Методическая разработка «Формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Актуальность.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала более актуальной. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности обучающихся с его потребностями в осознании культурных корней, стремление к познанию и освоению мира. 

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с содержанием и организацией этнокультурного образования, структурными компонентами которого выступают: во-первых, когнитивный, во-вторых, мотивационно-ценностный, в-третьих, деятельностный. Когнитивный компонент предполагает сформированность системы этнокультурных знаний, выступающих ориентировочной основой деятельности личности в поликультурном обществе. Мотивационно - ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно  - ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, качеств, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе. Деятельностный компонент обеспечивает сформированность этнокультурных умений и навыков, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

Пояснительная записка.

Внеклассная работа по формированию этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности представляет собой целостную педагогическую систему, имеющую свои особенности, выраженные в целях, задачах, принципах, содержании, формах и технологиях.

Коллективно-исследовательский проект “Культурное наследие и современность”.

Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина.

Модель работы над проектом этнокультурной направленности “Я зерно, зерно на ладони моего народа...”

(по творчеству В.Колумба).

Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности

Задачи Принципы
- приобщить к культуре своего народа, как непременное условие интеграции в другие культуры;

- сформировать представление о многообразии культур;

- развивать этническую толерантность в процессе ознакомления с их национальными достижениями;

1.принцип связи обучения с жизнью.

2.принцип коммуникативной активности учащихся.

3. принцип учета возрастных особенностей учащихся.

4. принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы при превалировании коллективно-иссследовательской деятельности.

5. принцип межпредметных связей.

6.Контрастивно-сопоставительный принцип

Содержание работы над проектом:   знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина.

Методы Формы
-метод воспитания в сотрудничестве;

-сравнительно-сопоставительный метод;

-метод экскурсий;

-метод обучения правильному общению через деловое общение в группах;

-экскурсия в библиотеку им. В.Колумба;

-встречи с представителями библиотеки;

-проведение классного часа по творчеству В.Колумба;

-поездка на родину В.Колумба (Моркинский район);

-беседа со старожилами и педагогами Коркатовского лицея;

-проведение классного часа по творчеству С. Есенина;

-создание книги-презентации;

-участие в научно- практических конференциях.

Работа по осуществлению данного проекта проходила в 3 этапа: С.Есенин.

1. Подготовительный.

- проведение анкетирования обучающихся о знании марийской литературы;

- посещение библиотеки имени В.Колумба, встреча с представителями библиотеки;

- проведение классного часа “В. Колумб. Я взял старт в поэзию”.

Как результат - предложено изучить творчество марийского поэта. В год 70-летия Победы акцент сделан и на военную тематику автора. Детство В. Колумба по его признанию - это “детство, опаленное войной”.

2. Информационный.

- углубление и обобщение знаний по истории марийской литературы. Класс поделен на творческие группы;

- работа с литературой в библиотеке им. В.Колумба, Интернет- ресурсами;

- поездка на родину В. Колумба, беседы со старожилами, педагогами Коркатовской средней школы.;

- творческая деятельность по отдельным аспектам проекта (создание виртуальной встречи с В.Колумбом, конкурса - викторины по биографии поэта, выборка любимых стихов по творчеству поэта с оформлением их в виде рисунка и т.д. )

- представление промежуточных результатов на родительском собрании;

3. Заключительный.

- создание книги – презентации, включающая виртуальная встречу с В. Колумбом, тест – викторина, любимые стихи детей автора, сопровождаемые рисунком.

Работа по осуществлению данного проекта продемонстрировала поэтапное приобретение этнокультурного опыта.

В психологическом отношении:

- ученики имеют свое собственное мнение и умеют его отстаивать;

- умеют самостоятельно решать проблемы;

- они креативны (обладают творческим подходом к делам);

- они ответственны как по отношению к себе, так и по отношению к своим одноклассникам (работа в группе), учителям, родителям.

В коммуникативном отношении:

- имеют развитую речь, общительны (беседы в ходе исследовательской работы, выступления на конференциях);

- умеют работать в группе, адекватно воспринимают ситуацию общения.

В социальном отношении:

- владеют знаниями в рамках школьной программы (ИКН, история, литература и т.д.)

- имеют внепрограммные знания (самостоятельная работа с источниками информации).

- проявляют толерантность к людям, этносам.

В “инструментальном” отношении:

- умеют владеть компьютером и пользоваться Интернетом (поиск информации и создание компьютерных презентаций).

- имеют знания об источниках информации и умеют искать в них необходимую информацию.

