Авторская программа "Школа будущего первоклассника"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Переход ребёнка из детского сада в школу является переломным моментом в его жизни. Это естественно. И нужно сделать многое, чтобы этот переход был для детей безболезненным. А это задача воспитателей детского сада, родителей и, конечно же, учителей.

Главная задача, которая стоит перед учителями и родителями, создать общую установку по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности – учению. Такая установка необходима для того, чтобы маленький школьник мог легко войти в новый для него образ жизни, приспособиться к требованиям школы.

Положительная позиция ребёнка должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать у ребёнка положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами и сделать само учение радостным событием и интересным занятием. Создать такую радостную и совершенно реальную личную позицию у маленького будущего школьника очень важно. Ведь всем хорошо известно: если человек чего–то хочет, к чему–то стремится, он добивается желаемого, и, если встречает известные трудности, они его уже не пугают, тем более тогда, когда в новой, сложной работе ему помогает, разъясняет, показывает - как нужно работать, внимательный и знающий учитель. Вот почему среди всех задач самой главной задачей является создание общей положительной направленности будущего ученика на школу.

Если учёба даёт радость, ребёнок стремится закрепить это состояние новыми достижениями подчас безотчётно. Если учёба приносит огорчение, он точно так же стремится лишь к одному – любым способом избежать неприятности. О средствах достижения цели младший школьник почти не задумывается. Было бы ему хорошо. Ребёнок приходит в школу из семьи. Его радости и беды в первые дни и годы обучения во многом связаны с тем багажом знаний, умений и психологических качеств, которые он приносит с собой из дома.

Так чему же учить ребёнка, чтобы он правильно развивался и был готов к школе?

Ребёнка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: учить правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно научить действию, а не знаниям о предметах быта.

Нужно учить играть – сначала просто оперировать с игрушками, подражая реальным действиям, их логике, последовательности. Потом, только потом, когда ребёнок умеет самостоятельно действовать разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми.

Когда ребёнок проходит этот “игровой” путь, он приобретает очень многое, значительно продвигается в своём развитии. Сначала формируются, осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребёнка, их взаимная зависимость, собственное место ребёнка в этих взаимоотношениях. Дальше – нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. Ребёнок, играя, учится планировать свои действия и это помогает ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности. Но чтобы игра дала ребёнку всё, что может дать, его надо учить играть.

Нужно учить рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Рисуя, строя, создавая пластилиновых героев, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает своё эмоциональное состояние. К сожалению, лишь немногие родители задумываются над тем, что рисование и конструирование – первая продуктивная деятельность ребёнка. Чтобы сделать рисунок, лепную фигуру, аппликацию, постройку, нужно хорошо видеть, правильно воспринимать образец или представлять себе то, что будешь строить, лепить, рисовать, т.е. нужно произвести сложный анализ. Значит, рисование, конструирование, лепка, вырезание открывают перед нами возможность научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их форму, цвет, величину, соотношение частей, их пространственное расположение. Одновременно это даёт возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результат с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе. Если ребёнок умеет планировать свои действия в каком – либо виде деятельности, например, конструировании, ему намного легче перенести эти умения в новую ситуацию, в новую деятельность. Если дошкольник умеет сравнивать результат своего труда с заданным образцом или с реальным предметом, то сопоставление результата своих действий с требованиями учителя или учебника окажется для него не таким уж сложным делом. Рисуя, ребёнок приобретает твёрдость руки, учится ориентироваться в пространстве места, соотносить силу нажима на карандаш толщиной линии и просто правильно держать карандаш. И всё это ему пригодится, когда он начнёт учиться писать.

Кроме этого, данные виды деятельности ребёнку интересны, они дают возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от достижения намеченного результата, учат настойчивости, в общем, развивают те качества, которые необходимы ребёнку в школе.

