Активизация работы учащихся на уроке математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Один из важнейших факторов развития интереса к учению — четкое понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.

Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишется несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:3, 960:4 и пример 12 765:3.

Предлагается объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос “ как?”, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание — залог успешного усвоения нового.

Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобными слагаемыми. Естественно, поощряются ученики ,но отмечается , что они затратили много времени на нахождение результата, а пример можно решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эту напряженную минуту учитель быстро решает пример на доске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Как только закончено, класс ахнул. Дети не ожидали, что так быстро можно решить этот сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно.

Дети верили, что они все поняли и решать подобные примеры очень просто. Было предложено им сразу решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех.

У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даётся самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.

В конце урока показывается микрокалькулятор, с помощью которого за несколько секунд можно произвести сложные вычисления, и обязательно подчеркивается, что эту умную машину изобрел человек.

Математические задачи — действенный фактор развития интеллекта и воспитания эмоций у учащихся, развития логического мышления.

Например, задача: “Скорость космического корабля 8 км/с.

Сравните ее со скоростью человека, его скорость 5 км/ч.

На сколько километров больше скорость космического корабля, чем скорость человека? Во сколько раз больше скорость космического корабля, чем скорость человека?”

При решении необходимо найти скорость космического корабля в минуту, в час. Получая эти данные, учащиеся открывают для себя новое, удивительное: огромную скорость космического корабля в час — 28 800 км/ч, это в 7200 раз больше, чем скорость человека.

При решении подобных задач воспитывается уважение к человеку и науке. Обязательно подчеркивается, что эти корабли создал и управляет ими человек, но, чтобы управлять космическими кораблями, нужно очень много знать.

При решении подобных задач создается проблемная ситуация, но движет ею уже чувство любопытства.

Для составления задач используются числовые данные местного материала: “Фабрика “Маяк” за сутки шьет 800 детских платьев, а фабрика “Весна” за это же время шьет 1200 платьев” и т. д.

После знакомства с единицами времени дается самостоятельная работа — решение примеров. Через 3 мин проверяется, кто сколько успел решить примеров.

После ответов говорится, что за это же время наш Волгоградский тракторный завод выпустил два новых трактора. Дети удивляются. Рождается гордость за наш город. Проводится краткая беседа по вопросам:

— Почему удается так быстро сделать тракторы? (Работают умные машины.)

Кто придумал эти машины? Кто ими управляет? (Грамотный, образованный человек.) Что необходимо человеку, чтобы придумать эти машины и управлять ими? (Нужно очень многое знать, нужно учиться.)

После этого дается следующая задача: “Сколько тракторов выпускает наш завод за час? За сутки?”

Детям интересно, все работают, думают.

Подобные задачи воспитывают чувство гордости за нашу страну, за родной край.

Для активизации логического мышления часто включаются задачи без числовых данных. Например: “Максим и Никита (имена обязательно детей класса) пошли в магазин за учебными принадлежностями. Каждыйизрасходовал ~ всех своих денег. Одинаковое ли количество денег они израсходовали? В каком случае поровну? В каком случае один из них израсходовал больше, чем другой?” Или: “Два автомобиля двигались навстречу друг другу. Что можно сказать о расстоянии, которое они проехали до встречи? Объясните почему”.

При объяснении нового вида задач предлагаются задачи к более доступным, практически знакомым детям ситуациям. Например, при решении задач на одновременное встречное движение была дана такая задача: “Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали мотоциклист и велосипедист. Встретились они через 3 ч. Сколько времени был велосипедист в пути?” Дети отвечают: 3 ч. На вопрос: “Сколько времени был мотоциклист в пути?” — ответ тот же: 3 ч. “Сколько времени были в пути и велосипедист, и мотоциклист?” Дети, как правило, отвечают: 6 ч.

После этого ответа сразу дается задача с жизненной ситуацией, близкой детям: “Алина Князькова и Лера Козырева пошли в цирк. Представление длилось 2 ч. Сколько времени смотрела представление Алина? Сколько Лера? Сколько времени они вместе смотрели представление? Сколько времени все зрители смотрели представление?” Ответ уже правильный — 2 ч.

И подобную задачу из жизни школы предлагается решить детям: “Сколько времени длится первый урок в нашем классе? А в 11 классе сколько времени длится этот же урок?” Ответ правильный — 45 мин.

После такой работы возвращаемся к задаче о мотоциклисте и велосипедисте. Дети сразу дают правильный ответ.

Одна из важных задач учителя — научить детей самостоятельно работать, рассуждать и проверять себя.

Самостоятельная работа способствует активизации мышления, действия. Поэтому после объяснения нового материала нередко предлагается детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить ее. Это вырабатывает умение сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало вести рассуждение при выполнении задания. При проверке обязательно выясняется, кто из ребят допустил ошибки, и попросить их дать объяснение.

Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая малейшую трудность. При этом внимание его рассеивается, и выполненная работа не может отражать реальную картину качества усвоения материала.

Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.