Выступая на научно – практической конференции “Мир моих открытий – путь в будущее” обучающиеся сделали важное заключение о значимости данного проекта: “Время не властно над поэзией. Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэтов, изменилась реальность, питавшая их стихи. Но каждое новое поколение открывает для себя в С. Есенине, в В. Колумбе нечто близкое и дорогое, потому что их поэзия рождена любовью, любовью к родной матушке – земле, а значит, и к человеку, как неотделимой его части”.

Список научно-методической литературы:

1. Мультикультурное воспитание средствами иностранного языка. Внеклассная работа. Составители: Хабибуллина Ф.Я., Скворцова Р.А.- Й-Ола, 2009.

2. Актуальные проблемы исследования и преподавания французского языка: материалы II заочной Международной научно-практической конференции / Мар. гос. ун-т; под. ред. Ф.Я.Хабибуллиной – Йошкар-Ола, 2013. – 111с.

3. Языки, культуры, этносы. Формирование языковой культуры мира: филологический и методический аспекты. Сборник научных статей по материалам IX Всероссийской научно – практической конференции (с международным участием) по проблемам межкультурной коммуникации / Мар. гос. ун-т; под. ред. Н.И.Арзамасцевой. – Йошкар – Ола, 2012. – 380 с.

4. Психолого-педагогические проблемы модернизации системы повышения квалификации6 тенденции и перспективы современного образования: материалы XX республиканской научно-практической конференции (по итогам НИР Марийского Института Образования). – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С “Марийский институт образования”, 2014. – 234 с.

5. Марийское краеведение: опыт и перспективы развития: материалы XX республиканской научно – практической конференции, посвященной 70- летию Победы в Великой Отечественной войне и Году литературы. - Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С “Марийский институт образования”, 2015. –186 с.

Представление   коллективно-исследовательского проекта “Культурное наследие и современность” на научно-практической конференции “Мир моих открытий – путь в будущее”.

Ученик 1: Процессы глобализации и культурной динамики, как показывает практика, не ведут к формированию единой мировой культуры. Современная культура остается множеством культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, где ни одна культура не теряет своей самобытности и не растворяется в общей культуре. Всё большее значение приобретают способности к пониманию своего соседа по общепланетарному дому, умение строить с ним отношения, понимать и осмысливать природу национального характера других народов.

Ученик 2: Интерес к творчеству талантливого марийского поэта В.Колумба возник неслучайно. Мы впервые встретились с этим именем, посещая на классных часах библиотеку, которая носит его имя. По оценкам многих современников его поэзия является самым значительным достижением марийской литературы XX века. Валентин Христофорович Колумб и в наши дни остается яркой путеводной звездой на небосклоне современной финно- угорской поэзии.

Ученик 3: Цель нашей исследовательской работы познакомить с поэтическим миром марийского поэта Валентина Колумба. В соответствии с целью данной работы мы ставим следующие задачи:

  • рассмотреть основные факторы расцвета самобытного таланта Валентина Христофоровича Колумба.
  • выявить особенности поэтического дарования В.Колумба.
  • сравнить традиции поэзии в творчестве марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина.

Все это не просто любопытство. Возможно, знание истоков культуры как своего народа, так и соседа поможет нам понять друг друга, и как следствие научит нас проявлять уважение друг к другу.

Ученик 4: “Будем знакомы” - так называется первый сборник его стихов, изданный местным книжным издательством в 1959 году. Мы решили выбрать полюбившиеся нам стихи сделать свой сборник стихов с одноименным названием и оформить его с помощью рисунков.

Ученик 1: Тематика произведений В.Колумба самая разнообразная. Однако особый интерес вызывает отношение автора к родной земле, все его стихи пронизаны глубокой преданностью к ней. Земля словно питает его творчество.

Если жаворонок не поет над полями,
То зачем,
Для чего, скажи,
Он когда-то родился во ржи
И учился летать над родными краями?

Ученик 2: Это не простой риторический вопрос. “Любовь к земле для него – прежде всего в чувстве неразрывной связи с нею, в том, что он врастал корнями своей души в ее живое, бессмертное вещество жизни. Так в нежном дыхании яблоневого цветения он угадывал вечно животворную душу земли. Так он уравнивал в своей поэзии землю и любовь, красоту и память”,- отмечает, анализируя творческое наследие марийского поэта , переводчик Владимир Цыбин.

