Занятие на тему "Мандала как способ саморегуляции"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель: обучение учеников 4-х классов приемам саморегуляции посредством метода “Мандала”.

Задачи:

  • Познакомить участников с понятием “Мандала”, ее видами и значением.
  • Обучить способам диагностики эмоционального состояния с помощью метода “Мандала”.
  • Обучить способам коррекции эмоционального состояния с помощью метода “Мандала”.
  • Развить воображение и креативность с помощью метода “Мандала”..

План занятия:

  1. Теоретическая вводная часть
  2. Правила работы с методом “Мандала”.
  3. Медитация.
  4. Рисование.
  5. Рефлексия.
  6. Рисование 2.
  7. Рефлексия 2.
  8. Завершение.

Материалы:

  • смарт-доска;
  • заготовки для рисования (по 2 на каждого участника);
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • памятки.

Условия:

  • ученики рассаживаются вокруг большого стола, на котором в общем доступе есть вся необходимая канцелярия.

Ход занятия

1. Теория.

(Слайд 1)

Добрый день, уважаемые участники!

Любая работа с психологом имеет свои правила. И вначале мы остановимся на том, как будет проходить наше занятие. Наша встреча продлится около часа, втечение которого каждый из вас будет работать сам с собой, исследовать своё внутреннее состояние. Чтобы вам ничто не помешало встретиться с собой, прошу вас отключить звук телефонов и убрать все посторонние предметы. Занятие наше достаточно безопасно, у вас не будет необходимости рассказывать что-то о себе без вашего желания.

Сегодня мы будем рисовать своё состояние, самочувствие, настроение. Поэтому прошу вас ни в коем случае не давать оценку своему творчеству или творению соседа или друга. Ведь каждый человек имеет право чувствовать то, что он чувствует. “Хороших, плохих, красивых, некрасивых” изображений быть не может. Мы лишь констатируем факт: “Сейчас я переживаю это”. Если вам самим приятен ваш рисунок, а, следовательно, и ваше состояние, - прекрасно. Если нет – вы определяете для себя цель (к какому самочувствию вы хотите прийти), и работаете над ней.

(Слайд 2-6)

“Мандала” в переводе с санскрита означает “круг” или “центр”. Это символ, который издревле встречается в творениях людей и самой природы. Например, бубны сибирских шаманов, юрты кочевников, Стоунхендж, клумбы, снежинка и радужка человеческого глаза – это всё мандалы. Даже наша Земля из космоса выглядит как мандала. Люди давно интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге.

Мандала обладает такими качествами, как: (Слайд 7)

  • Универсальность. Арт-терапия подходит людям любого возраста, пола. Подходит для работы индивидуально и в группе. А также помогает в решении самых различных проблем: во взаимоотношениях, со здоровьем, для разрешения внутренних противоречий и т.д.
  • Развитие творческих способностей. Каждый человек с рождения имеет творческий потенциал и способен к творческому самовыражению. Но с годами мы начинаем оценивать своё творчество словами “правильно-неправильно, красиво-некрасиво, похоже-непохоже” и т.д. И ставим себе запрет на дальнейшее творчество, считая себя бесталанным. Но в том и состоит суть: выразить то, что видите вы сам. Выразить так, как никто, кроме вас, не увидел. Творчество – это не предмет для оценивания, это путь самовыражения.
  • Безоценочность. Из вышесказанного и вытекает ещё одна особенность Арт-терапии – безоценочность.
  • Безопасность. Арт-терапия безопасна для нас, поскольку любое своё состояние вы можете нарисовать, облачить в сказку, вышить или сплести, сочинить музыку. И вам нет необходимости разъяснять людям свои чувства, если вы считаете это неуместным. Кроме того, арт-терапия безопасна для окружающих. Если вы очень разгневаны, гораздо более приемлемо выразить свой гнев на бумаге в виде рисунка или беспорядочной мазни, чем ругаться с людьми или крушить мебель. Также, просто рисуя своё неприятное самочувствие или сильную неприятную эмоцию, вы уже освобождаетесь от неё, уменьшаете её действие, вытаскиваете её из себя на бумагу.
  • Свобода самовыражения. В арт-терапии нет никаких законов и правил. Никто не скажет, что ваше творчество “нелогично, неправильно”. Это позволяет вам найти свой собственный уникальный путь, создать уникальный продукт, который будет эффективным именно для вас.
  • Простота в применении. Во-первых, нам достаточно легко раздобыть лист и карандаш, чтобы в любое время и в любом месте выплеснуть эмоции или создать себе поддержку с помощью приятного изображения. Во-вторых, арт-терапия не требует от человека каких-то особых знаний и навыков.
  • Связь с бессознательным. Когда мы перестаём говорить, размышлять, просто выключаем интеллект и доверяем работу чувству, телу, снимаются различные преграды, которые мы строим в своём сознании. Все, что мы прячем даже от самих себя, может беспрепятственно пройти из глубин души наружу. Именно с помощью методов арт-терапии быстрее всего можно проникнуть в самую суть проблемы и также быстро решить её.