Ещё, как видно из опыта, в раннем дошкольном возрасте совершенно необходимо научить ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой – раз есть уши – услышит. Но, к сожалению, это не так. Стихийный опыт, который ребёнок приобретает сам, конечно, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой для школьного обучения. Даже то, что ребёнок видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, можем оказаться “не увиденным” в сознании, неосознанным, непонятным. А ведь именно впечатления от окружающего мира, от наблюдений за неживой природой, её объектами, явлениями закладывают первые основы мироощущения ребёнка. И мы, взрослые, можем и должны научить его быть внимательным к тому, что его окружает. Необходимо расширять кругозор детей, который у них и так достаточно велик.

Готовя малыша к школе, родители иногда вырабатывают у ребёнка ошибочные навыки: дети считают на пальцах, неверно держат ручку, неправильно называют звуки. Переучивать таких детей очень трудно. Необходимо до школы вырабатывать у детей ряд простых и сложных привычек: здороваться и прощаться, благодарить за оказанную помощь, правильно попросить что–либо с использованием “волшебного” слова “пожалуйста”; воспитывать ответственность при выполнении любого дела, внимательное отношение к людям, привычку сдерживать свои порывы, привычку к дисциплинированному поведению.

Но также следует предостеречь взрослых от ошибки, которую они совершают: не стремитесь раньше времени втискивать в ребёнка школьную премудрость. Главное для ребёнка быть активным, сообразительным, раскрепощённым. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества так же важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Всего этого трудно, а может быть, даже невозможно достичь скучными для ребёнка занятиями школьного типа. Куда лучше организовать игры – занятия, которые увлекут малыша, будут для него интересными. Нужно дать ребёнку в игре проявить выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное в игре – похвалить малыша за успехи, находить его достижения и воздерживаться от порицаний за его ошибки.

Цель программы:

Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

В понятие “готовность к школьному обучению” входят следующие составные части:

1. развитие речи;

2. развитие интеллектуальных способностей;

3. развитие познавательной активности;

4. сформированность внутренней позиции школьника.

Задачи программы:

Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором качеств. Это умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, на радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии.
  4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
  7. Формирование умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
  • Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.
  • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Данные принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению здоровья детей.

Программа рассчитана на 33 недели. Занятия проводятся один раз в неделю (продолжительность: 4 занятия по 20 минут). Общее количество часов – 132.

Исходя из перечисленных составных школьной готовности, в программу были включены следующие разделы:

  1. Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
  2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики.
  3. Математическая пропедевтика.
  4. Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка.

Сквозные темы программы:

“Давайте познакомимся”, “Наш сад и огород”, “В осеннем лесу”, “Братья наши меньшие”, “Времена года”, “Кто кому кто”, “Папа, мама, я – дружная семья”, “Все профессии нужны, все профессии важны”, “Село, в котором я живу”, “В гостях у Светофорика”, “К нам прилетели снегири”, “Лесные жители”, “Будем вежливы и аккуратны”, “День и ночь – сутки прочь”, “Наши забавы”, “Кто живет в реке?”, “Защитники Отечества”, “Моя любимая мама”, “Ждём гостей”, “Внимание, дорога”, “Весна идет, весне дорогу!”, “Дикие и домашние животные”, “Какие бывают растения”, “Любимый мир сказок”, “Каждому предмету своё место”, “Чудо рядом”, “Мои увлечения”, “Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!”, “Еже ли вы вежливы”, “Мы помощники”, “Хлеб – всему голова!”, “Здравствуй, лето красное!”

Содержание программы

1. Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте (33 ч).

Одним из ведущих направлений работы при подготовке детей к школе является развитие речи. От уровня развития речи и мышления во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания дошкольников.

Общие понятия:

Знакомство со звучащим словом, выделение звука из звукового ряда, слова, текста.

Определение местоположения звука в слове по отношению к началу, середине, концу.

Программа предполагает не обучение просто чтению, а введение широкого круга познавательных задач в области языка:

1. Овладение звуковым синтезом слов.

2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

3. Правильное произношение всех звуков родного языка.

4. Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слоговой структуре.

5. Уточнение, обогащение, активизация словаря.

6. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, подбор синонимов, антонимов (без использования терминов).

7. Раскрытие смысла образных выражений, поговорок, пословиц.

8. Пересказ сказки или небольшого рассказа (по вопросам учителя и самостоятельно).

