Южная Америка. Население». 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


№ п/п Тема Элементы обязательного минимума образования Планируемые результаты УУД Вид деятельности учащихся Оборудование, Д/З
Предметные Метапредметные Личностные
  Введение (2 часа)
37

(5/7)

Население Южной Америки. История заселения материка, влияние исторических факторов на этапы заселения и формирование культуры населения.

Называть и показывать крупнейшие народы континента, места их расселения, наиболее распространенные языки, районы повышенной плотности населения, наиболее крупные по площади страны;

крупнейшие страны, их столицы и крупные города.

Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов на основе сравнения карт. Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи; углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Формирование уважительного отношения к иной истории и культуре.

Формирование навыков общения со сверстниками, мотивации к изучению географии, трудолюбия и дисциплинированности.

Составление ЛОК с использованием карты атласа и плана.

Тестирование по теме, взаимоконтроль заданий.

Анализ дополнительной литературы.

“Южная Америка”.

Политическая карта.

Карта “Южная Америка”.

Параграфы 37-39  (чит., отв. на вопросы),

творческое задание (по выбору)

Цели: продолжить формирование представлений о народах мира, о коренном и пришлом населении, его расовом составе, его расселении по материку.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить формирование у учащихся представлений о населении Земли,
  • сформировать представление об истории заселения Южной Америки, о прошлом и настоящем народов,
  • познакомить учащихся с современным населением Южной Америки, его расовым и этническим составом, расселением по материку.

Воспитательные:

  • воспитать умение работать в группе, умение слушать одноклассников,
  • прививать уважительное отношение к мнению своих одноклассников,
  • формировать у учащихся географическую культуру,
  • воспитание толерантности на примере народов Южной Америки,
  • содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.

Развивающие:

  • развивать умения в поисках решения проблемных ситуаций, географического мышления, культуру общения учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Объект: материк Южная Америка

Предмет: физическая карта мира, физическая карта и карта климатических поясов Южной Америки.

Форма обучения: коллективный способ обучения – работа в группах (по 4 человека).

Методы обучения:

  • по источникам знаний: словесные (работа с учебником), наглядные (учебные картины, настенные карты, видеофрагмент), практические (работа с контурной картой).
  • по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, информационно-творческий.

Оборудование: карты: “Физическая мира”, “Физическая Южная Америка”, “Политическая карта Южной Америки”, выставка книг и энциклопедий по теме, учебник и атлас “География материков и океанов” 7 класс, контурная карта, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Опорные знания и умения: знания о географическом положении материка, исследователях материка Южная Америка.

Ведущие понятия:  физико-географическое положение объекта, крайние точки.

Тип урока: изучение нового материала

Подготовительный этап: До проведения урока учитель раздает задание по подготовке сообщений о развитых доколумбовых государствах инков, ацтеков, кечуа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала. Подготовка к восприятию нового материала.

3. Изучение нового материала.

4.Физкультминутка.

5. Закрепление изученного материала.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Приложение.

Этапы учебного занятия Деятельность учителя Время
1. Организационный момент. Приветствие. Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса: Все готовы?

Давайте проверим готовность к уроку. На партах у вас лежат: учебники, атласы, рабочие тетради, которые нам сегодня пригодятся.

2 мин.
2. Мотивация к учебной деятельности.

Повторение пройденного материала.

СЛАЙД 1

- Ребята, в течение нескольких уроков мы совершали интересное путешествие по этому удивительному материку – Южная Америка. Познакомились географическим положением, с климатом, рельефом, природными комплексами континента. Все это позволило создать образ Южной Америки. Но сформированный образ Южной Америки не является полным.

И мы продолжаем изучать материк Южная Америка.

- Чтобы определить тему нашего урока, вы должны помочь мне разгадать кроссворд, записанный на доске.

1 мин.
3. Проверка знаний по предыдущим темам СЛАЙД 2

1.Самая длинная горная цепь Земли?

2. Водопад, расположенный на одном из притоков Параны. Находится на границе Бразилии и Аргентины.

3. Как называется южноамериканский влажный экваториальный лес?

4.Кто открыл Америку?

5.Название дерева, в переводе означающее “сломай топор”.

6.Самая многоводная река на Земле?

7. Самое высокогорное озеро мира.

Вы ответили на все вопросы правильно.

И тема урока... ???

2 мин.
4.Актуализация знаний СЛАЙД 3

Да, действительно, Вы правы, тема нашего сегодняшнего урока "Южная Америка. Население"

А теперь, давайте откроем тетради и запишем тему урока: "Южная Америка. Население"

1 мин.
5. Целеполагание. СЛАЙД 4

Цель  урока:  продолжить формирование представлений о народах мира, в частности о населении Южной Америки.

- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать? Какие стоят перед нами задачи?

- А теперь посмотрите как у меня.

СЛАЙД 5

Мне кажется, нам очень повезло с темой, так как сегодня мы узнаем не только о том, как заселялся материк, но и какой чудесный народ живет на этом материке. А самое главное, Вам сегодня предстоит самим побыть в роли исследователей.

Население Южной Америки мы будем изучать по следующему плану.

2 мин.
6. Изучение нового материала. СЛАЙД 6

И первый пункт нашего плана –

1. История заселения.

Мы начинаем путешествие во времени.

- Как вы думаете, на сколько лет нам нужно перенестись, чтобы узнать о первых жителях Южной Америки? (Ответы детей )

- А Вы представляете! На территории Южной Америки не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Южной Америки?

- Может быть кто- то из вас уже знает?

- А давайте проверим ваши предположения.

СЛАЙД 7

Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории материка появились 15-17 тысяч лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которые пришли на материк из Северо-Восточной Азии по “сухопутному мосту” через Беренгию примерно 20 тысяч лет назад.

- Что мы с вами определили?

(1. Пути заселения: из Африки, С.Америки, Азии и Океании ) Запишите в тетрадь под номером 1 то, что мы с вами определили.

Предки индейцев образовали многочисленные племена, заселившие весь материк.

СЛАЙД 7(1)

Занятия населения. Древние племена, основавшиеся на материке, находились на низком уровне развития. Они вели бродячий образ жизни и занимались в основном охотой, рыболовством и собирательством.

СЛАЙД 7(2)

7 тысяч лет назад на материке зародилось земледелие. Культурные растения.

Не имея связей с народами других материков, на протяжении длительного времени коренные жители, народы Южной Америки создавали своеобразную культуру.

Уже в I веке н.э. на континенте были созданы несколько центров древних цивилизаций.

СЛАЙДЫ 8

В X–XVI вв. на территории Южной Америки сложилось крупное индейское государство – империя инков, в котором под началом племени инков было объединено не менее ста различных индейский племен.

СЛАЙДЫ 9 - 18

Государство инков (Выступление учащегося)

На пике своего существования империя Инков являлась одним из крупнейших государств на Земле.

Но развитие культуры и общественного строя государства было прервано в XVI в. в результате завоевания материка.

И мы переходим ко второму пункту плана нашего урока:

2. Завоевание материка.

СЛАЙД 19

Кто положил начало этапу освоения материка? Кто считается первооткрывателем Америки?

– Х. Колумб (испанский мореплаватель, итальянец по происхождению)

  СЛАЙД 20

Благодаря  открытию Нового Света, на эти земли хлынули испанские конкистадоры (от испанского слова — конкиста” — завоевание) в погоне за золотом и заморскими богатствами. Они встретились с индейскими племенами и народностями, у большинства которых еще сохранился первобытнообщинный строй. Однако свободолюбивые индейцы майя не покорились и восставали против испанских завоевателей. 

Какие итоги завоевания?

Где можем взять знания, которых нам не хватает? (из учебника)

- Совершенно верно.

- Откройте учебник на стр.188, найдите информацию об итогах завоевания материка.

- Завоевание Южной Америки европейцами и переселение их на материк началось с 16 века. Первыми были испанцы и португальцы, а позднее – выходцы из других стран Европы. Постепенно они осваивают всё новые земли, основывают здесь всё новые поселения, которые превращаются в крупные города.

- Для освоения новых земель и работ на плантациях в Южной Америке с XVI века европейцы всё чаще начинают использовать рабов. Индейцы были слишком свободолюбивыми для этих целей. Они часто предпочитали погибнуть, чем стать невольниками. Сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов искать дешёвую рабочую силу. Для работы на плантациях из Африки начали ввозить негров-рабов.

Древние государства индейцев были разграблены и 3 пункт нашего плана:

СЛАЙД 21

3. Исчезнувшие цивилизации (озвучивание слайда презентации)

СЛАЙД 22

4. Состав населения:

(чертим схему)

Ребята, Вы уже знаете, что население любого материка состоит из коренных жителей и пришлого населения.

Коренное население ЮА - это индейцы.

СЛАЙД 23 - 24 (индейцы и особенности украшения перьями, зачем?)

СЛАЙД 25

Пришлое население – это...

А как Вы думаете, что произошло дальше? (Предложения ребят).

Ваши предложения верны, действительно, европейцы женились на представительницах индейцев, а индейцы - на представительницах негров. Так появились представители: метисов, мулатов и самбо. Кто такие? (Учебник, стр.189)

(Запись в словарь)

В н. вр. смешанное население составляет основную массу населения большинства стран материка.

В/ Как вы считаете, какое место ЮА занимает по численности населения среди материков южного полушария?

- Численность населения составляет 390 млн. человек.

З/ Атлас, стр. 18-19 (карта “Плотность населения. Народы.)

Определите (задания по группам):

  • 1 гр. Районы с низкой плотностью населения.
  • 2 гр. Густонаселенные районы.
  • 3 гр. Объясните неравномерность размещения населения Южной Америки.

Ответы учащихся.

Конечно же, Вы правы, материк заселен неравномерно. Труднопроходимые леса в центре материка практически не заселены.

