Методическая разработка урока на тему "ГУЛАГ на территории Коми края: Бруни Н.А. и его судьба"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Данный урок проводится в 10 классе в рамках темы “Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР”. Региональная тема звучит так: “ГУЛАГ на территории Коми края”. Предполагается, что учащиеся, благодаря урокам обществознания, уже подготовлены к восприятию сложного материала. Они уже понимают, что такое “тоталитаризм”, ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность.

Цель урока: Сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с проявлениями тоталитарного режима на примере истории г. Ухты.
  • Развивающие: формировать умение логически мыслить, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательные: формировать ценностные ориентации, убеждения на основе личностного осмысления опыта истории, формировать уважение к правам человека.
  • Личностные: Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего народа.

Перед тем, как учитель начнет знакомить учащихся с данным краеведческим материалом, он напоминает им, [Слайд 3] что город Ухта, где они очень многие родились и выросли, берет свое начало 21 августа 1929 г., когда на берегу таежной речки Чибью притока Ухты, высадился этап заключённых, основавший здесь лагпункт УСЕВЛОНа под названием “база Ухтинской экспедиции ОГПУ”.*

__________

* УСЕВЛОН – Управление Северных Лагерей Особого Назначения.

[Слайд 4]: В июле 1931 г. на базе Ухтинской экспедиции был создан Ухто-Печорский исправительный трудовой лагерь (УПИТЛАГ, или Ухтпечлаг). Его “легальным лицом” стал созданный в следующем году Ухто-Печорский трест, руководство которым было поручено ОГПУ. Постепенно в сферу деятельности Ухтпечлага вошли все северные районы республики. Данной структурой стало тяжело управлять, и была проведена реорганизация, в результате сложилась сеть лагерей, каждый со своей производственной специализацией. [21] Ухтижемлаг (центр Чибью, с 1943 г. г. Ухта) стал специализироваться на нефтедобыче. Органы ОГПУ делали все возможное, чтобы информация о северных узниках не попадала на большую землю. Существовала непререкаемая “истина”: Север покоряют комсомольцы и коммунисты - эта версия была в силе вплоть до начала 90-х гг. Становление Ухтпечлага проходило быстрыми, ускоренными темпами, поскольку страна нуждалась в разработке месторождений полезных ископаемых с последующей их добычей. Нужна была рабочая сила – этой силой и стали миллионы людей, конвоированных сюда в 30-50 гг. ХХ века. На территорию Ухтпечлага (Ухтижемлага) ссылалось большое количество политических заключённых. Раньше многие из них не знали физического труда. Это - помещики, купцы, фабриканты, врачи, священники, учителя, учёные, офицеры.

Среди тех, кто “прибыл этапом на Чибью” был и Николай Александрович Бруни. Именно о нем и будет наш рассказ. А еще о том, какую память он оставил ухтинцам. Но начать мне хочется с его стихов. [Слайд 5]

Основные этапы жизни Н. А. Бруни

[Слайд 6]: Корни рода Николая Александровича Бруни уходят к Антонио Бароффи Бруни. Он родился в 1767 г. в г. Беллинционе (Швейцария). Учился живописи в Академии художеств в Риме и после был принят в члены Миланской академии художеств. Позднее переезжает в г. Мендризио на границе Швейцарии с Италией. Будучи истинным патриотом Италии, Антонио Бароффи не смирился с вторжением Наполеона на его родину и вступил в ряды [20] фельдмаршала Суворова под начальством генерала Миллера [2]. В 1807г. с женой Магдалиной Карловной Боссар и тремя малыми детьми он переселился в Царское село, как суворовский герой [20], где стал именоваться Антоном Осиповичем и трудиться в области декоративной живописи в самом Царском селе, в Александровском дворце и Лицее, в Розовом павильоне в Павловске [2].

Дети, приезжая на каникулы, встречались с лицеистами: искромётный Пушкин, весельчак Данзас, актёрских дарований не лишённый Лангер бывали в гостеприимном семействе [2] , сын Фёдор был всего на 2 года моложе Пушкина [11]. Так род Бруни оказался в России. Внук Константина Антоновича - Александр Александрович женился в 1887 г. на Анне Александровне Соколовой, соединив тем самым две знаменитые фамилии. В этой семье и родился Николай Александрович Бруни 16 (28) апреля 1891г. [Слайд 7] Рано стала наблюдаться широта его интересов и талантов [9, с. 110-115]: говорил на нескольких европейских языках, знал эсперанто, играл в первой петербургской команде по футболу, ходил на яхте рулевым, прекрасно ездил верхом, страстно любил собак и охоту.

