Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Планируемые результаты деятельности:

Предметные:

  • развитие умений отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и;
  • правильно пунктуационно оформлять предложения с союзами и, а, но, находить в частях сложного предложения однородные члены предложения, связанные союзной и бессоюзной связью;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Представлять информацию в виде схемы.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Ориентироваться на развороте учебника.
  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре, в группе.

Личностные:

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Цель: Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению правила постановки запятой в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но;

Средства: технология системно-деятельностного подхода.

Тип урока: уроки отработки умений и рефлексии.

Ход урока

Результаты этапа Ход урока Взаимодействие в образовательном

процессе

Действия педагога Действия обучающихся
1. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности.
Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка. Эмоциональный настрой.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Психологический настрой на урок. СЛАЙД 2
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит много работы: мы будем выполнять задания в группах, в парах, самостоятельно.

- Кто желает оценить свою готовность к уроку и настрой на работу?

Каждый этап работы вы будете оценивать с помощью “Оценочных листов” Приложение 1

Я желаю вам успеха.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности; создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); управляет ситуацией самооценки. Выполняют самооценку готовности по критериям.

Настрой на урок.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. 1. – Откройте тетрадь. Что надо записать? (Дату и вид работы.)

Комментированная запись.

2. Прочитайте ключевые слова темы (с.77). Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках и дополните этот ряд ключевых слов. СЛАЙД 3.

3. Работа с деформированным предложением. СЛАЙД 4

- Составьте предложение из слов: удар, вспыхнула, грома, и, молния, раздался. Работаем в парах. (Вспыхнула молния, и раздался удар грома.)

- Запишите предложение, выделите грамматическую основу. Составьте схему (одна пара работает у доски). (сделать чтобы слова на доске двигались)
Дайте характеристику предложения. (Кто испытывает затруднения, можете использовать памятку ) (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и .) СЛАЙД 4. Оцените свою работу (лист оцен. п.1.)

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий; организует повторение и знаковую фиксацию способов действий, определений, алгоритмов; активизирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); организует самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу . Выполняют задание.

Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.

Выполняют самостоятельную работу на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа.

Проверяют свои работы по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. 1. Графический диктант. Приложение 2.

Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте “+”,с неверными “–”. Самопроверка. СЛАЙД 5

Проверьте по эталону: - + - - +

- Кто допустил ошибки?

- В чём причина?

- Кто справился без ошибок?

Оцените свою работу (лист оценивания п.2)

Организует ситуацию для определения границ знания и незнания; уточняет алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке; Формулируют своё затруднение (недостаточность знаний, способов действий).

Проговаривают проблему.

Анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Постановка целей деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Сформулированная и зафиксированная учебная задача.

1.Вспомните утверждения и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

СЛАЙД 6.

ТЕМА: “Запятая в сложном предложении с союзами И, А, НО и простом предложении с однородными членами  с союзами И, А, НО”.

Какие цели перед собой поставим?

СЛАЙД 7.

1. Научится различать сложные и простые предложения .

2. Выявить сходство и различие в постановке запятых в сложном предложении и в простом с однородными членами

Составим план.

СЛАЙД 8.

1. Повторить алгоритм постановки запятой в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.

2. Сравнить правила постановки запятой в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами.

3. Выполнить ряд упражнений для закрепления умений постановки запятой в предложениях с союзами А,И,НО.

4. Составление схем предложений.

Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

Оцените свою работу (Лист оценивания п.3) :

– Активность и правильность ответов на вопросы

(1 балл – активность; 1 балл – правильность)

Организует ситуацию формулирования цели и темы для изучения

Фиксирует учебную задачу.

С помощью учителя формулируют цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. Формулируют индивидуальную цель своих будущих действий ; выбирают способ и средства . устанавливают, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать.
5. Этап реализации построенного проекта.
Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. I. Давайте сейчас вспомним правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях, если в них есть союзы.

- Вспомним алгоритм как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Приложение 3. СЛАЙД 9

Проверим правильность. Оцените свою работу (лист оценивания п.4.)

Работаем в группах. Используя этот алгоритм выполним следующее упражнение.

Задания для групп: СЛАЙД 10.

1). Определить, к какому типу относятся предложения.