Научно доказано, что Мандала помогает: (Слайд 8)

  • Исследовать самочувствие и взаимоотношения. Рисунок мандалы позволяет диагностировать физическое и психическое самочувствие, чем мы сегодня и займёмся. А так же мандала, сделанная семьёй или членами семьи в отдельности, показывает самочувствие членов семьи, удовлетворённость семейными отношениями.
  • Нормализовать эмоциональное состояние. Помогает простое раскрашивание готовых шаблонов, это успокаивает, снимает напряжение.
  • Активизировать ресурсные состояния, улучшить взаимоотношения. Можно целенаправленно создать специальные мандалы, которые будут вас расслаблять или, наоборот, заряжать энергией.

(Слайд 9-23) Посмотрим, как же выглядят мандалы (мандалы древних народов и цивилизаций; мандалы, нарисованные современными людьми в психотерапевтических целях). Таким образом, мандала – это не обязательно симметричное изображение с ярко выраженным центром. Это любое изображение, вписанное в круг и выражающее особый смысл.

II. Медитация (под музыку)

(Слайд 24) Примите удобную позу и закройте глаза. /Сосредоточьтесь на дыхании. Дышите ровно и спокойно. Вдыхайте носом и выдыхайте ртом. / Послушайте звуки вокруг вас. Ощутите пространство, температуру. /Теперь прислушайтесь к звукам внутри вас. Ощутите своё тело. Пройдитесь мысленным взором по всем частям тела. Ощутите вес рук и ног. /Сосредоточьтесь на своих чувствах. Какие сейчас внутри вас эмоции? Попробуйте определить, какого они цвета? Какой они формы? /сейчас опять сосредоточьтесь на ощущениях в теле... на дыхании. /когда будете готовы, открывайте глаза и возвращайтесь в кабинет.

Сейчас без лишних слов возьмите заготовку мандалы, и с помощью карандашей и фломастеров изобразите те чувства, которые вы в себе увидели. На это у вас есть 10 минут.

III. Рисование 1

Рисование длится 5-10минут. Завершаем рисование. Готовимся к исследованию своего внутреннего мира. По ходу размышлений можете делать для себя пометки на листах у вас на столе.

IV. Рефлексия 1

Для начала посмотрите на свою мандалу. Нравится ли она вам в целом?

Каково общее впечатление от рисунка? (тревожное, спокойное, агрессивное, движется ли она или статична)

Теперь перейдём к определению значения цветов и форм элементов, которые вы использовали в рисунке. (работа с таблицами) (Слайд 25-27)

  • Теперь попробуйте обобщить, какое вы нарисовали самочувствие, настроение?
  • Насколько вы согласны с этим описанием?
  • Это самочувствие относится к физическому или эмоциональному состоянию?
  • Знаете ли вы причины этого состояния? Что его могло вызвать?
  • Хотите ли вы что-то изменить? Какова ваша цель? (Запишите её.)
  • Подберите для целебной мандалы нужные цвета и формы.

V. Рисование 2 (под музыку)

Рисование длится 10 минут. Завершаем рисование. Внимательно посмотрите на оба своих рисунка. Готовимся к размышлениям и обсуждению.

VI. Рефлексия 2

Самый главный вопрос – нравится ли вам то, что вы изобразили? Если есть желание что-то добавить или перерисовать, обязательно нужно это сделать. Мандала будет закончена тогда, когда, глядя на неё, вы будете полностью довольны.

  • Сейчас посмотрите внимательно на ваш рисунок.
  • Не изменилась ли ваша цель в процессе рисования?
  • Удалось ли вам войти в желаемое состояние?
  • Как вы ощущаете себя сейчас?
  • Близок ли вам оказался этот метод?

VII. Завершение.

На этом наше занятие завершается. Есть ли у вас вопросы?

Если больше не осталось вопросов, есть ли желающие поделиться своим опытом? Понравилась ли вам ваша мандала? Сделали ли какие-то открытия сегодня или всё уже было известно? Наметили ли цель? Теперь вы можете создать свою мандалу, которая поможет вам скорректировать свое эмоциональное состояние, то есть создаст вам то настроение и самочувствие, какое вы хотите.

(Слайд 28) Для успешной работы с мандалами я приготовила для вас памятки, с помощью которых вы сможете исследовать диагностический рисунок и создать целебный.

Приложение.

Список используемой литературы.

  1. Шевченко М. Я рисую и исцеляю себя / М. Шевченко.- АСТ, У-Фактория, ВКТ, 2009.
  2. Вознесенская В. Мандалы. Магические рисунки для счастья, любви, удачи/ В. Вознесенская. ООО “Издательство АСТ”.
  3.  Статья: Мандала. Электронный ресурс [http://www.krugosvet.ru] (1997-2016 Универсальная научно-популярная энциклопедия “Кругосвет).
  4. Статья: Практическая работа с детьми с использованием техники Мандалы. Шевелёва Е.В. электронный ресурс [www.b17.ru]