Урок внеклассного чтения как одна из форм работы с учащимися на уроке литературы

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание


Введение

Внеклассная работа в школе нацелена на развитие творческих способностей детей. Увлекательные сценарии на самые разнообразные темы помогут сделать внеклассную работу в школе не только увлекательной и познавательной, но и по-настоящему воспитательной. Основополагающая задача воспитательной работы на уроках – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. А патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.

Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

Подростков отличает стремление к более высокой социальной активности. В этом возрасте формируется их избирательное отношение к литературе по отдельным темам, углубляются интересы, активнее происходит приобщение к литературе, адресованной взрослым читателям. Поэтому, в наше время проведение уроков внеклассного чтения, нацеленных на воспитание в школьниках активной гражданской позиции, актуально. Личностное развитие школьников, как гражданина и патриота, является первоочередной задачей общеобразовательной системы, которая выполняет, прежде всего, воспитательную функцию.

Как авторы разработки, мы предполагаем, что без уроков внеклассного чтения трудно представить уроки литературы в школе. Ориентированы такие уроки не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Темы уроков по внеклассному чтению выбраны неслучайно. В 2015 году в нашей стране будет отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Годы Великой Отечественной войны стали тяжелейшим испытанием для нашего народа. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского солдата, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу.

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего развития России в XXI веке. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю, – основа достоинства нации, ее способности в реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.

Целью уроков по внеклассному чтению, посвященных Великой Отечественной войне, является создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Задачи урока включают:

  • знакомство с героическими страницами истории нашей страны;
  • формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны;
  • повышение информационной культуры учащихся;
  • воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма;
  • эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям.
  • воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Педагогическими и методическими условиями успешного проведения занятия являются:

  • раскрытие значимости Великой Победы;
  • создание конкретного образа опасности, нависшего над страной, массового героизма, проявленного защитниками Родины;
  • использование опыта старших поколений, героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла - людей разных возрастов;
  • использование возможностей приглашения на урок ветеранов боевых действий Великой Отечественной войны, участников трудового фронта времен войны;
  • опора на знания учащихся по истории Отечества, литературе, краеведению, другим предметам, в которых были, пусть фрагментарные, материалы по истории Великой Отечественной войны;
  • использование наглядного материала, фонозаписей, видеозаписей, презентаций.

Разработки целесообразно применять после проведения уроков литературы, посвященных ВОВ. Уроки рассчитаны на учеников 7-8 классов. Целесообразна такая форма работы в классе со средним или сильном уровнем успеваемости. Разработки расширяют учебную программу по литературе.

Материально-техническая база для проведения подобных форм занятий – просмотр презентации, прослушивание фонозаписей, просмотр видеозаписей.

Основная часть

Школа является первой организованно-действующей средой, длительное время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа развития: детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействия среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды.

Патриотическое воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Внеклассная работа по литературе считается одним из источников духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников.

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. Система воспитательной работы по литературе представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

Мы много говорим сейчас о том, как при жесточайшем дефиците часов на изучение русской литературы сохранить нравственно-эстетический потенциал этого предмета, влияющего на становление личности и позволяющего в век рационализма пробуждать в ученике интерес к чтению, к настоящей книге, к писателю. Такие возможности мы видим не только в стандартном уроке, но и в умело организованном уроке по внеклассному чтению, если в нём активное участие принимают учащиеся, которые получают от учителя интересные и посильные задания.

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся. Однако стали ли такие уроки праздником для многих или это, как литературные беседы в XIX веке, только отдельные эпизоды сегодняшней.

Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести и уроки внеклассного чтения по литературе.

Уроки внеклассного чтения развивают вкус, расширяют кругозор, развивают творческую активность, повышают общую культуру учащихся. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных и видео фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма работы на уроке литературы позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.

Вместе с тем, это достаточно сложная форма работы, как для подготовки учителя, так и для восприятия школьников. При подготовке уроков по внеклассному чтению, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным или включаться тихим фоном.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к внеклассному чтению учащихся всех возрастных групп.

В нашей школе внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию.

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако в нестандартной форме работы на уроке это вполне воплотимо.

Предмет “литература” соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика, как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Огромную роль в личностном развитии подростков играет их восприятие литературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могут оказать такие нестандартные уроки, как уроки внеклассного чтения, поскольку учитель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь уроки, которые проводятся в нестандартной форме, имеющие огромную художественную и воспитательную ценность.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода — личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью.

Мы попытались оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании.

Таким образом, уроки внеклассного чтения приобрели особенную, свойственную только им специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме “живого диалога”, где от лица поэтов и их окружения говорят сами ученики. Здесь возможен разговор “на равных”, а значит — и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.

История России богата знаменательными событиями. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. О них и говорится в Федеральном законе № 32 от 13 марта 1995 года, который получил название “О днях воинской славы и памятных датах России”.

Сложилась хорошая традиция в образовательных учреждениях многих городов и сел проводить месячник по военно-патриотической работе. В нашей школе в апреле 2015 запланированы мероприятия, посвященные 70-летию Победы. В рамках общешкольного месячника, посвященному Великой Победы, в 7 “А” классе организованы мероприятия: классные часы – “Памяти узников концлагерей посвящается..”, “Дети войны”; уроки внеклассного чтения по литературе – “Дорогами войны”, “Цветы и порох”.

