Сценарий интегрированного музейного урока (окружающий мир + ОБЖ) на тему "Кругосветное путешествие Магеллана". 4-й класс

Разделы: ОБЖ, Начальная школа, Краеведение

Класс: 4


Цель: познакомить учащихся с “открытиями Нового времени”, сформировать практическое и научное представление учащихся о первых кругосветных путешествиях вокруг Земли, воспитывать патриотизм, любовь к Родине и познавательный интерес, формировать УУД.

Задачи:

  • Создание условий для развития интереса к познанию нового в области истории, географии, краеведения, ОБЖ
  • образовательные: формировать умение работать с различной информацией, ставить учебную задачу, использовать наглядную модель (карту); показать значение открытий для человечества; повторить знания о материках и океанах.
  • развивающие: развитие наблюдательности, речи, памяти; умения выбирать главное, анализировать, обобщать; вырабатывать коммуникативные умения
  • воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, интересу к учебной деятельности, патриотизма, гордости за свой народ, своих земляков

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умения оценивать ситуации, поступки, явления, события;
  • понимание роли путешествия в формировании знаний о Земле.

Метапредметные:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

  • объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • объяснять влияние путешествий на развитие географических знаний.
  • определять причины и следствия географических путешествий и открытий;
  • определять маршруты путешествий.

Дидактический материал и оборудование:

  • Ноутбук, мультимедийный проектор;
  • Интернет-ресурсы (карта);
  • Учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова “Окружающий мир” для
  • 4 класса в 2 ч. Ч.1– Самара: ИД “Федоров”, 2013;
  • Рабочая тетрадь на печатной основе;
  • Научный фильм “Кругосветное путешествие Магеллана”;
  • Презентация;
  • Спасательные жилеты;
  • Памятки для учащихся по безопасному поведению на воде
  • Краеведческий материал и экспонаты школьного музея.

Ход урока

1. Организационный момент.

Кружит Земля с восхода до восхода.
Великая- в ногах у пешехода,
И капельная точка – во Вселенной.
С огромными материками
И множеством прекрасных островов,
Закутанная мягко облаками,
Овеянная тысячью ветров.

-Разнообразна и удивительна наша планета!

Перед вами географическая карта мира – карта полушарий. На ней изображены все материки и океаны. Но такой она была не всегда, когда-то был единый материк .... (Пангея), единый Мировой океан. .. Как мало было известно о Земле в древности!

- Ребята, как вы думаете, благодаря чему неизведанные места, становились известны людям?

(Ответ учащихся: благодаря путешественникам были совершены географические открытия).

- Жажда открытий влекла отважных путешественников всё дальше и дальше от родных берегов. О борт корабля бились волны, слышался шум моря. И мы сегодня с вами тоже отправляемся в путешествие по морским просторам.

Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и проложить маршрут нашего путешествия в эпоху XIV – XV веков. (Работа по контурной карте в Рабочей тетради к учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова “Окружающий мир” для 4 класса в 2 ч. Ч.1– Самара: ИД “Федоров”, 2013)

А начнём мы своё путешествие от берегов Испании. Почему? (очень много мореплавателей по происхождению испанцы и португальцы, развито морское дело, близко выход к Атлантическому океану)

Проплывём через Атлантический океан к берегам Южной Америки, обогнем её с юга, затем устремимся в теплые воды в экватору кратчайшим путем, найдём путь между островами и попадём в Индийский океан, в сказочную Индию . Почему? Зачем мы туда стремимся? (за пряностями, которые на тот момент были дороже золота, можно торговать)

Продолжим путешествие к берегам Африки, обогнем ее и вновь по Атлантическому океану вернемся к берегам Испании.

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке, какова тема урока?

(О путешествии, мы узнаем, кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли)

Учитель: Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

  • Что такое кругосветное путешествие?
  • Кто и когда первым совершил кругосветное путешествие?
  • На чём совершали кругосветное путешествие?

Ну а чтобы ответить на наши вопросы, я предлагаю вам посмотреть фильм.

ФИЛЬМ “Кругосветное путешествие Магеллана” http://www.youtube.com/watch?v=7YQi9sbMXzM

- А что же побудило Магеллана предпринять первое в истории кругосветное путешествие? (ответы учащихся)

- Что самое главное узнали люди после кругосветного путешествия Магеллана?

(ответы учащихся

- были установлены контуры материков;

- сформированы предпосылки к развитию географии, ботаники, зоологии, истории;

- было практически доказано, что Земля имеет форму шара огромных размеров;

- европейцы познакомились с новыми культурными растениями;

- впервые европейцы пересекли самый большой из океанов – Тихий, открыв проход из Атлантики ....)

Какими качествами должны были обладать путешественники?

