Дифференциация звуков С–Ш в слогах, словах, предложениях и текстах

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)


Конспект занятия №1

Тема: Дифференциация С – Ш в слогах и словах

Цель: Научить различать звуки С – Ш в слогах и словах.

Задачи:

  • Коррекционная: развивать правильное произношение и написание слогов и слов со звуком С – Ш; логическое мышление; фонематический слух и анализ слов; развивать слоговой анализ и синтез слов.
  • Развивающая: развивать ручную и общую моторику и координацию движения, умение и точность бросать мяч.
  • Дидактическая (образовательная): формировать навыки деления слов на слоги; закреплять знания о правописании слов с сомнительными согласными С – Ш.
  • Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимопонимания и сотрудничества.
  • Психологическая: создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Здоровьесберегающая: укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, приобщать школьников к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (в программе PowerPoint), карточки со слогами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I. Организационный момент

Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2. Сегодняшнее занятие – путешествие в гости к сказочным героям. Устраивайтесь поудобнее, в это путешествие мы отправляемся на самолете. Слайд 3. Посмотрите в иллюминатор, Вы видите, как мы пролетаем над Тауэрским мостом, а сейчас Вы видите живописную и красивую деревеньку Англии. Мы прилетели в загородный дом нашего героя. Слайд 4. Знакомьтесь – это наши новые друзья Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Слайд 5. Они дружат со звуками, с какими, угадайте. Для этого посмотрите, что изображено на картинке.

II. Основная часть

Задание №1: “Зашумлённые картинки”. Развитие зрительного восприятия, логическое мышление. Формирование наглядно-образных представлений, развитие зрительного внимания и памяти.

Логопед: Перед вами картинка хорошо известных вам растений, животных или предметов. Попробуйте отгадать, что здесь изображено. Отгадав первые буквы слов в спрятанных рисунках, вы узнаете, какие звуки мы сегодня будем изучать, выделите их и запишите. Слайд 6. Молодцы, вы справились с заданием. Наше путешествие продолжается.

Задание №2: Объяснение характерных признаков глухих звуков С – Ш (артикуляция и звучание звуков С – Ш). Закрепление знания норм артикуляции звуков С – Ш.

Логопед: Мы с вами отправляемся в гости к нашим новым друзьям Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в страну твёрдых звуков С – Ш. Возьмите зеркала и произнесите по очереди звуки С – Ш. При произнесении этого звука С: губы растянуты в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов. Струйка воздуха выдыхается посередине языка, на поднесенной ладони ощущается холодный воздух. При произнесении этого звука Ш: губы округлены и слегка вытянуты вперёд трубочкой. Зубы сближены. Широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба. Выдыхаемая струя воздуха, на поднесенной ладони ощущается тёплый воздух. Слайд 7. С – Ш – глухой, произносится только при помощи шума без голоса. Слайд 8.

Задание №3: Дифференциация звуков С – Ш в слогах. Закрепление звуков и букв С – Ш. Работа над темпом речи. Развитие фонематического слуха, автоматизация звуков С – Ш в слогах и фразе.

Логопед: Перед вами внучка соседей доктора Ватсона – Пеппи “Длинныйчулок”, которая очень любит петь и танцевать. Давайте то же вместе с ней попоем ее любимые песенки. Для этого произносите (читайте) слоги за мной Слайд 9. Сначала мы будем пропевать медленно, затем быстрее и быстро.

Логопед: У вас всё так хорошо получается. Молодцы! Пеппи вами очень довольна.

Физкультурная минутка: Упражнения на формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения. Развитие фонематического слуха, различение звуков С – Ш на слух, работа над ритмом речи.

Логопед: Сейчас немного отдохнем и сделаем упражнения вместе с подругой Пеппи, Сюзанной, а упражнение называется “Матрёшки” Слайд 10. Когда Вы услышите звук Ш, то хлопните в ладошки, а услышите звук С, то топните ногой, если же услышите и С – Ш, то и хлопните, и топните.

Мы – веселые матрёшки,
Ладушки – ладушки!
На ногах у нас сапожки,
Ладушки – ладушки!

Завязали мы платочки,
Ладушки – ладушки!
Раскраснелись наши щёчки,
Ладушки – ладушки! [1, с. 90]

Задание №4: “Осенний лес” Развитие фонематического и слогового анализа и синтеза слов. Закрепление знаний о слоге. Дифференциация звуков С – Ш в словах.