Классный час “Памяти узников концлагерей посвящается..” (Приложение 1) посвящается Дню памяти жертв фашистских концлагерей, который отмечается 11 апреля. Классный час сопровождается показом видеозаписей, показом презентации о фашистских лагерях смерти. Данное мероприятие нацелено на демонстрацию преступлений фашистской Германии против человечности.

Классный час “Дети войны” (Приложение 2) посвящен детям, которые на себе испытали все ужасы войны: детям блокадного Ленинграда, детям узникам концлагерей, пионерам-героям. В классном часе используются видеоклипы, содержащие кинохронику Великой Отечественной войны.

Урок внеклассного чтения по литературе “Ритмы и образы военной лирики” рассчитан на два часа. Первый урок “Дорогами войны” (Приложение 3) посвящен лирике Великой Отечественной войны. В ходе урока звучат стихотворения советских авторов: В. Жукова, М. Матусовского, Н. Старшинова, А. Шубина, К. Симонова, Ю. Друниной, А. Межирова, О. Берггольц, Д. Самойлова, А. Суркова, С. Щипачева. Урок сопровождается показом видеороликов, в которых звучат песни военных лет, читается стихотворение “Сороковые, роковые..” актером театра и кино, показывается кинохроника блокадных дней в Ленинграде.

Второй урок по внеклассному чтению “Цветы и порох” (Приложение 4) посвящен лирике военных лет, в которой такие противоположные понятия как цветы и порох слились воедино. Порохом пропитана каждая строка стихотворений, где цветы – это олицетворение мира, любви, Родины. Использованы стихотворения Н. Сидоренко, Н. Старшинова, В. Земного, А. Прокофьева, Б. Кежуна, Г. Пагирева, С. Наровчатова, С. Смирнова, М. Горбунова, Е. Долматовского, Л. Хаустова, Б. Некрасова, Н. Доризо, А. Суркова, Е. Шевелева, М. Лисянского, В. Скородумова, А. Сафронова. Урок сопровождается показом презентации. На уроке использованы видеоролики, посвященные Великой Отечественной войне.

Таким образом, овладение учащимися ценностями патриотического воспитания – важнейшая воспитательная задача, игнорировать которую невозможно при формировании военно-патриотической работы в школе. Уроки внеклассного чтения являются дополнительным, но тем не менее важным аспектом в воспитательном процессе, поскольку литература, изучаемая на уроках внеклассного чтения, может быть подобрана учителем с учетом вкусов и потребностей того или иного класса, то есть можно говорить о более индивидуализированном процессе обучения по сравнению с общеобразовательной программой.

Заключение

Актуальность исследования формирования ценностных ориентаций, необходимых для полноценного развития патриотической личности на уроках литературы, в том числе и на уроках внеклассного чтения обусловлена особенностями современной социокультурной ситуации. В обществе обострились тенденции, характеризующиеся утратой нравственных, патриотических и гражданских ориентиров, переориентацией ценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические, отрывом от традиций, ценимых народами России на протяжении многих веков, подменой идеалов культуры нашего Отечества образцами массовой субкультуры Запада. Поэтому особо актуальным становится обращение педагогики к проблеме ценностей, содержащимся в гуманитарном знании, литературе в особенности. С другой стороны, в последнее время отмечен интерес ученых, общественных деятелей, педагогов-практиков к наметившимся позитивным переменам в социально-культурной жизни, стремление обосновать систему гражданских ценностей, на которых следует воспитывать патриотически настроенную молодежь. В таких условиях литература есть реальный источник духовных, национальных ценностей – гуманности, патриотизма, благородства, нравственной чистоты, веры; она выступает как первостепенная основа для осуществления принципов гуманизации образования.

Овладение ценностями – важнейшая воспитательная цель преподавания литературы, игнорирование которой выхолащивает содержание ее школьного курса.

Патриотическое и духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами литературы, последовательное и целенаправленное использование ее воспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее. Изучение литературы невозможно без важнейших историко-литературных, художественно-эстетических и духовно-нравственных понятий и представлений (“идейно-художественное содержание”, “пафос”, “идеал”, “народность”, “национальный характер”, “совесть”, “долг”, “честь” и т.п.). Без всего этого изучение литературы теряет смысл. Не менее важной составляющей литературного образования является отбор произведений для изучения. Базовое условие “измерений” для “классиков” – явное различие хорошего и дурного, добра и зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественных ценностей.

Формирование ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.

Таким образом, овладение учащимися ценностями патриотического воспитания – важнейшая воспитательная задача, игнорировать которую невозможно при формировании патриотической работы в школе.

Формирование ценностных ориентаций у учащихся обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие патриотических ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.

Воспитательный потенциал внеклассной работы воспринимается учениками, если учитель создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия содержания по патриотическому воспитанию школьниками, помогают понять, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие, нравственные убеждения.

Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога.

Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант, услышать и понять самого себя “в путешествии по времени и пространствам”, ощутить мощную познавательную энергию культуры, ибо, как говорил Борис Пастернак, “культура – это плодотворное существование”, когда душа поднимается над всеми бездумными делами и жизнь сама по себе становится творчеством.