9. Составление по картинке или серии картинок, объединённых общей темой, небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

10. Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

11. Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последоватeльности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

12. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам дрyгиx детей.

2. Подготовка к обучению письму. Развитие мелкой моторики (33ч.)

При подготовке детей к письму учитель организует систематическую работу по специально разработанной тетради, yчитывая психическую и физическую готовность детей к этой трудной, но так необходимой деятельности.

На первых занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве места. Для этого включаем в работу разнообразные упражнения на ориентацию:

а) графические диктанты;

б) штриховку фигур;

в) рисование по клеткам узоров;

г) построение фигур из прямых линий.

Знакомство с начертаниями печатных букв, их “именами”, рассматривание буквы как фигуры начинается только после этого. В этот период, когда ребёнок учится владеть рукой, с помощью зрения фиксировать границы, величину элементов, запоминает конфигурацию букв, не следует устанавливать связи с работой букв (какой звук какой буквой обозначаем). Полезнее попросить ребят сравнивать буквы между собой, из каких и скольких элементов построены, чем похожи и чем отличаются. Учитель предлагает детям такие упражнения: выложить букву их палочек, слепить из пластилина, составить из геометрических фигур, дорисовать, заштриховать или разукрасить.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. В данный раздел включены следующие упражнения:

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Штриховка.
  3. Лепка.
  4. Аппликация

Все они, за исключением аппликации, проводятся на каждом занятии.

Штриховка, аппликация и лепка также способствуют развитию творческого воображения и конструкторских способностей.

Основной целью лепки является подготовка к обучению грамоте. Лепка, с одной стороны, требует развитых ощущений и восприятий, а с другой – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей важнейшее место занимает осязание предмета. Поэтому предлагается знакомство с буквами осуществлять через лепку.

Кроме этого, лепка способствует развитию аналитико – синтетической деятельности: расчленение целого предмета - буквы, объединение отдельных элементов в целое и развитию мелкой моторики.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:

  • правильно держать ручку при письме;
  • ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки;
  • фиксировать границу и величину элементов;
  • запоминать конфигурацию букв;
  • знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
  • при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
  • уметь по фрагментам продолжить узор.

3. Математическая пропедевтика (Развитие элементов логического мышления и элементарных математических представлений. Ознакомление с пространственными и временными отношениями) (33 ч.)

Общие понятия:

  • Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, материалу.
  • Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по данному признаку. Выделение части совокупности.
  • Сравнение двух совокупностей предметов. Установление равной численности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на... - меньше на...).
  • Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
  • Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
  • Числа и операции с ними.
  • Прямой и обратный счет в пределах 10.
  • Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами.
  • Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на...меньше на...) на наглядной основе.
  • Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
  • Пространственно-временные представления
  • Примеры отношений: на – над - под, слева – справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.
  • Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.
  • Ориентировка на листе бумаги в клетку.
  • Геометрические фигуры и величины.
  • Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковые по форме. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:

  1. Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
  2. Объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью.
  3. Находить части целого и целое по известным частям.
  4. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
  5. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
  6. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа, называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
  7. Соотносить цифру с количеством предметов.
  8. Узнавать и называть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
  9. Разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
  10. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  11. Называть части суток, последовательность дней недели, месяцев в году.

4. Развитие конструкторских способностей. Рисование (33 ч.)

Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е. умение видеть жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов.

Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника, будь то живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так, например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства, объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин, глина, бумага (объёмное моделирование). Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:

  • овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации – ножницы, гладилки; в лепке - стеки);
  • развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;
  • производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз, слева направо и по косой;
  • умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;
  • развитие зрительно – двигательной координации;
  • развитие “ручной умелости” ребёнка.

Данная программа составлена с учетом использования тетрадей на печатной основе:

  1. Я готовлюсь к письму. Тетрадь №1, №2/ Н. А. Федосова – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2014 г.
  2. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет/ Колесникова Е. В. – М.: ТЦ Сфера, 2014 г. (Математические ступеньки)
  3. Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам: пособ. По обуч. детей ст. дошк. возраста / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова – М.: Дрофа, 2014 г.

Приложение.