Систематизация и мониторинг образовательных достижений учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Перед современной школой поставлено много задач. Для их решения учителю необходимо непрерывно отслеживать результаты качества знаний, анализировать свою педагогическую деятельность. Только таким образом можно организовать эффективную работу развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться.

Но как учителю начальных классов, обучающему 25 – 30 учеников, развить мотивацию, сформировать умение анализировать, стимулировать стремления к самосовершенствованию каждого ребенка? Для получения ответа на этот вопрос, необходимо рассмотреть портфолио как инструмент эффективного мониторинга и систематизации достижений ребенка.

Портфолио популярно в Канаде, Европе, Японии и США, где оно возникло в 80 –годах 20 века. В 1991 году американские педагоги Arter и Spandel определили портфолио как целеустремленное собрание работы учащихся, которая показывает учащемуся, или другим, его усилия или достижения в одной или более областях.

В России в 2003 году была утверждена Программа совместных мероприятий Минобразования России и Российской академии образования по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. С 1 сентября 2006 года для всех российских школ стало обязательным профильное образование. Профильное образование дает возможность учитывать возможности, состояние здоровья и создает условия для развития учеников. А в дальнейшем выбрать профессию. Одним из механизмов объективной оценки учащихся становится портфолио.

В 14.01.2003 министр образования Российской Федерации В. М. Филиппов в интервью газете “Комсомольская правда” дал свое определение портфолио.

Портфолио – индивидуальный “портфель” образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

В 2004 году концепцию “портфолио достижений ученика в средней школе” представила рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ.

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.

Хочется отметить, что портфолио не заменяет традиционные контрольные средства, а дополняет их.

Цель ведения портфолио – выявление индивидуального прогресса ученика в процессе накопления, систематизации и анализа достижений за определенный промежуток времени.

Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:

  • Расширить возможности самообучения;
  • Научить рефлексивной деятельности;
  • Формировать умение организовывать собственную учебную деятельность;
  • Развить мотивацию для дальнейшего творческого роста;

Существует 3 типа портфолио – портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов. У каждого есть преимущества и недостатки.

В своей работе мне хочется рассказать о портфолио работ. Так как именно его я использую в своей педагогической деятельности.

Портфолио работ включает в себя:

  • Информация об ученике;
  • Грамоты и сертификаты, похвальные листы;
  • Проектные и исследовательские работы ученика;
  • Спортивные достижения;
  • Рисунки;

Преимущество – видна активность ребенка, его интересы.

Недостаток – не входит в образовательный рейтинг ученика при итоговой аттестации.

Часто у родителей возникают вопросы по составлению портфолио своего ребенка. В интернете большое количество вариантов и родители не знают, что лучше выбрать.

Необходимо знать:

Не существует четких требований к шаблону портфолио;

Чем младше школьник, тем больше нужно уделить внимание творческим талантам. В среднем и старшем звене для оценивания реальных возможностей включить достижения ученика;

Портфолио это не просто папка, которая в течение всего учебного периода пополняется. Это продуманная подборка материалов, демонстрирующая динамику ребенка.

Структура портфолио:

  • Титульный лист – Фамилия, Имя, учебное заведение, класс, фотография ученика;
  • “Мне интересно” – Что означает имя ребенка, небольшой рассказ о своих родителях и других родственниках, рисунки и семейные фотографии, друзья ребенка, хобби;
  • “Моя учеба” – Первая пропись, написанные на отлично проверочные работы, динамика обучения скорости чтения и т.д. и т. п.;
  • “Мое творчество” – Рисунки, аппликации, фотографии объемных работ, исследовательские и проектные работы;
  • “Мои достижения” – Грамоты, дипломы, благодарственные письма отражающие участие ребенка в олимпиадах, конкурсах и мероприятиях разного уровня;
  • “Отзывы и пожелания” – Характеристика на ученика, которую пишет учитель в конце каждого года. Также сюда можно включить пожелание других учеников, родителей;

Данная структура показывает необходимость трехстороннего взаимодействие учителя – ученика – родителей, в основе которого лежит сотрудничество. Учителю необходимо стать наставником, проявляющий интерес даже самым маленьким достижениям ученика. Это поможет включить ученика в учебный процесс. А родителям нужно стать заинтересованными субъектами образовательного процесса, которые учитывают мнение ребенка при формировании портфолио. Это очень важно, так как с первого класса ребенок осознает чувство гордости за свои достижения. Просматривая свое портфолио, обмениваясь друг с другом, дети учатся радоваться, стремятся выполнять задания хорошо.

Для меня как учителя важно чтобы ребенок сначала с помощью родителей, а потом самостоятельно учился систематизировать свое портфолио. Таким образом, у него формируется осознание своих возможностей.

На мой взгляд, я добилась поставленной цели, которую поставила перед собой, а именно ответила на вопрос как учителю начальных классов стимулировать стремления к самосовершенствованию каждого ребенка. Именно портфолио является тем самым инструментом, который создает условия для самореализации ученика.