2) В соответствии с этим поставить недостающие знаки препинания

3) Подобрать к предложениям схему

Приложение 4.

Представление групп результатов работы:

Сравните случаи постановки знаков препинания в сложном и простом предложении.

– Какие случаи похожи?

– Какие случаи надо особенно проверять?

Сравните свои результаты с эталоном .

СЛАЙД 11-12.

Оцените работу группы

(Лист оценивания п.5).

Организует ситуацию решения задания, проговаривая его во внешней речи; организует ситуацию решения учебной задачи. Организует ситуации построения модели понятия; организует деятельность по построению (уточнению) алгоритма. Самостоятельно работают в группах.

Соотносят свои результаты с эталоном для самопроверки.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Закрепление способов действий, вызвавших затруднения. У кого были затруднения.

- Какие?

- Как вы их решали?

1. Составление рассказа на грамматическую тему по плану упр. 81 с использованием примеров из заданий рабочей тетради.

Можно сначала построить коллективный рассказ по цепочке (не озвучивая вопросы). Затем заслушиваются 2–3 рассказа целиком.

Исправления и дополнения вносятся после ответа ученика.

Оцените свою работу

(Лист оценивания п.6) :

– Активность и правильность ответов на вопросы

(1 балл – активность;1 балл - правильность)

Работа в группе: Составьте для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится (и не ставится) запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном.

Схема может быть такой. СЛАЙД 13.

Приложение 5.

Защита проекта-схемы.

Оцените свою работу

(Лист оценивания п.7)

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 14-15

Организует обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения; особое внимание здесь следует уделяется тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий. Участвуют в обсуждении затруднений.

На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Умение применять алгоритм в самостоятельной деятелности.

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

1. Откройте “мудрые книги”. Найдите такую схему и дополните её словами. СЛАЙД 16

Приложение 6

Оцените свою работу (Лист оценивания п.8)

2. Итак, перед нами алгоритм с помощью которого мы сможем грамотно расставить знаки препинания в сложном предложении с союзами И, А, НО и в простом предложении с однородными членами и союзами И, А, НО. СЛАЙД 17

I. Давайте применим наш алгоритм для выполнения следующего задания:

СЛАЙД 18

Приложение 7.

Взаимопроверка. Проверьте правильность выполнения задания.

СЛАЙД 19-21.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Оцените свою работу

(Лист оценивания п.9.)

Предлагает выполнить систему заданий по алгоритму.

Организует самооценку усвоения детьми способа действия.

Самостоятельно выполняют задания с проговариванием алгоритма. Сравнивают с эталонам. Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы и фиксируют знаково результаты;

Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Использование алгоритма деятельности.

применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного .

- Какова роль союзов в предложении?

(Соединяют части предложения или однородные члены)

- Какие вы знаете союзы? (И,А,НО).

Перед вами карточки. Слайд 22.

а) подбери подходящие по смыслу союзы;

б) расставь недостающие запятые;

в) составьте схемы предложений.

Приложение 8.

Проверка задания. СЛАЙД 22.

Оцените свою работу (Лист оценивания п.10):

правильность постановки союза – 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный союз в предложении).

Соедините вид предложения с нужными союзами: СЛАЙД 23.

Приложение 9.

свой выбор объясните.

Оцените свою работу

(Лист оценивания п.11)

ТЕСТ Приложение 10.

СЛАЙД 24.

Проверка. СЛАЙД 25.

Оцените свою работу

(Лист оценивания п.12)

Организует самостоятельную работу; организует работу, в которой рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой. Выполняют задание.

Оценивают работу.

Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. – Какие цели перед собой ставили?

– Достигли мы их или нет?

– Что самого важного для себя вы поняли на уроке?

– Что было легко на уроке? Почему?

– В чем затруднялись? Почему?

- Какие умения формировались?

Выставляем оценку за урок. Подсчёт баллов.

22-19 баллов – “5”

18-15 балла – “4”

14 -11 баллов – “3”

СЛАЙД 26.

Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Участвуют в диалоге с учителем.

Оценивают работу свою и класса в целом.

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

10. Домашнее задание.
  Задание для домашней работы вы можете выбрать сами: СЛАЙД 27.

Приложение 11.

  В соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание.