Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками

Разделы: Начальная школа


Важное место в системе обучения правописанию занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления орфограммы, но и предупреждения ошибок.

В.А.Флеров писал: «…Ни под каким видом нельзя допускать, чтобы дети видели, а тем более писали слова орфографически неправильно».
Большое внимание работе над ошибками и их предупреждению удалено в трудах Н.С.Рождественского, Д.Н.Богоявленского, Н.Н.Алгазиной и др.

В работе «Обучение орфографии в начальной школе» Н.С.Рождественский отмечает, что важными условиями работы над ошибками являются учет ошибок, их предупреждение и преодоление.

Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у учащихся орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.

Цель работы над ошибками состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. «Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С.Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…»

Проводя работу над орфографическими ошибками, учитель воспроизводит знания детей по отдельным правилам орфографии, на которые ими были допущены ошибки, дает образцы объяснения ошибок, закрепляет навыки правописания, а также готовит учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Кроме того, учитель указывает, в чем заключается ошибка ученика, как надо ее исправить и почему исправить таким образом.

Чтобы добиться эффективности работы на уроке, посвященном работе над ошибками, учитель отбирает для такого урока наиболее типичные ошибки.

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.
Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разнообразными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно и других условий.

К этим приемам относятся:

  1. Самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;
  2. Самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
  3. Подбор проверочных слов к данным словам;
  4. Выбор слов из «Словаря» для сопоставления и проверки написания их;
  5. Взаимопроверка работ учащихся;
  6. Подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
  7. Подбор примеров, противоположных по написанию;
  8. Письменный орфографический разбор или разбор по составу слова;
  9. Выписывание слов и словосочетаний из текста с определенными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.

При этом не следует забывать о том, что работа над ошибками должна быть обучающей, т.е. являться продолжением деятельности учеников по усвоению орфографических правил.

Такие приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.

Работа над ошибками должна проводиться в определенной системе и начинаться с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. Проверив письменные работы учащихся, учитель должен отметить те группы ошибок, которые являются типичными в данном случае для всех детей и над которыми надо основательно поработать в классе коллективно. Здесь отрабатываются наиболее типичные и грубые ошибки, а дома учащиеся работают над остальными индивидуальными ошибками. Причем успех в домашней работе над ошибками зависит от того, насколько обучающей была эта работа на уроке.

Основным содержанием урока работы над ошибками должно быть:

1) ознакомление учащихся с результатами письменной работы;
2) повторение соответствующего теоретического материала;
3) показ учителем приемов работы над ошибками;
4) упражнения в закреплении данных орфограмм;
5) задание на дом.

Чтобы не притуплялось орфографическое внимание учащихся, необходимо применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы школьников активно мыслить, творчески работать.

Чтобы облегчить учащимся самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками». В этой «Памятке» даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму. Например, работая над ошибками на безударные гласные в корне слова, учащиеся руководствуются такими указаниями:

  1. разбери слово по составу, определи корень;
  2. поставь ударение, подчеркни безударные гласные в корне;
  3. подбери однокоренные слова с ударением на проверяемом гласном;
  4. составь с обоими словами  по одному предложению.

Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками на первых порах: она побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала и применения правил.

Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только после соответствующей подготовки школьников к ее выполнению. Поэтому, прежде чем проводить урок работы над ошибками, нужно проверить письменную работу, выявить типичные ошибки и уже на основании этого предложить детям предварительное задание: повторить правила, которые нарушены большинством учащихся. В этом случае дети придут на урок подготовленными, следовательно, учитель сможет организовать работу над ошибками в плане закрепления нарушенных правил. Так урок работы над ошибками превращается в урок закрепления, т.е. в работу по формированию у учащихся навыков грамотного письма.

Фронтальная работа над ошибками, типичными для всего класса, необходима для усвоения правил и их закрепления. Но для выработки прочных  навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками. Возникают трудности из-за разнородности ошибок и различного темпа работы учащихся.

Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Если для правописания слов с непроизносимыми согласными достаточно подобрать как можно больше подобных слов, написать, запомнить их правописание, подчеркнув непроизносимые согласные, и найти к ним проверочные слова, то для правильного написания гласных в корне необходимо подобрать родственные слова, выделить в них корень, написать, поставить знак ударения в родственных словах и подчеркнуть проверочные слова. Для правописания слов с глухими и звонкими согласными необходимо найти в учебнике и повторить соответствующее правило и выполнить упражнение, подтверждающее это правило.

Необходимо вести систематический учет грамотности детей, так как он дает наглядное представление о состоянии грамотности учеников, о различных категориях ошибок, общих для всего класса. По мере овладения умением самостоятельно выполнять задания организуется индивидуальная самостоятельная работа над ошибками по карточкам. Каждому ученику рекомендуется повторить соответствующее правило. Это правило ученик отвечает учителю либо перед тем, как приступить к выполнению упражнения, либо в процессе самостоятельной работы.

Самостоятельная работа учащихся над ошибками имеет большое значение. При такой организации работы ученик действительно приучается работать самостоятельно. Имея в руках задание, которое он должен выполнить сам, не заглядывая в тетрадь соседа и не списывая механически с доски готовое решение, ученик начинает по-настоящему учиться, задумываться над написанием слов. При организации самостоятельной работы время каждого ученика используется целесообразно.

Учитель, пользуясь тем, что все дети заняты работой, может уделить внимание слабоуспевающим, дать им дополнительные разъяснения. Для тех, кто в последней контрольной работе не допустил ошибок, дается дидактический материал, стимулирующий творческую деятельности: составление рассказов по данным словам, по плану (с включением опорных слов и оборотов), по картине.

При систематической организации самостоятельной работы над ошибками растет возможность уменьшить объем домашних заданий, так как значительная часть материала усваивается во время самостоятельных занятий под непосредственным руководством учителя.

Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками необходимо использовать памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить эту ошибку.

Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правила.

Как надо работать над ошибками (памятка для ученика)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери  слово по составу.
  3. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
  4. Если ошибка в приставке, вспомни, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола.

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются: 1)  самостоятельное отыскивание и исправление ошибок; 2) самостоятельное исправление ошибок, только подчеркнутых учителем или отмеченных на полях тетради при помощи условных знаков; 3) самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки; 4) работа с орфографическим словарем; 5) выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те правила, на которые допущены ошибки.