1909 г. Окончил Тенишевское училище в Петербурге.
1911-1914 гг. Он дружил с О. Э. Мандельштамом (учился в одном классе), Н.А. Клюевым (поэтом и музыкантом), Н.К. Бальмонтом, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёвым, М. А. Волошиным, входил вместе с ними в “цех поэтов” с 1911 по 1914 гг. Одним из мест досуга Бруни являлось кафе “Бродячая собака” - легендарный ночной кабачок богемы. Опубликовал в “Новом журнале для всех” стихотворение “Сонет”, печатался в журналах “Гиперболт”, “Голос жизни”, “Новая жизнь”.
1911-1914гг Учёба в Петербургской консерватории.
1914 г. Ушёл добровольцем-санитаром на фронт ? мировой войны с последнего курса.
1916 г. Окончил теоретические краткосрочные курсы в Петрограде и лётную школу в Севастополе.
1917-1918гг. Севастополь, юго-западный фронт, третий армейский авиаотряд. Военный лётчик. Награждён тремя Георгиевскими крестами.
1917г., сентябрь. Аэроплан Н.А.Бруни сбит под Одессой. В конце сентября 1917 г., в Одессе [22] прямо над аэродромом отказал у него мотор, даже не в бою это было. И, кувыркнувшись резко, сразу завалился набок и стремительно стал падать самолёт. В этот момент Бруни успел осознать: смерть! – а страха почувствовать не успел. Стрелок сразу погиб, разбившись в кровавое месиво, а что спасло пилота Бруни – осталось неизвестным. В те дни и посетила его Богородица – так гласит семейная легенда – именно такая, какой её пишут на иконах и холстах. Она сострадательно наклонилась, вглядываясь в его лицо, выпрямилась и скорбно застыла рядом, не исчезая. Бруни прошептал: “Очень жить хочется, Пресвятая дева. У меня невеста. Жить хочу. Если останусь живым, посвящу себя служению твоему сыну”. И так осветилось лицо пришедшей мгновенно, что Бруни понял: будет жить.
1918г. 12 апреля 1918 г. Бруни, ещё раненый, на костылях, выбрался из оккупационной Одессы и к 9 мая [22] кружными путями через Саратов добрался в Москву. И так, окончательно не поправив здоровья, сильно хромая, Бруни вступил в Красную Армию и служил командиром 1-го авиаотряда ВВС РККА.
1918г., сентябрь Женитьба на А.А.Полиевктовой
1919 г. Отстранён от лётной службы и уволен из Красной Армии по состоянию здоровья.
1919 г., май Бруни рукою Харьковского иподьякона Владыки Сергия был рукоположен в сан диакона и 14 мая, получив сан священника, был направлен в село Будды Харьковской области, где принял приход в сельской церкви.
1919-1927 гг. Был священником в разных приходах.
1929-1932 гг. Работал переводчиком технической информации в институтах Москвы
1932-1934 гг. Инже. В 1933 г. у инженера Бруни появилась группа молодых сотрудников, а он сам получил звание профессора. Именно он предложил кинематическую схему перекоса несущего винта вертолёта, которая используется и поныне.
1934 г., 8 декабря Арест. Осенью 1934г. в Москву приехал французский [9, с. 164-165] лётчик-испытатель и конструктор, коммунист Жан Пуантисс [6, с. 907-909] с женой и сыном. Инженер Бруни был приставлен к нему гидом и переводчиком. За две недели, во время которых Жан Пуантисс жил в Москве, он подружился с семьёй Бруни, и даже несколько раз бывал у них в гостях. В доносе сообщалось не только о беседах с Пуантиссом, в которых он поносил советскую власть, передавал “Секретную информацию шпиону”, но и о фразе, оброненной в курительном закутке: “Теперь они свой страх зальют нашей кровью”. Было ли простым совпадением или нет, но один из доносчиков погиб под трамваем, а второй, будучи пьяным, выбросился из окна и разбился.
1935г.,

23 марта

ОсуждёОсужден на 5 лет по обвинению в шпионаже. В лагере он был священником: вставал за час до подъёма каждый день, в любую погоду и за поленницей утреннюю службу служил, махал воображаемым кадилом перед невидимым алтарём (заключённые проследили однажды – не закладывать ли ходит?).
1937 г., февраль В посёлке Чибью установлен памятник А.С.Пушкину работы Н.А.Бруни.
1937 г., 21декабря Осуждён повторно сроком на 10 лет.
1938 г.,  29 января Бруни вместе с другими узниками повели на смерть. А он по дороге вдруг псалмы запел. Лица заключённых просветлились. И конвой не останавливал его. Только расстреляли первым
1955 г., 19 января Дело в отношении Н.А.Бруни отменено за недоказанностью вины осуждённого. Семья Бруни узнала о его смерти через 20 лет. Потомки пытались разыскать могилы на р. Ухтарке в 60 км от посёлка Чибью [6, с.909], где был убит Николай Александрович. Но почти ничего не осталось от “бывшего лагеря смертников” - НКВД умело прятало концы в воду: ни поиски, ни опрос местных жителей не дали желаемого результата. Жизнь этого человека не прошла незаметной. Бруни Н.А. оставил нам своё творчество: картины, стихотворения, памятник А. С. Пушкину.

Памятник А.С.Пушкину работы Н.А.Бруни и его судьба

[Слайд 8] К 100-летнему юбилею Пушкина начали готовиться загодя. Ещё в 1880 г. в Москве был открыт памятник великому поэту работы Опекушина. Принимал участие в общегосударственном праздновании и начальник Ухтпечлага Яков Мороз, который лично занялся подготовкой юбилея. Разбираясь в подопечных, он вызвал к себе Николая Александровича. Бруни, который в лагере украсил изделиями из глины столовую и красные уголки, рисовал портреты начальников и их семейств, получил указание создать памятник Пушкину из подручных материалов в кратчайшие сроки [12]. [Слайд 9] Идея создания всецело охватила заключённого, т.к. Бруни был поклонником Пушкина, даже наизусть знал множество стихотворений Александра Сергеевича и целые главы из “Евгения Онегина” [20], а также сам род Бруни тесно соприкасался с поэтом. Он хотел соорудить этот памятник как символ протеста, борьбы и надежд тех, кто оказался за колючей проволокой ГУЛАГа [14]. Но от идеи и до её осуществления в той обстановке и при тех обстоятельствах была “дистанция огромного размера”: хотя администрации и польстило участие в государственном празднике, всё же трудно было найти место работы, найти материалы, найти помощников. Бруни было позволено сделать примитивную мастерскую, которую скульптор строил вместе с М. С. Житомирским, художником из Минска. Вероятно, были и другие помощники, но их имена не известны

[Слайд 10] Первоначально памятник был сделан из глины на станке, примерно на таких станках делали в старину большие глиняные горшки. Потом с полученной скульптуры сняли формы и, вероятно, в связи с недостатком средств, на пьедестале корпус выложили кирпичом, сложили полученные формы и залили бетоном. Можно предположить, что по распоряжению начальства ещё в мастерской скульптуру сфотографировали с разных ракурсов, а также самого Николая Александровича за работой. Конечно, никто тогда не подозревал, что впоследствии эти снимки будут крайне важны для реставрации памятника. Как и было приказано, памятник появился весьма скоро: меньше года ушло на его сооружение. На изготовление памятника пошли прочные смеси глины (а в районе посёлка не один карьер, где ее добывали), в ход пошел и цемент, и кирпич, и бетон (в посёлке шло строительство). Не было у памятника и металлического каркаса [4, с. 22-27]

Ныне уже неизвестно: было ли открытие торжественным – немногие могли оказаться там в эту минуту, были ли почётные гости, присутствовал ли на нём архитектор, скульптор и исполнитель в одном лице. Но вот сняли формы, и они в беспорядке разбросаны у постамента из брёвен. [Cлайд 11] Памятник производит впечатление монолита [20]. Бруни изваял Пушкина с лицом молодого, но уже опалённого жизнью человека, каким он и встретил выстрел из дуэльного пистолета [7]. Поэт сидит на скамье в свободной позе, в левой руке держит книгу, а правая рука красиво опирается на спинку скамьи [13]. Выбирая место, архитекторы, вероятно, учли, что напротив, находится только что отстроенная средняя школа, а сбоку - Ухто-Печорский горно-нефтяной техникум. Лицом же памятник был поставлен так, чтобы быть освещённым солнцем, что гармонировало с изначальным проектом улицы, являвшейся центральной. Так как в октябре 1938 г. п. Чибью стал рабочим, то было принято постановление о переименовании улиц города. Улица получила название Пушкинской [13]. [Слайд 12] В начале 50-х гг., памятник установили перед оштукатуренным фасадом школы №1 (примерно на месте университетского корпуса “Б”) [18]. Во время этих перестановок под скульптуру подвели кирпичный постамент. На пьедестале можно было прочитать слова из стихотворений Пушкина:

с левой стороны памятника –

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал;

с правой –

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Они появились после смерти автора, высеченные рукой неизвестного ныне человека, но если продолжить эти отрывки, проглянет глубинный смысл, который невозможно было обнародовать в то время: “Что в мой жестокий век

Восславил я свободу
И милость к падшим призывал;
Товарищ, верь, взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!” [16]

[Слайд 13] Но и здесь пристанище Пушкина было недолгим. При очередном ремонте фундамента школы завозили шлак из посёлка Водный, оказавшийся радиоактивным. Творение Бруни надо было переместить. Взялась за это ответственное дело бригада каменщиков вместе с художником Алексеем Шиловым. Они с огромными трудностями (не было ни подъёмных кранов, ни бульдозеров) сумели водрузить памятник на железный лист – противень и трактором отвезти по улице Пушкинской на задворки парка [18].[Слайд 14] В 1951 г. городской парк отдали детворе. Директор Генрих Адольфович Карчевский решил создать в парке пушкинский уголок. Так некоторое время памятник украшал солнечную поляну. Но в это время началось строительство дворца пионеров, и скульптуру снова пришлось передвигать. Её установили в уголке центральной аллеи [15]. В одной из этих перевозок памятник рассыпался на куски. Произошло это в связи с тем, что обвалился плинт, сделанный воедино с памятником, который, вероятно, был повреждён при перевозке. Восстановил же его скульптор Антон Казимирович Амбрюлявичус, также волей судьбы испытавший на себе “железную руку ГУЛАГа”. Как известно, после в его студии занимался художник В. Н. Маслов [15]. В 1972 г. З. Н. Бруни, невестка Н. А. Бруни, попросила узнать свою родственницу о судьбе скульптуры. В ответном письме говорилось, что памятник Пушкину неизвестного автора находится в Ухте, в Детском парке, но по описанию похож на тот, о котором говорила Зинаида Николаевна [6]. Михаил Николаевич, сын Н. А. Бруни и муж Зинаиды Николаевны, написал директору парка [18]. Завязалась переписка между Г. А, Карчевским и семьёй Бруни [6]. Авторство смогли доказать с помощью фотографии, где изображён Н. А. Бруни за работой над памятником. Так узнали имя скульптора, на многие лета преданное забвению. С 1977 г. ухтинцы стали собираться у памятника на пушкинские чтения. Так продолжалось до 1993 г. Стыдно было уже читать стихи поэту, у памятника которого отхвачена кисть правой руки, у брюк - на коленках заплатки, постамент – вот-вот рухнет [1]. Забытый Пушкин остался в дальнем углу парка, как бы не желая бередить раны ушедшего поколения [19]. Великий поэт оказался снова в заточении.

[Слайд14] Шёл 1996 год. В ДК (Дворце культуры) проходил вечер И. М. Губермана, организованный газетой “НЭП + С”, после которого почётные гости направились в редакцию газеты. Среди них находились художники Тимушев Александр Валерьевич и Маслов Владимир Николаевич, знакомые с Губерманом с прежних лет. Игорь Миронович знал судьбу памятника и обратился к мастерам искусства с вопросом “Неужели не можете реставрировать?” А Ирина Дмитриевна Воронцова – тогда сотрудник Центральной библиотеки, которая знала Александра Валерьевича ещё как Сашу, когда он устраивал свою первую “полуперсональную” выставку на двоих с В. Васяхиным, стоявшая рядом и занимавшаяся этой темой, в том числе как член общества “Мемориал”, попросила: “Сделайте”. Несмотря на ответственность работы, художники согласились. Кроме Тимушева А. В. и Маслова В. Н. за этот труд взялся и Васяхин Виктор Иванович. Управлением культуры г. Ухты было принято постановление Главы администрации города “О реконструкции памятника А. С. Пушкину” [15], с мастерами был заключён договор.

[Слайд 15] Сам же процесс работы проходил примерно так. Сначала художники обожгли и очистили скульптуру “от лишнего” с помощью паяльной лампы и стамесок. Так как обходились “косметическими” ремонтами, то “лишнего” было много. Одно время памятник был закреплён за ПТУ-30. Его каждый год то серебрили, то белили, то красили. Наверное, после именно такой “реставрации” нога Пушкина стала выступать над пьедесталом, и тогда под неё приделали ступеньку. После очищения памятник сильно изменился: пузырь на плаще превратился в красивые складки, башмак на ноге оказался изящной туфлей. Художники старались восстановить памятник по возможности более точно. Для этого они обратились через газеты к жителям Ухты принести старые фотографии с памятником Пушкину. В распоряжении художников оказались не только любительские фотографии, но и профессионалов разных лет. В первую очередь занялись складками на одежде, затем стали восстанавливать утерянную десницу.

Когда подлинник был восстановлен, мастера начали снимать формы. Но после двух месяцев работы возникла новая проблема: не было гипса на формы. Если бы материал не нашли, то в неотапливаемом помещении из-за холода и перепада температур не совсем высохший памятник мог снова дать трещины [23] , а значит, и напрасны были бы усилия стольких людей, принявших участие в осуществлении реконструкции памятника. Вот строчка из статьи, посвящённой остановке реставрации: “Ведь отжил памятник своё время, место ему – в истории” [3]. Но всё же проект не “заморозили”. Художники из алебастра вырезали заготовки для форм по очертаниям фигуры так, чтобы они очень хорошо подходили к ней (насаживались), а потом отливали саму форму. Наблюдая за реставрацией, министр культуры РК А. С. Безносиков предложил отлить памятник Пушкину в бронзе. Так как ни в Ухте, ни в других ближайших городах не выполняли литьё таких форм, то подрядчиками выступили литейщики из Петербурга [8]. Памятник был закончен к юбилею поэта, как и планировалось раньше. [Слайд 16] И, наконец, 31 мая под охраной УВД реконструированный памятник был доставлен в Ухту [10]. Так к 200-летию со дня рождения Пушкина в Ухте появился памятник в его честь, опыт создания которого показал, если взяться за дело всем миром, можно горы свернуть [17].

На открытие памятника приехали родственники Н. А. Бруни: дочь Алла Николаевна, невестка Зинаида Николаевна и три внука. Зинаида Николаевна привезла табличку, которую попросила установить на обновлённом памятнике [5]. Участие родственников в торжественной церемонии придало ей особую сердечность. [Слайд 17] Теперь памятник украшает наш город, и каждый год 19 октября наш Лицей проводит здесь торжественную церемонию принятия пятиклассников в лицеисты. [Слайд 18-19]

Список литературы

1. Белых В. Поэт с оттяпанной десницей. // Ухта. – 1993. – 16 июня.

2. Булычев В. Из одного корня. //Ухта. – 1991. – 12 октября.

3. Воронцова И. Что останется потомкам? // Ухта. – 1999. – 29 мая.

4. Воронцова И. Николай Бруни – создатель первого памятника Ухты. // Вестник культуры. – 1999. - № 2. – с.22-27.

5. Воронцова И. Не зарастет народная тропа! // Ухта. – 1997. – 14 мая.

6.Воронцова И. В лагере он работал над памятником Пушкину. // Покаяние. – т. 2. – Сыктывкар. – 1999.

7. Восторгуев А. Я памятник себе воздвиг. // Комсомольская правда. – 1999. – 11 июня.

8. // Второе рождение памятника. // Золушок-Презент. – 1999. – 29 января.

9. Губерман И. Штрихи к портрету. //Екатеринбург: изд-во “У-Фактория”. – 1999. – 640 с.

10 Духовская Н. Пушкин прибыл в Ухту. // Ухта. – 1999. – 1 июня.

11. Духовская Н. Здравствуйте, Александр Сергеевич! // Ухта. – 1999. – 5 июня.

12. Козулин А. Пушкинская – улица геологов. // Геолог Севера. – 1993. – 4 июля.

13. Козулин А. О Н.А. Бруни, его памятнике и развесистой клюкве. // Ухта. – 1991. – 28 июня.

14. Козулин А. Поэзия и … стандарт. // Красное знамя. – 1979. – 10 июля.

15. Кулыгин С. Как памятник оказался в Детском парке? // Ухта. – 1999. – 5 июня

16. // Культура и религия. // Ухта. – 1999. – 23 апреля

17. Милюков В. Памятник на Ухтарке. // Воскресенье. – 1994. – август

18. Минин В. Каково лицо наше. // Ухта. – 1994. – 22 сентября.

19. Молчанова Т. Вновь я посетил тот уголок земли. // 1998. – 29 августа.

20. // Отсутствие финансирования делает идеи зодчества более оригинальными. // НЭП + С. – 1999. – 1 сентября.

21. Рогачев М., Морозов Н. Земля за колючей проволокой. – //Памятники Отечества. – 1996. - № 36. – с. 184.

22. // Ухтинские художники восстановили историческую справедливость. // НЭП + С. – 1997. – 4 сентября.

23. Югова Л. Россия воспрянет ото сна. // Красное знамя. – 1998. – 27 октября.