Шерлок Холмс поручил Пеппи выучить шуточное стихотворение, помогите ей справиться с заданием. Устное задание: Посмотрите на экран и прочитайте стихотворение. Слайд 11. Определите, сколько слогов в слове. Сколько слогов, столько раз и отхлопайте в ладошки. Объясните, почему автор написал некоторые слова с ошибками. Скажите, как правильно пишутся эти слова. Письменное задание: Запишите стихотворение себе в тетрадь, разделив слова со звуками С – Ш на слоги. Подчеркните звук Ш одной чертой, звук С – двумя чертами.

Что в ле-су на букву Ш?

Что у нас в ле-су на букву Ш?
Это шиш-ка шлёп-ну-лась, шур-ша.
Шмель и шер-шень шум-но ша-рят в каш-ке.
Ше-бур-шат в ши-пов-ни-ке бу-каш-ки.
Что ещё в ле-су на букву Ш?
Шум и шо-рох возле ша-ла-ша.
Ну, а ес-ли полон рот мо-рош-ки –
ши-ро-еж-ки и шо-ро-ко-нож-ки!
Михаил Яснов [1, с. 10]

Логопед: Молодцы! Хорошо поработали и справились со сложным заданием Шерлока Холмса.

III. Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Шерлоку Холмсу и Доктору Ватсону в страну твёрдых звуков С – Ш подошло к концу. Попрощайтесь с нашими новыми друзьями. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением Вас.

Спасибо Вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Как вы думаете, вы обошлись бы без помощи товарищей по группе? И должны ли друзья помогать друг другу?

Дети дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось – грустное. Слайд 12. До свидания! До новых встреч! Слайд 13.

Список литературы.

  1. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб, 2005. – 272 с.
  2. Яснов М.Д. Что в лесу на букву Ш? //Мурзилка. – 1984. – №11. – с.10

Конспект занятия №2

Тема: Дифференциация С – Ш в предложениях и текстах.

Цель: Научить различать звуки С – Ш в предложениях и текстах.

Задачи:

  • Коррекционная: развивать правильное произношение и написание предложений со звуком С – Ш; языковой анализ и синтез на уровне предложения; логическое мышление.
  • Развивающая: развивать точность произвольных движений; учить школьников переключаться с одного движения на другое.
  • Дидактическая (образовательная): учить развитию навыка по согласованию слов в словосочетаниях.
  • Воспитательная: воспитывать честность, взаимовыручку, дружелюбие.
  • Психологическая: развивать эмоциональный подъем и разрядку нервно – психического напряжения.
  • Здоровьесберегающая: обеспечить физическое здоровье, средствами физического воспитания и развития потребности к здоровому образу жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (в программе Power Point), карточки со словами, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I. Организационный момент

Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2. Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие вместе с Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном по сказочной стране твёрдых звуков Ш – С.

II. Основная часть

Задание №1: Припоминание характеристики согласных.

Логопед: Возьмите зеркала и давайте вспомним, как правильно произносятся глухой звуки С – Ш. Слайд 3 – 4.

Задание №2: “Письмо Шерлока Холмса к другу”

Развитие логического мышления и зрительного восприятия. Развитие языкового анализа и синтеза. Работа на уровне предложения и текста. Закрепление знаний о согласных звуках С – Ш.

Логопед: Однажды доктору Ватсону почтальон принес загадочное письмо от друга – Шерлока Холмса. Слайд 5. Текст этого письма зашифрован, чтобы его прочитать, нужно расшифровать письмо. В письме были пропущены буквы, а некоторые слова и вовсе отсутствовали и вместо них стояли картинки. Вот текст этого письма, посмотрите на экран: Слайд 6.

“Добрый день, дорогой друг! Прошу Вас помочь мне! Жду Вас в гости. Поспешите. Мой адрес Вы найдете, расшифровав мое послание. Как ко мне добраться, Вам подскажет ответ 1. Возьмите ответ 2, он лежит в ответе 3. Садитесь в ответ 4. Чтобы Вас никто не заметил и не узнал, наденьте ответ 5.

Будьте внимательны и правильно расшифруйте мое письмо, а иначе вы не сможете ко мне добраться. Судьба сыграет с Вами злую ответ 6. Надеюсь, у Вас все получится, и мы с Вами скоро встретимся!

Удачи, доктор Ватсон! С уважением, ваш друг Шерлок Холмс”.

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Путешествие продолжается, доктор Ватсон полетел на самолете к своему другу.

Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной моторики, воспитание чувства ритма. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

Логопед: Сейчас немного отдохнем, выполним упражнения для наших пальчиков и рук, а братишка Пеппи нам в этом поможет. Упражнение называется “Мы играем на гармошке”. Слайд 7.

Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ-топ,
Наши ручки: хлоп-хлоп!
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем. [1, с.40]

Задание №3: “Путешествие на машине Шерлока Холмса” Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

Логопед: Посмотрите на картинку, что вы видите? Слайд 8. Опишите путешествие Шерлока Холмса, используя как можно больше слов со звуками Ш и С. Запишите себе в тетрадь эти предложения. Их должно получиться не менее семи. Запишите в тетрадь получившиеся предложения, подчеркнув изучаемые звуки С – Ш. По завершении работы раскрасьте рисунок.

Предполагаемые ответы:

Над Шерлоком Холмсом ярко светит солнце. На голове у Шерлока Холмса шляпа. У Шерлока Холмса большие усы. Шины шуршат у машины. Машина едет по шоссе. Из-под колес отлетают камушки. За спиной у Шерлока Холмса остался лес.

Логопед: Молодцы! Наше путешествие продолжается.

Задание №4: Игра “Охота в саванне”. Слайд 9. Развитие логического мышления. Закрепление знаний диких животных африканской саванны.

Логопед: Доктор Ватсон, заядлый охотник, но он любит животных и птиц, никогда их не убивает. На охоту он ездит с фоторужьем, сохраняя им жизнь. Угадайте, какие животные попали в объектив доктора Ватсона на охоте в саванне?

Совершив перелет из Англии в Африку на самолете, доктор Ватсон спешит в саванну на фотоохоту. Там обитают различные животные и птицы, а какие вам нужно определить самим.

Логопед: Рассмотрите внимательно картинку и ответьте, какие дикие животные обитают в африканской саванне. Подсказка:

  1. Это животное самое большое на нашей земле, которое способно своим хоботом дотянутся до высокой ветки, чтобы сорвать листья, которыми он питается... (Слон.)
  2. На раскидистых ветках за множеством листьев и толстым стволом прыгают... (Мартышки.)
  3. У этого животного толстая шкура, а на носу растёт рог. Он ест листья и плоды... (Носорог.)
  4. Самая большая птица на суше с длинной шеей и широким клювом... (Страус.)
  5. Небольшое животное из семейства псовых... (Шакал.)

Логопед: Молодцы! Доктор Ватсон благодарит Вас, его фотоколлекция пополнилась новыми фотографиями. Теперь друзья каждый вечер рассматривают фотографии и планируют новое совместное путешествие!

III. Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону подошло к концу. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением Вас.

Спасибо Вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что Вы поняли? Как Вы думаете, что означает дружеская поддержка в трудную минуту? И нужно ли помогать друзьям?

Дети отвечают на вопросы логопеда и выбирают смайлик. Слайд 10. До свидания! До новых встреч! Слайд 11.

Список литературы:

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб., 2004. – 128 с.

Конспект занятия №3

Тема: Дифференциация С – Ш в предложениях и текстах

Цель: Научить различать звуки С – Ш в предложениях и текстах.

Задачи:

  • Коррекционная: развивать правильное произношение и написание текстов со звуком З – С; обогащать словарь; развивать связную речь; слуховое внимание и фонематическую память.
  • Развивающая: развивать ручную и общую ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
  • Дидактическая (образовательная): воспитывать правильный темп и ритм речи, её богатую интонационно – мелодическую окраску, просодический компонент.
  • Воспитательная: воспитывать чувство товарищества и коллективизма.
  • Психологическая: создавать эмоциональную, комфортную обстановку и хорошее психологическое самочувствие.
  • Здоровьесберегающая: воспитывать физическую активность, сохранять здоровье и активно формировать у школьников здоровый образ жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация (в программе Power Point), карточки с текстом, разрезные картинки (предметные и сюжетные), зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I. Организационный момент

Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Слайд 2. Мы с вами продолжаем наше путешествие с нашими друзьями Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. У нас с вами будет путешествие в страну твёрдых звуков С – Ш.

II. Основная часть

Задание №1: Припоминание характеристики согласных.

Логопед: Возьмите зеркала и давайте вспомним, как правильно произносятся глухие звуки Ш – С. Слайд 3 – 4.

Задание №2: Игра “Объявление на доме”. Закрепление знаний о правописании слов с сомнительными согласными С – Ш. Развитие навыков фонематического анализа. Развитие ассоциативного мышления. Командная игра. Дети делятся на две команды. Чья команда быстрее и как можно с меньшим количеством ошибок выполнит задание, она и победит.

Логопед: Ребята угадайте, где сейчас находится Шерлок Холмс. Подсказку Вам даст объявление, вывешенное на его доме. Прочитайте, вставив все пропущенные буквы и слова, Вы узнаете, что написано в объявлении Шерлока Холмса.

Шерлок Холмс часто отсутствует, и, чтобы его не теряли соседи и друзья, он придумал помещать объявление у себя на доме. В его отсутствие на доске объявлений появляется предмет, который указывает на то, где и чем занят сейчас хозяин дома.