В основном, население проживает на побережье, что связано с природными и историческими факторами.

В приморской части континента живут примерно 90%.

Здесь же расположены крупнейшие города Южной Америки. Назовите их. Какова их численность? (Покажите их на карте).

- Сан-Паулу (19 млн. человек)

Буэнос-Айрес (13 млн. человек)

Рио-де-Жанейро (11 млн. человек)

Для дальнейшей работы нам понадобятся атласы, откройте, пожалуйста, страница 16-17 (Политическая карта мира).

Соотнесите данные города со странами и назовите, как называются эти государства?

Вопрос: “Почему на западном побережье в горах высокая плотность?”

Довольно густо заселены высокогорные равнины и межгорные долины Анд, где освоение началось еще до европейской колонизации 20% населения материка обитают на высотах свыше 1000 метров, из них больше половины заселяют высокогорья (свыше 2000 метров). Столица Боливии Ла-Пас находится на высоте около 4000 метров, это самый крупный город (более 1 млн. человек) в мире, расположенный так высоко в горах.

- И с этим задание вы справились, молодцы!

В настоящее время в Южной Америке проживает примерно 250 больших и малых народов.

Итак, теперь мы с Вами знаем, какие народы заселяют Южную Америку.

6. Языки (А-18-19)

Как вы думаете, на каком языке разговаривает большинство населения Ю.А.? Почему?

Большинство населения говорит на испанском языке, (Большинство стран Ю.А. были колониями Испании)

а в Бразилии – на португальском, сохранились и некоторые индейские языки. На севере часть населения говорит на французском и английском языках.

Испанский и португальский языки происходят от древней латыни, поэтому Ю.А. вместе с южной частью С.А. называют Латинской Америкой.

А у Вас какой родной язык? А официальный язык государства, в котором Вы живёте?

Мы – жители самого большого государства в мире - России говорим на официальном русском языке и сейчас с Вами проведём физминутку на русском языке.

20 мин.
Физминутка СЛАЙД 26

Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.

1 мин.
  СЛАЙД 27

Политическая карта Южной Америки.

Границы современных государств сложились в начале 19 века в результате борьбы народов за независимость против испанских и португальских колонизаторов.

Но подробнее о государствах ЮА речь пойдет на следующих уроках.

7. Закрепление знаний СЛАЙД 28

Пришло время закрепить ваши знания, полученные на уроке и выполнить задания

СЛАЙД 29-32

Выполняются задания (уровневые) и практикум (работа с атласом и контурными картами)

4 мин.

 

 

 

 

 

2 мин.

8. Контроль знаний СЛАЙД 33

А теперь проверим знания, ответив на вопросы теста:

Перед Вами листочки с тестами, подписали ФИ и начали давать правильные ответы.

Теперь поставьте себе отметку, какую, по вашему мнению, вы заработали (самоконтроль).

СЛАЙД 34

Поменяйтесь тестами, пусть ваш сосед проверит тест (взаимоконтроль)

СЛАЙД 35

Отметка ставится согласно критериям на слайде. Сдаём тесты.

Поднимите руки, кто получил отметку 5? 4? 3? Кто не справился с заданиями теста? Есть такие?

9. Рефлексия. СЛАЙД 36

- А сейчас давайте подведем итоги: что мы узнали, чему научились. Достигли ли мы поставленной цели?

Давайте проверим, со всеми ли задачами справились на уроке? (обращаюсь к задачам урока)

СЛАЙД 37

1) Сегодня на уроке я узнал_____ .

2) Больше всего мне понравилось_________ .

3) Самым интересным сегодня на уроке было

4) Самым сложным для меня сегодня было

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял____________

7) Сегодня я научился_________

8) Сегодня я задумался_________

9) Сегодняшний урок показал мне

2 мин.
10. Домашнее задание СЛАЙД 38

Открываем дневники. Записываем домашнее задание.

Параграфы 38-39 (чит.)

1. Подготовить рекламный буклет с приглашением посетить одну из стран Южной Америки с описанием достопримечательностей этой страны.

  • 1 группа - Бразилия
  • 2 группа - Аргентина
  • 3 группа - Перу
  • 4 группа - Чили
  • 5 группа - Боливия
  • 6 группа - Эквадор
1 мин.
11. Итог урока СЛАЙД 39

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что вам оно понравилось. Вы хорошо потрудились и результатом вашей работы стали хорошие оценки. Тесты оценю на следующем уроке, а за правильные, но небольшие ответы вы получаете плюсы на свой банковский счет.

По окончании урока при помощи смайликов-магнитов оцените, как прошел наш с вами урок.

Я вас прошу:  Уходя с урока сдать мне Ваши тесты и прикрепить к доске

- жёлтый смайлик с улыбкой, если на уроке Вам было интересно, и Вы всё поняли,

- синий - если урок Вам не понравился было скучно.

СЛАЙД 40

Спасибо за хорошую работу!

2 мин.