Начинается работа по карточкам с I класса. Используем их при отработке вычислительных навыков и при решении задач. Конечно, подобная работа требует много сил и времени: составление карточек, проверка работ с различным содержанием. Но детям эта работа нравится, и она приносит много пользы.. На одной стороне карточки записано задание, на другой или ответы, или алгоритм выполнения.

Работа по индивидуальным карточкам ценна и тем, что все получают оценку за урок и каждый ученик знает, что все зависит от его старания. Слабые ученики, работая индивидуально, спрашивают онепонятном. Главное, что они рассуждают и понимают, где у них не получается.

При устном счете всем ученикам хочется ответить, но всех спросить нельзя. Дети огорчаются, если их не спрашивают, становятся пассивными, поэтому для отработки вычислительных навыков используются карточки с ответами на обратной стороне. В тетради дети пишут только ответы. По окончании работы дети поднимают руку, им показывается зеленый круг — сигнал к проверке. Ученик переворачивает карточку и проверяет решенные им примеры.

Приятно наблюдать в эти минуты за детьми: при удачном выполнении они радуются, если есть ошибки — огорчаются. Все это говорит об интересе к выполняемой работе, о желании быть внимательнее на следующем уроке.

После окончания работы обязательно предлагается встать тем, кто безошибочно выполнил ее, поощряются слабые и подводятся итоги. Подобная работа занимает не более 3–5 мин, а дает большой эмоциональный заряд.

Работу по карточкам проводится почти на каждом уроке. При проведении самостоятельного решения по вариантам обязательно сразу же проводится проверка — пишутся на доске ответы. Когда пишутся ответы на доске, слышно возбуждение класса, интерес к работе, поднятые руки и сияющие лица.

Важно, чтобы на уроке все ученики думали, работали. Обычно в классе есть медлительные, слабые ученики, которые часто и не успевают выполнить задание. Не выполнив один раз задание, другой, они перестают совсем думать. Поэтому необходимо включать в устный счет игры и игровые упражнения, в которых могли бы принять участие все дети. Например, провести игру “Летим в космос”.

Вывешивается на доске большая яркая ракета из картона или бумаги с открывающимся люком. На дверке люка таблица с цифрами от 0 до 9 и арифметические знаки действий. На обратной стороне дверки прикреплено число-ответ (код), которое должны найти ребята. На доске заранее записываются (или пользуемся кодоскопом) примеры с окошками в двух вариантах (конечный результат одинаков) и предлагается ребятам найти код, который послужит сигналом для полета в космос. Ответ каждого примера ребята должны записать в тетради. Последний ответ и есть код. Например:

I вариант

Вычисли, записав в окошке второго примера ответ первого и т. д.:

  • 60 — 25
  • ..... + 40
  • 89 — .....
  • ..... + 16
  • 28 + .....

II вариант

Вычисли, записав в окошке второго примера ответ первого и т. д.:

  • 16 + 23
  • .....  — 17
  • 48 + .....
  • ..... — 36
  • 24 + .....

В тетрадях дети записывают ответы:

I вариант — 35, 75, 14, 30, 58;

II вариант — 39, 22, 70, 34, 58.

Получив последний результат, дети поднимают руку. После того как большая часть класса решит примеры, работа прекращается.

Один из учеников, который выполнил задание, подходит к ракете и показывает указкой цифры на таблице, которые он использовал для записи последнего ответа (это цифры 5 и 8). Если он набирает число правильно, учитель показывает флажок, и он открывает дверку люка, где записано число 58. Дети, которые получили правильные ответы,— экипаж космического корабля, а остальные их дублеры, так как они все тоже трудились. Удовлетворение от работы получают все. После этого два ученика, выполнявшие разные варианты, называют все ответы своего варианта, а допустившие ошибки проверяют свои примеры.

Подобные игровые моменты делают учебный процесс приятным для ребенка, снимают напряжение и усталость.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, учитель старается вызвать у него желание; к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Если его труд не венчается успехом, он начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться.

Чтобы дети не испытывали больших трудностей при работе над новым материалом, постепенно надо подводить их к восприятию сложного. Так, задолго до решения уравнений проводятся подготовительные упражнения на нахождение неизвестного компонента. На отдельных карточках записано названия компонентов и арифметические действия. Решая примеры с окошками, дети устно объясняют, как находили неизвестное число. Их ответ (или один из учеников) сопровождает составлением выражения, записанного на карточках.

Например, 16:П=2. По ходу объяснения на доске составляется из карточек запись: делимое:делитель=частное, а ниже — делитель=делимое:частное. Затем работа усложняется. Выставляются несколько карточек, и дети по заданию составляют равенства уже без опоры на пример, или заранее составляется равенство, но с ошибками, и предлагается проверить и исправить ошибки. В этой работе обычно участвуют сказочные герои, которые затрудняются найти ошибку, и ребята охотно им помогают. Когда переходим к решению уравнений, то с обратной стороны карточек с названием компонентов прикрепляются числа и буква х. После составления равенства из карточек дети переворачивают карточки, и перед их глазами — образец записи второй строчки при решении уравнения. Такая работа облегчает детям усвоение алгоритмов решения уравнения.