Степень числа

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока. Урок изучения нового материала.

Цели:

Предметные.

  • Познакомить учащихся с понятием степени числа, показателя степени, основания степени; научить читать и записывать степень, называть компоненты степени, заменять произведение степенью, представлять степень в виде произведения, объяснять, что называется квадратом и кубом числа, читать таблицу квадратов и кубов чисел, выполнять порядок действий в выражении, содержащем степень.

Личностные.

  • Формировать независимость суждений.

Метапредметные.

  • Формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Регулятивные УД.

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УД.

  • Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий

Коммуникативные УД.

  • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера.

Планируемые результаты: учащийся научится возводить число в степень, вычислять значение выражения, содержащего степень.

Основные понятия: степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа, куб числа, возведение числа в степень, правило выполнений действий в выражении, содержащем степень.

Оборудование к уроку:

  • Сигнальные карточки
  • Раздаточный материал с критериями оценивания.
  • Мультимедийная презентация.
  • Ноутбук.
  • Медиапроектор, экран.

Технологическая карта урока

Этап урока Управление.
Деятельность учителя
Учебная деятельность учащихся.
Формирование метапредметных универсальных учебных действий
Дидактические средства
I Организационный этап

30 с

Эмоциональный настрой на урок.

“Ровно встали, тихо сели.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок”

Включаются в деловой ритм урока. Слайд 2
II Актуализация опорных знаний

1) Проверка домашнего задания – 5 мин

Сначала устно обсуждаются решения домашней работы, предлагаются варианты хода решения заданий, делаются выводы. После этого решение домашней работы учитель проецирует на экран № 532, № 539, № 545 (3, 4). Учащимся   предлагается сравнить их со своими ответами и оценить каждое верно выполненное задание баллами. Максимальное число баллов на данном этапе – 5. Полученные баллы учащиеся заносят в индивидуальный оценочный лист Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Предлагают варианты ответов.

Слайды 3, 4, 5, 6
2) Повторение. Устные примеры на упрощение выражений – 1 мин 1. Упростите выражения:

7b + 23b =

38y + y =

42a – a =

3z + 7 + 9 + 2z =

19k + 15 + 4k + 26 =

Осуществляют контроль правильности действий с помощью сигнальных карточек (Зеленая – согласен.

Красная – нет.

Желтая – затрудняюсь. Есть сомнения.)

Проецируется на экран правильный ответ

Слайд 7

Устные примеры на отработку вычислительных навыков – 1 мин 2. Восстановите цепочку вычислений:   Проецируется на экран правильный ответ

Слайд 8

Задания на развитие математических способностей – 1 мин 3. Какое число пропущено? Выражают свои мысли в устной форме. Устанавливают закономерность и находят пропущенное число. Проецируется на экран правильный ответ

Слайды 9, 10

Примеры на определение порядка действий – 1 мин 4. Определить порядок действий в примерах:

408 * 519 – (42513 + 145) : 39

34 * 45 + 56 – 78 * 356 : 56 * 4

Учатся адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации действий. Слайд 11
Мотивация изучения темы урока – 30 с 5. Как можно записать сумму иначе?

6 + 6 + 6 + 6 =

Высказывают свои мнения. Выбирают альтернативные способы решения примеров. Слайд 12
Целеполагание – 1 мин 6. Как можно записать произведение иначе?

6 * 6 * 6 * 6 =

Учитель предлагает найти сходство и различие в примерах.

И ставит задачу: подумать, а произведение одинаковых множителей можно записать короче?

А узнаем мы это после того, как изучим новую тему.

Рассматривают примеры на слайде.

Находят сходство и различие с предыдущим примером.

Слайд 13
III Изучение нового материала и первичное его усвоение

2 мин

Записывают в тетрадях тему урока Под руководством учителя ставят цели урока.

Изучить понятие степени, квадрата и куба числа;

Научиться:

- читать и записывать степень;

- определять основание и показатель степени;

- составить таблицу квадратов и кубов чисел:

Планируют пути их достижения.

Слайды 14, 15
2) Историческая пауза. – 1 мин 400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей:

6 * 6 * 6 * 6 = 64

читают “шесть в четвёртой степени”

Слушают учителя и делают записи в тетрадь Слайд 16
3) Знакомство с новыми понятиями – 2 мин Задание: найти в учебнике ответы вопросы,

с. 135

Учатся основам сомоорганизации своей деятельности. Учебник, с. 135

Слайд 17

4) Работа с новыми понятиями – 2 мин Учитель предлагает назвать степень, основание, и показатель степени.

Что означают записи? Назовите основание и показатель степени.

Читают степень, называя основание и показатель

Выражают свои мысли в устной форме и делают записи в тетрадь.

Слайд 18

 

Слайд 19

5) Выработка умения применять понятие степени, формирование УУД. – 3 мин Учитель предлагает выполнить № 549 в группах.

За каждую верную запись – 1 балл.

Итого за весь правильно выполненный номер – 8 баллов.

Устанавливают рабочие отношения в группе.

Осуществляют контроль, коррекцию действий партнера.

Проверяют правильность выполнения, используя ответы на слайде.

Консультант контролирует правильность заполнения таблицы. (Таблица с критериями оценивания лежит перед ними на парте)

Слайд 20
Физминутка. – 2 мин Учитель переходит по ссылке на 34 слайд и включает видеоурок (в приложении), нажав на картинку. Возвращаемся по ссылке на 21 слайд Выполняют упражнения для глаз и рук. Слайд 34
6) Изучение свойств степени – 3 мин Задание: найти в учебнике ответы на вопросы,

с. 135

Учатся основам сомоорганизации своей деятельности. Отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетради. Учебник, с. 135

Слайд 21, 22

7) Работа с понятиями “квадрат” и “куб” числа – 3 мин Вспомним, что называется квадратом.

Каким свойством обладает квадрат?

Знаком ли вам куб?

Приведите примеры куба из жизни.

Вспоминают определение и свойства квадрата, находят площадь квадрата.

Приводят примеры куба из жизни.

Называют свойства куба и находят его объем.

Делают записи в тетради.

Слайд 23
8) Знакомство с таблицей квадратов и кубов – 4 мин Учитель предлагает объяснить как получились числа в таблице.

Показывает где такие таблицы есть в учебнике.

Предлагает выполнить № 550 в группах.

За каждый верный ответ– 1 балл.

Итого за весь правильно выполненный номер – 6 баллов.

Выражают свои мысли в устной форме.

Делают вывод о значимости таблицы при вычислениях.

Устанавливают рабочие отношения в группе.

Осуществляют контроль, коррекцию действий партнера.

Проверяют правильность выполнения, используя ответы на слайде.

Консультант ставит оценки на основе критериев оценивания. (Таблица с критериями оценивания лежит перед ними на парте)

Слайд 24
9) Работа по учебнику – 1 мин Задание: найти в учебнике ответ вопрос, с. 136 Учатся основам сомоорганизации своей деятельности. Учебник, с. 136

Слайд 25, 26

IV Выработка умения применять новые знания, формирование УУД.

1) Работа у доски – 7 мин

Учитель предлагает учащимся найти значение выражения, обращает внимание на порядок выполнения действий в выражении, содержащим степени Объясняют последовательность выполнения действий, находят значение выражения, проверяют правильность выполнения.

Вычисляют значение выражений в тетрадях. Проверяют и комментируют правильность выполнения.

Слайды 27, 28
2) Фронтальная работа – 1 мин Предлагает выполнить № 552 (одновременно вызываются 6 учеников, по их желанию выставляются оценки)

32; 43; 102; 103; 03; 12; 10?; 42 + 8.

Осуществляют контроль правильности действий с помощью сигнальных карточек

(Зеленая – согласен. Красная – нет. Желтая – затрудняюсь, есть сомнения.)

Слайд 29
V Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин

Учитель комментирует домашнее задание.

Параграф 20, вопросы 1–6, с. 136; № 551, № 553, № 561

Подведение итогов работы учащихся на уроке, выставление оценок.

Записывают домашнее задание.

Сдают таблицы с критериями оценивания.

Слайд 30
VII. Рефлексия

1 мин

1. На уроке я работал (активно/пассивно)

2. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким / длинным)

4. За урок я (не устал / устал)

5. Мое настроение (стало лучше / стало хуже)

6. Материал урока мне был (понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен)

7. Домашнее задание мне кажется (легким / трудным, интересно / не интересно)

Используя сигнальные карточки, учащиеся анализируют свою деятельность на уроке. Учатся адекватно оценивать свои возможности в достижении цели, уровень реализации поставленных задач. Учатся оценивать планируемые результаты. Адекватно используют языковые средства для отображения своих мыслей и чувств, мотивов действий. Слайд 31

Литература.

  1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2013..
  3. Математика: 5 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013.