“Дорогие соседи! Если Вы пришли ко мне в гости, а меня нет дома, то я приношу Вам свои извинения. Обычно, если я нахожусь дома, то у меня на доме вывешена... Если я забрался на чердак, то вывешено... Если у меня обеденное время, то вывешиваю... Если я ушёл искупаться и поплавать, то вывешено... Если я ушёл покататься, то вывешено... Если я уехал на охоту, то вывешено... А если уехал по делам, вывешено...

С уважением, Ваш Шерлок Холмс”.

Ответ: “Я нахожусь дома” – Если вывешена – картинка “Книжка”.

Ответ: “Я забрался на чердак” – Если вывешена картинка “Лестница”.

Ответ: “У меня обеденный перерыв” – Если вывешена – картинка “Пирожки”.

Ответ: “Я ушёл искупаться и поплавать” – Если вывешена – картинка “Бассейн”.

Ответ: “Я ушёл покататься” – Если вывешена – картинка “Велосипед”.

Ответ: “Я уехал на охоту” – Если вывешена – картинка “Ружьё”.

Ответ: “Я уехал по делам” – Если вывешена – картинка “Паровоз”.

Слова с сомнительными согласными: книжка, лестница, пирожки, бассейн, велосипед, ружьё, паровоз.

Логопед: Посмотрите на доску объявлений на доме Шерлока Холмса, рассмотрите картинки, которые разместил он на ней. Слайд 5. И найдите на ней слова, при написании которых Вы начали сомневаться. Какую букву нужно поставить при написаниях, в которых можно допустить ошибку. Проверте буквы с помощью проверочных слов. Выпишите весь текст письма себе в тетрадь.

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились со сложным заданием! Доктор Ватсон благодарит Вас, сидя в уютном домике своего друга.

Физкультурная минутка: Упражнения по развитию ручной и общей моторики. Выполняются под музыку действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения. Закрепление знания лево – право.

Логопед: Друзья Шерлока Холмса и доктора Ватсона, ребята из соседних домов приглашают нас выполнить упражнения вместе с ними. Слайд 6.

Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все в весёлый круг!

Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг! На месте стой!

Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг – назад и два –
вперед!

Вправо, влево поворот!
Покружимся, повернёмся,
Снова за руки возьмёмся!
Три шага вперёд, дружок!

Станет тесным наш
Кружок!
Покружились.
Потолкались.
Повернулись...
Разбежались!!! [1, с.52]

Задание №3: Игра в “Кошки – мышки”. Слайд 7. Развитие зрительного восприятия, логического мышления. Развитие слуховой памяти. Развитие языкового анализа на уровне текста.

Логопед: У Шерлока Холмса живет любимая кошка Муся, а в подвале Шерлока Холмса живут веселые мышата, которые часто пробираются в дом и шалят там. И тогда кошка Муся ловит мышей. Помогите мышонку убежать от кошки, для этого нужно правильно ответить на все вопросы. Ребята вспомните все, что происходило во время нашего путешествия. Если Вы дадите неправильный ответ, то кошка поймает мышонка, а если правильный ответ, то мышонок убежит от кошки. На правильный ответ дается три попытки. Нужно дать полный развернутый ответ.

Вопрос: На каком транспорте добрался доктор Ватсон к Шерлоку Холмсу? Ответ: Доктор Ватсон прилетел на самолете.

Вопрос: Где живет Шерлок Холмс? Ответ: Шерлок Холмс живет в доме за Тауэрским мостом.

Вопрос: Что любит делать Шерлок Холмс, когда бывает у себя дома? Ответ: У себя дома Шерлок Холмс любит читать книжки.

Вопрос: Кто живет в доме у Шерлока Холмса? Ответ: У Шерлока Холмса живет любимая кошка Муся.

Вопрос: Какое увлечение, хобби есть у друга Шерлока Холмса, доктора Ватсона? Ответ: Доктор Ватсон любит ходить с фото ружьем на охоту.

Логопед: Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями наших друзей Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Маленький мышонок очень рад своему спасению, он благодарит вас и прощается.

III. Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Как это не грустно, но наше путешествие в гости к Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в страну твёрдых звуков Ш – С подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими друзьями Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением Вас!

Спасибо вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что вы поняли? Хорошо, когда кто-то бывает хитрым и коварным? Как вы думаете, хорошо иметь друзей, которые тебе всегда и во всём помогут? Нужно ли ценить дружбу?

Дети отвечают на вопросы логопеда и выбирают смайлик. Слайд 8. До свидания! До новых встреч! Слайд 9.

Список литературы:

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб., 2004. – 128 с.