Ученик 3: Величие человека, вечная борьба в нем добра и зла пронизывает все творчество поэта. Доброта у Колумба – не прихоть легковесного благодушия. Обычно добру, чтобы озарить радостным светом мир, приходится отстаивать свою правоту. Поэт возвышает гуманизм реальный, действенный, воспевает добро активное. Удивляет и поражает, насколько тщательно, вдумчиво и прочно он выковывает свои строки.

Мы выжили.
И в этом нету чуда.
Под той войной
Подведена черта.

Стихи – ответ мой
На вопрос:
“Откуда
У поколенья моего
Такая доброта?”

Ученик 4: Прослеживая творческий рост В.Колумба, можно заметить, что поэт работал во всех видах и формах поэзии – будь то лирические или философские стихи, поэма, баллада. Главное, в поэзии В.Колумба всегда ощутимы подлинность личного мировосприятия, свежесть образов и сравнений.

Слава тебе, черепаха,
Посмешище скорости!
Мы, наблюдая за тобой, учимся стыдиться
Своей медлительности....
Благодаря нашей скорости
Мы жизнь отдаем
Одному делу
До конца, до самого конца.
Мы взрываемся,
Как атом –
Столько в нас
Энергии!...

Ученик 1: “Что привело меня в поэзию? Марийский лес...В лесу я вслушивался в каждый шорох, чутко ловил его дыхание. Только надо понимать его, различать разнообразие голосов деревьев, птиц и зверей.”

Елочка иглистая,
Голова зеленая,
Стужею остужена, жаром прокаленная,
Гребешками острыми –
Тонкие иголочки.
Шубка белоснежная на плечах у елочки.

Ученик 2: Надо отметить, что В.Колумб не писал специально о природе. Он жил, дышал ею, в робком трепете цветка, в нежной капле росы, застывшей на утренней траве. Читая стихи мастера слова, убеждаешься, насколько поэт не только беззаветно любит природу, но хорошо знает и понимает ее. Она живет в его стихах журчащая и цветущая, прохладная и знойная, спокойная и взволнованная.

Весну встречают горы и низины,
И люди – от мальца до старика,-
Так мать приветствует кормильца-сына,
Вернувшегося к ней издалека.

Ученик 3: Однако В.Колумб интересен читателям не только автор замечательных стихов. Среди архивных материалов привлекают его многочисленные переводы известных поэтов различных народов и эпох. Выявлено более 60 произведений, переведенных В.Колумбом в различные годы.

Ученик 4: Однако особая тяга у В.Колумба была к замечательным стихам Сергея Есенина. Чем это объяснить? Причин тут, на наш взгляд, много. Во-первых, они оба выходцы из деревни, их сближает любовь к сельским просторам.

Ученик 1: Есенин, так же как В.Колумб, стремился – насколько это дано и возможно сделать с помощью стиха – вселить в человека веру в свет, раскрыть для радость земного бытия, вернуть – даже глубоко несчастному – надежду. Энергия и мысль поэта изначально были устремлены на сопереживание человеку. Людские несчастья жили в его поэзии как личные, собственные.

Ученик 2: Стихи С. Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается “белый перезвон” берез, звенят удила. Спас пахнет яблоками и медом. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубее небесный песок. Синее, голубое, алое, зеленое, рыжее, золотое – брызжет и переливается в стихах поэта.

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети.
Где – то мышь скребется в затворенной клети...

Ученик 3: Родная земля наделила двух авторов народной мудростью и владели они этим неоценимым богатством свободно и непринужденно. Сергей Есенин, так же как Валентин Колумб, говорил и пел теми словами, что и природа, родная земля. И эта песня, нежная и ласковая, грустная и раздольная вобрала в себя все многообразие чувств.

Ученик 4: Если В.Колумб в своих стихах обращается к фольклору, народное творчество мы встречаем и С.Есенина. Песни, поверья, частушки, сказания, услышанные с детства, явились главным родником его творчества. Первозданная красота народного взгляда на жизнь выразилась в его песне стиха.

Ученик 1: Время не властно над поэзией. Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэтов, изменилась реальность, питавшая их стихи. Но каждое новое поколение открывает для себя в С.Есенине, в В. Колумбе нечто близкое и дорогое, потому что их поэзия рождена любовью, любовью к родной матушке – земле, а значит, и к человеку, как неотделимой его части.

Ученик 2: Но в своей работе мы хотели затронуть еще одну тему. Ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Эти контакты во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое главным образом определяется культурой каждой из сторон, психологией народов, господствующими в той или иной культуре ценностями.

Ученик 3: Главная идея состоит в признании равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Мы поняли, что нет элитарных или неполноценных культур, все культуры по-своему неповторимы и одинаково ценны.