учитель: “Ярмарка” - слово, пришедшее к нам из немецкого языка.

– Ребята, знаете ли вы, что такое ярмарка? (Ежегодный, организованный торг в определённом месте.)

- Назовите слова, близкие по значению к этому слову (Торг, базар, рынок)

- Ребята, мы сейчас с вами коснулись происхождения слова “ярмарка”. Какая наука помогает нам выяснить происхождение слов? (Этимология)

СЛАЙД 3 Учитель: Сегодня мы расширим свои знания по этимологии.

II Введение в тему.

СЛАЙД 4

ПРИЕМ “ИНСЕРТ”

Работа с текстом “Наука о происхождении слов”

Учитель: Ребята, поделитесь, какая информация вам была знакома, какая оказалась новой и непонятной.

- Откройте, пожалуйста, ваши кейсы на стр. 30 и запишите в терминологический словарик определение этимологии.

Слайд 5

Учитель: Немецкий мыслитель 18 в Лессинг сказал: “Мне представляется странным уже то, что нам известны не только вещи, но и имена этих вещей. Тем не менее, я хочу большего: не просто понимать смысл слов, но ещё знать, почему они звучат так, а не иначе”. Давайте последуем примеру ученого и отправимся навстречу новым знаниям.

III Осмысление

Слайд 6 (Выбегают скоморохи под песню “Коробейники”)

1-й скоморох.

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

2-й скоморох.

На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох.

Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

2-й скоморох.

Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

Учитель: А вот и первый торговый ряд “Город мастеров”

Слайд 7

Торговец 1:

Платки, гребешки,
Расписные петушки!
Небольшой расход,
Подходи, честной народ!

Торговец 2: Еле – еле свой товар к вам доставил. Осень пришла неожиданно. Сразу захолодало. Зачастили затяжные дожди. Единственную дорогу, ведущую к ярмарке, размыло водой. Моя телега оставила колесами глубокие колеи...

Учитель: Ребята, в речи торговца нам встретились родственные слова. Назовите их. (Колея и колесо)

Учитель: Колесо – диск или обод со спицами, вращающийся на оси или укрепленный на вращающемся валу и служащий для приведения в движение. Колея – глубокий след от колеса. Что же у них общего? (Оба слова произошли от “коло”- круг . Именно словом “коло” можно проверить безударные гласные в словах колея, колесо, а также коляска, кольцо, кольчуга, около.)

Слайд 8

Учитель: Запишите в Этимологический словарь нашего учебного кейса на стр.40 слова - родственники. Помните, ребята, коло – это их исторический корень, сейчас у этих слов разное значение и разные корни.

Слайд 9

Торговец 1: А я на корабле сюда прибыл, по Волге-матушке добирался.

Учитель: Почему морское судно назвали словом КОРАБЛЬ? (Дети высказывают свои предположения).

Учитель: Исконно-русское слово КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА (ср. лат. Conium – “толстая кожа, шкура”), КОРОБ, КОРЫТО. Что же общего у всех этих слов? И корабль, и короб, и корыто первоначально представляли собой сделанную из коры посудину.

Если слова КОРАБЛЬ и КОРА в давние времена были когда-то родственными, то как можно проверить орфограмму О в слове корабль?

(Словом “корка”)

- Запишите в словарик : кОрабль, кОрыто, кОроб, кОра – этимологические родственники. Корабль, кора и корыто можно проверить словами кОрка, кОрочка.

- А теперь подберем родственные слова к слову КОРАБЛЬ и также запишем их в словарики.

-Как называется маленький корабль? (Кораблик).

- Как называют людей, строящих корабли? (Корабелы, кораблестроители).

- Найдем общий корень во всех этих словах, сделаем вывод. (Итак, в древние времена слова КОРАБЛЬ, КОРКА, КОРЫТО, КОРОБ – слова - родственники, поскольку имеют единый исторический корень -кор-. Сейчас у этих слов разное значение и разные корни.

Учитель: Ни одна ярмарка не обходится без задорных песен. (Физкультминутка. Игра “Повтори за мной движение”)

Исполняется песня “Ярмарка”

Слайд 10

Исполнитель песни: Слово “песня” пришло к нам из праславянского языка, образовано оно от глагола “петь”.

Учитель: А вот и второй торговый ряд.

Слайд 11

Торговец 1:

Подходи, не зевай, на товар наш налетай.
Всех размеров и цветов
Овощи и фрукты.
Хватит их на десять ртов,
Запасай продукты

Торговец 2:

Фрукт чудесный – ананас,
И большой, к тому же.
Если скушать его враз,
То не нужен ужин.

Слайд 12

Ананас — наземное травянистое растение с колючим стеблем и листьями. Ананас на многих языках мира звучит и произносится как "ананас" (ananas), но только на английском языке звучит Pineapple. Пришло к нам из немецкого языка.

Впервые европейцы обнаружили ананасы на островах Карибского бассейна в 1490-х годах. Колумб и его последователи довезли сладкий плод до Европы, однако выяснилось, что в умеренном климате ананас не растет.

Долгое время скоропортящийся фрукт считался “престижным” украшением. Его даже не ели, а выставляли на стол, чтобы гости оценили богатство хозяев, которые смогли себе это позволить.

Торговец 3:

Это зрения обман?
Синенький, пресиний -
Зреет толстый баклажан,
Он по форме длинный.

Слайд 13 Б

аклажан – травянистое растение рода семейства паслёновых. Слово заимствовано из арабского языка.

Европейские путешественники впервые столкнулись с баклажаном во время туристическо-исследовательско-захватнических визитов в Индию. А какой-то не в меру ретивый исследователь выяснил, что древние греки называли фиолетовый плод “яблоком безумия” и были уверены, что, налопавшись от пуза синеньких плодов, можно запросто повредиться рассудком. Попробовать баклажаны европейцы решились только после того, как была открыта Америка. Дело в том, что путешественники из Европы увидели, что американские индейцы выращивают баклажаны и с удовольствием поедают фиолетовые плоды, не теряя при этом разума.

Торговец 1:

Желтый, солнечный лимон,
Он полезен с чаем,
А без чая кислый он -
Мы про это знаем.

Слайд 14 Лимон - небольшое дерево, дающее сочные плоды жёлтого цвета с характерным кислым вкусом. Воины Александра Македонского привезли из Индии лимоны - плоды, которые были в Европе неизвестны. Их так и назвали – индийские яблоки. И жевались просто так, несмотря на то, что ужасно кислые.

Торговец 2:

Огуречик, огурец,
Он лежит на грядке
Подмигнул мне удалец -
Будет все в порядке.

Слайд 15

Огурец - однолетнее травянистое растение из семейства тыквенных с продолговатым зелёным плодом. В древние времена греки называли его агурос, что в переводе означает незрелый, отсюда и пошло нынешнее его название – огурец. Пришел он к нам из страны вечного лета – Индии. Дикий огурец там растет на лианах, его длинные ветки-плети забираются высоко на деревья, а плоды свисают вниз.

Учитель: Запишите словарные слова: ананас, баклажан, лимон, огурец в орфографический словарик (с. 1)

Слайд16

Учитель: А вот и третий торговый ряд “Ярмарка знаний”. Здесь у нас исследователи языка представляют свои мини-проекты.

Учитель: Спасибо, уважаемые исследователи, за такую ценную информацию.

Слайд 17

Учитель: Посмотрите, к нам коробейники пожаловали. Давайте послушаем, о чём они говорят!

СЦЕНКА “НЕБЫЛИЦА В ЛИЦАХ” (Г.САПГИР)

Учитель: Пока мы слушали разговор коробейников, Маша и Влад поработали с Этимологическим словарем и выяснили, кого в нашей стране называли коробейником. (Существительное коробейник зафиксировано лексикографами во второй половине 18 века. Первоначально это слово имело значение "тот, кто делает короба "изделия из луба (внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, преимущественно липы) и бересты (верхний слой березовой коры) для переноски разных предметов". Позже слово коробейник получило значение "торговец мелким (галантерейным) товаром из короба вразнос по деревням".)

Приложение.

IV Самостоятельная работа

- А теперь пришло время проверить, насколько вы были сегодня внимательны. Выполните предложенное на карточках задание в парах.

1. Вставьте пропущенные буквы – непроверяемые гласные в корне, используя данные о происхождении слов.

Шерстяные п...рчатки, об...ятельный человек, тонкое об...няние, нагр...дить победителя, тёплый пл...ток, пл...тяной шкаф, б...юкать ребёнка.

Материал для справок:

А) Корень –град- обозначает то же, что и –город-. Он вошёл в слова градостроительство, градоначальник и др. В старину царь за отличную службу мог подарить дворянину землю, село или даже город (град). Наградить – буквально значит “подарить город”.

Б) Обоняние – способность человека чувствовать и различать запахи; вонь – в старину обозначало “запах” вообще, любой запах; благовоние – приятный запах.

В) Плат – в старину означало “кусок материи”; и то, что из него шили – платье, платок, заплатка.

Г) Баять – в древнерусском языке означало “говорить, рассказывать”, от него произошли слова байка, побасенка, басня, краснобай, баю-баюшки, обаять (околдовать словами).

Д) Перст – палец (устар.). Этот корень сохранился в словах напёрсток, перстень-то, что надевают на один перст. Перчатки – то, что надевается на все персты сразу.

2. Найдите соответствия:

1. Кольчуга А) букв. “написанный рукой”
2. Ветчина Б) ис + кусати – “отведывать, пробовать”
3.Манускрипт В) от КОЛО – “колесо”
4. Панорама Г) от ЗАПА – “ожидание”
5. Искусный Д) “ветхий, старый”; букв. “старое мясо”
6.Внезапный Е) букв. “весь вид”; ПАН “все” + ХОРАМА “вид”

V Рефлексия

- Что такое этимология?

- Почему этимология важна? (Знание происхождения слова помогает не только понять его значение, но и правильно употреблять его в языке, грамотно склонять или спрягать, сочетать в предложении с другими частями речи.)

- Где мы можем получить информацию о происхождении слов? (Этимологический словарь)

Чтение учителем стихотворения С. Острового “Первородство”

V Домашнее задание.

Повторить записи из кейса.

Игра “Третий лишний”. В каждой тройке одно из слов не является этимологическим родственником. Какое именно?

а) Бог, богатырь, обожать.

б) Ветер, ветеран, ветеринар.

в) Каблук, кабак, кабина

г) Кора, корабль, коридор.

д) Павлин, Павел, павильон.

е) Макароны, Макар, макака.

ж) Кочевать, кочка, окоченеть.

з) Баранке, баран, варить.

Слайд 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ковалев В. И. Словарь этимологически проверяемых слов русского языка. Луганск: Янтарь, 2002.

2. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. М.: Русское слово, 2000.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык 8 класс. – Москва: Баласс, 2009.

4. Пасхалов А. П. Удивительная этимология. М. – ЭНАС, 2008.

5. Круковер В.И. Этимологический словарь русского языка. – Санкт-Петербург, 2010.

6. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Москва “Просвещение”, 1975.

7. Патралова и др. Краткий этимолого-орфографический словарь. – Саратов: “Лицей”, 2002.

8. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М: Учпедгиз, 1961.

9. Источник: http://pismoref.ru/1850633662.html