Воспитатель юношества

Разделы: Краеведение


Воронежский край богат талантами, в том числе здесь подвизались замечательные педагоги. Первые школы Воронежа появились при свт. Митрофане Воронежском – первом епископе Воронежской епархии. Выдающуюся педагогическую систему создал св. Тихон Задонский.

Епископ Василий Кинешемский (1876–1945) был не только священнослужителем, но и педагогом, получив не только духовное, но и педагогическое образование. В молодые годы он, тогда Вениамин Сергеевич Преображенский, преподавал в нашем городе в Воронежской духовной семинарии. В Воронеже он пробыл до 1910 года, написав в это время диссертацию “ О скитском патерике”, за которую получил степень магистра богословия.

Вениамин Сергеевич Преображенский является одним из основателей скаутского движения в России. На два года он ездил в Англию, где познакомился со скаутским движением, затем участвовал в первых съездах по скаутизму, в результате чего издал две книги под названием “Бой-скауты”: одна о движении скаутов за рубежом, а другая о распространении скаутизма в нашей стране. На первом съезде скаутов было решено ознакомить с трудами В.С. Преображенского все школы в России, но становление у нас скаутского движения прервала революция. Преображенский в своих работах пришел к выводу, что педагогический опыт скаутизма можно применить в России, и во многом решил задачу адаптации этой системы к условиям русской жизни. Он считал, что основой формирования личности должна быть привычка к добрым поступкам, и стремился к развитию у молодежи нравственных чувств. По мнению автора, наблюдение за природой в скаутских походах способствует воспитанию детей, у них появляется осознание единства с природой, единства с другими людьми, с окружающим миром, что порождает бережное и заботливое отношение к тем, кто рядом и ко всему вокруг. Преображенский указывает, что в основе нравственности лежит любовь к ближним, и эти чувства необходимо воспитывать в себе. Любовь - это сила, которая сближает людей и которая необходима для служения Отечеству, она объединяет общество и государство. Поэтому, прежде всего, нужны в нашей жизни хорошие отношения между людьми, взаимное понимание, доверие, доброжелательность. Если мы будем вносить в нашу жизнь действенную любовь к другим, мы будем укреплять наше государство и содействовать его благоустройству. В скаутизме доброта воспитывается через услуги, которые нужно оказывать всем людям постоянно и не ожидая особой благодарности. Семья – это то место, где подростки легче всего могут помочь своим родным, затем нужно помочь товарищам и учителям в школе, наконец, надо приобрести навык повсеместно делать добрые дела. Скауты привыкают совершать хотя бы одно доброе дело в день.

Судьба скаутского движения сложилась так, что в 1923 году оно было запрещено. Пустое место в жизни подрастающего поколения заняли телевизоры и компьютеры, заменяя живое общение людей. Сегодня наше государство возвращается к утраченным традициям и ценностям, в том числе и в воспитании детей, и интерес к скаутскому движению возрождается в наши дни, ведь это школа мужества и взаимопомощи, что имеет большое значение для подростков. Скаутизм - это не просто умение разжигать костры и становиться строем, а стремление обратиться к чистым детским сердцам с проповедью добра и попытка научить подростков не падать духом и не сдаваться в трудных жизненных обстоятельствах, в любой ситуации не оставлять надежды.