Об этом я предлагаю вам поговорить с преподавателем ОБЖ Равией Абдулловной.

А вы знаете, что в наше время представители прессы сообщают о возгорании или потоплении того или иного судна.

Скажите каковы причины этих ЧС?

(Дети перечисляют.

  • Сбиться с правильного курса
  • Наткнуться на мель
  • Напороться на один из плавучих ледяных глыб
  • Может столкнуться с другим кораблем
  • Попасть в шторм и перевернутся на бок
  • Попасть в водоворот)

В любом случае, человек, путешествующий на водном транспорте, должен знать правила поведения при ЧС. Для этого необходимо внимательно прослушать инструктаж то технике безопасности, который проводится капитаном судна. Следует обратить внимание на то, где находятся спасательные шлюпки и жилеты.

У вас на столах есть листочки А4 переверните, эта памятка для вас, найдите и посмотрите как пользоваться спасательным жилетом (немного говорю как это сделать).

Ну а теперь потренируемся (выходят 2 ученика и надевают жилеты).

Ребята мы с вами потренировались, и теперь скажите, пожалуйста:

Как должна происходить эвакуация на судне?

(Дети отвечают.

- Не паниковать

- В любой ситуации пассажир должен держать себя в руках и сохранять здравый рассудок)

А поскольку мы уже знаем и вспомнили правила и еще раз ознакомились с инструкциями и мы готовы к дальнейшему путешествию.

Мы остановились у берегов Испании и проплываем из Средиземного моря в Атлантический океан и идем через пролив Ла Манш, огибаем скандинавский полуостров.

И где мы оказались? (Дети отвечают

- Ближе к северу

- Ледовитый океан)

И мы дошли до Белого моря и продолжаем наше путешествие с учителем истории, руководителем школьного музея Лейлой Фаритовной...

(презентация)

Наш великий народ издавна связан с морским делом и славится искусством мореплавания. Еще восточные славяне – предки русского, украинского, белорусского народов, преодолевая бурные стремнины, спускались на своих судах, ладьях, нагруженных товарами, вниз по широкому полноводному Днепру. В устье реки они снаряжались в дальнее плавание по Черному морю.

Суда Древней Руси бороздили воды Балтики и Северных морей. Студеное море – так именовался в те времена Северный Ледовитый океан.

В период, Первой мировой войны царское правительство сформировало Флотилию Северного Ледовитого океана.

Великая Отечественная война... На фронтах шли ожесточенные бои, в тылу люди всеми силами пытались помочь солдатам. Чувство патриотизма было ярко выражено среди молодого поколения. Юным мальчишкам хотелось во, чтобы то ни стало попасть на фронт, помочь Родине, непосредственно участвуя в сражениях. Но в большинстве случаев их не брали. И, единственной возможностью 15-16 летних подростков были создаваемые в то время школы юнг.

Так, кто же они юнги???

Юнга! От этого слова веет солоноватым ветром моря, романтикой дальних странствий. На флотском языке смысл его гораздо прозаичнее.

Юнга ( от англ. – young, нем.- Junge – молодой) – подросток, исполняющий обязанности матроса и обучающийся морскому делу. Еще в эпоху парусного флота английским адмиралам и командирам разрешалось иметь уборщиков и вестовых, в качестве которых на корабли брали мальчиков в возрасте 9-10 лет. Одновременно они осваивали матросские специальности, совершенствовались в них и с годами дослуживались до лейтенантов и даже капитанов. Например, английский капитан Джеймс Кук.

Юнга – подросток, готовящийся стать моряком. А, где мы можем получить навыки морского дела???

Для поколения мальчишек ВОВ, мечта стать моряком стала реальностью. По инициативе ЦК ВЛКСМ приказом наркома Военно-морского флота 25 мая 1942 года, была создана школа юнг на Соловецких островах.

Не случайно, мы сегодня собрались в нашем школьном музее. Наша школа связана с юнгами. Именно они, в октябре 1989 года на базе нашей школы создают клуб “Юный моряк”.

Отбор юнг был строг: требовались крепкое здоровье, отличная характеристика, и обязательное согласие родителей. В июле 1942 года , от Казанской пристани отошел пароход, на борту которого было более ста юнцов. Путь их лежал по Волге, Мариинской системе, Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова.

Школа юнг готовила специалистов: боцманов, рулевых, радистов, электриков, мотористов. Больше всего юнги рвались на Северный флот, здесь шли сильные сражения.

Кто же из наших ветеранов, которые окончили школу юнг, принимал участие в боевых действиях ВОВ?

Городецкий Юрий Семенович. Родился 10 мая 1927 года в городе Казани. В 1935 году поступил в общеобразовательную школу, где окончил 5 классов. В 1940 году учился в ремесленном училище при заводе №16 – “ Моторостроительный”, там проходил практику, как слесарь-сборщик авиационных моторов.

В августе 1942 года, получил путевку от Татвоенкомата, как доброволец в школу юнг Северного Военного флота. В Соловецкой школе юнг получил специальность – рулевого и был направлен на Тихоокеанский флот. В 1945 году участвовал в войне против Японии, обеспечивал высадку десанта при взятии гор.Сейсин и непосредственно в воздушно-морском десантировании при освобождении городов Дайрен и Порт-Артура. Городецкий Ю.С. - основатель клуба “Юных моряков” при школе №15 Советского района города Казани. Активный участник в работе Общественной организации Ветеранов ВМФ. До последних дней жизни занимался воспитанием патриотизма у молодежи.

Серебряков Альберт Григорьевич. Родился 8 октября 1928 года в городе Шуя Ивановской области. Отец возглавлял руководство администрацией города, а мама работала на железной дороге. Уже, в первые месяцы ВОВ он, как и многие другие его сверстники предпринимает попытку бежать на фронт.

2 ноября 1941 года, с согласия матери, начальник санитарного поезда взял 13-летнего мальчишку в состав команды медицинского персонала на правах “сына полка”, с условием, что кроме оказания помощи санитарам и медсёстрам, он должен будет развлекать раненых бойцов игрой на гармошке и песнями. Тогда санитарный поезд доставлял с Северо-Западного фронта раненых в города: Владимир, Вологда, Киров и др.

В феврале 1942 года санитарный поезд прибыл в город Шуя, доставив партию раненых. Прибежав домой, Альберт узнал от родных, что его мама погибла при исполнении служебных обязанностей. Ему пришлось взять на себя заботу о младших сёстрах и семимесячном братишке.

В середине 1942 года отца из действующей армии перевели в город Шуя. Так, дети стали жить под присмотром отца.

Осенью 1943 года Альберт случайно узнал, что группа 15-летних мальчишек второго набора в Соловецкую школу юнг ВМФ, была отправлена на место дислокации. Тогда, он самостоятельно решил добраться до города Архангельска, а затем до Соловецких островов.

Не имея с собой достаточного количества продуктов питания, пересаживаясь с одного товарного поезда на другой, избегая встречи с караулом по охране и сопровождению важных грузов, ему приходилось с риском для жизни, преодолевать долгую дорогу. На третьи сутки, смельчак, с двухсторонним воспалением лёгких, добрался до Архангельска.

С помощью работников милиции он был доставлен во флотский экипаж, в посёлок Соломбале. Там, немного подлечившись, он был отправлен в школу юнг, где уже 2 месяца шла учёба. Он был назначен в роту радиотелеграфистов. Благодаря вниманию командования роты ему приходилось навёрстывать в учёбе, догоняя своих сослуживцев. В этом ему хорошо помогал, музыкальный слух и большое трудолюбие.

Однако, в апреле 1944 года, во время спуска шлюпки для практической отработки знаний по гребле, Альберт с товарищами упал в ледяную, морскую воду. К нему сразу же вернулась старая болезнь лёгких, из-за которой решением военной медицинской комиссией, он был признан негодным к строевой службе и отчислен из школы юнг.

После длительного и упорного лечения в домашних условиях, благодаря занятиям спортом, в июне 1945 года, он поступает в Соловецкую школу юнг, которая в это время перебазировалась в город Кронштадт.

Закончив её успешно в августе 1946 года, он был назначен в штаб Днепровской Флотилии на должность – радиотелеграфиста.

Затем, служил на Балтийском Флоте, на морском охотнике, старшиной команды радиотелеграфистов. Стал одним из организаторов клуба ветеранов-юнг и ветеранов ВМФ при средней школы №15 Советского района города Казани, а позже кружка “ Юный моряк” и школьного музея. В 1998 году, создал ансамбль ветеранов ВМФ , он по праву является его художественным руководителем и по сей день.

Ансамбль часто выступает перед молодежью, в трудовых и воинских коллективах и общественностью города Казани. В октябре 2013 года, ансамблю ветеранов ВМФ “ Экипаж - Одна Семья” исполнилось 15 лет.

Подведём итог нашей работы на уроке. Закончите предложения:

1. Я на уроке узнал...

2. Я на этом уроке понял...

3. Я хочу похвалить...

4. Я захотел узнать...

Домашнее задание.

1) Знакомство с Новым временем продолжите самостоятельно по учебнику: стр. 65-67. Узнать, кто ещё повторил подвиг Магеллана?

2) А для тех, кто хочет глубже изучить тему, предлагаю узнать о Новом времени из книг, электронных справочников, в Интернете и подготовить сообщение к следующему уроку.

Использованная литература - интернет-ресурсы: