Задачи на движение

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Класс: 7

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Цель урока: углубить и систематизировать знания по теме “Задачи на движение”, вырабатывая обобщенные способы решения жизненно – практических задач

Образовательные задачи:

  • работать над умением вычислять в уме;
  • повысить уровень сформированности представлений о величинах “время”, “скорость”, “расстояние”;
  • закрепить умение устанавливать зависимости между этими величинами;
  • учить сопоставлять, сравнивать истинные и ложные результаты;
  • формировать умение решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствовать точность восприятия;
  • развивать умение применять знания в новой ситуации;
  • формировать устойчивое внимание;
  • развивать умение делать словесно-логические обобщения.

Воспитательные задачи:

  • формировать правильные представления о жизни обитателей подводного мира;
  • воспитывать самостоятельность в принятии решений;
  • учить преодолевать трудности;
  • работать над формированием положительных качеств, любви к окружающему миру;
  • прививать интерес к математике.

Оборудование: 6 компьютеров, мультимедийный проектор, экран, презентация “Задачи на движение”, дидактическая игра “Скорость. Расстояние”, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для индивидуальной работы).

Используемые методы (по источнику знаний): беседа, диалог, самостоятельная работа, наблюдение, демонстрация, сравнение, обобщение.

Используемые методы (по характеру познавательной деятельности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, изложение с проблемным началом.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок. Приветствие. Настрой.

Слайд 2. В начале урока учащимся предлагается разгадать ребус.

Что такое движение? – Движение тела – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Какие величины связаны с этим понятием? – время, скорость, расстояние.

Сегодня на уроке мы постараемся повысить степень понимания зависимостей между величинами “время”, “скорость”, “расстояние”, закрепить умение решать задачи на движение, привести полученные знания по данной теме в систему. Тема урока “Задачи на движение”.

Словарная работа: движение, время, скорость, расстояние.

II. Всесторонняя проверка знаний.

№1. Слайд 3. Вашему вниманию представлен числовой ряд. Необходимо определить истинно или ложно каждое из следующих высказываний.

  • Все числа в ряду получены при измерении величин (ложно)
  • Некоторые числа в ряду обозначают скорость (истинно)
  • В ряду нет ни одного числа, обозначающего расстояние (ложно)
  • Некоторые числа обозначают время (истинно)

Слайд 4. Нам предстоит необычная встреча с морскими животными, обитателями морей и океанов. Разговор пойдет о движении некоторых из обитателей подводного мира. Долгие годы особенностями поведения морских животных, исследованиями мирового океана занимался французский ученый - первооткрыватель, океанограф, мореплаватель, изобретатель Жак – Ив Кусто. Его научно – исследовательское судно “Калипсо” избороздило бескрайние водные просторы морей и океанов, снимая на пленку разнообразных обитателей морских глубин.

№2. Игра “Скорость. Расстояние”

Условия игры “Скорость. Расстояние”

Учащимся предстоит выбрать верный ответ. Группа ребят, владеющая вычислительными навыками и знаниями по теме, работает за компьютерами самостоятельно. Учащиеся, испытывающие затруднения по данной теме, работают за компьютером под руководством учителя, активно используя экран. При выборе ответа каждый ученик имеет право на один клик мыши по числам на экране. При необходимости ошибочные клики разбираются. Слабоуспевающие учащиеся работают с калькулятором по карточкам.

Слайд 5. “Встреча с акулой”

На экране вы видите подводные съемки поведения акулы. Кусто в роли режиссера, а его друг Дюма ухватился за конец хвостового плавника.

Акула не проявляет никаких враждебных намерений, но и не убегает: ее маленькие злобные глазки неотступно следят за исследователями. Хищница акула при охоте или нападении может развивать скорость до 19 км/ч. Найдите число, равное 18 км 4 м.

III. Подготовка к обобщающей деятельности.

№3. Игра “Скорость. Расстояние”

Слайд 6. “Полет пингвинов”

Пингвины – водоплавающие птицы, добывающие себе пищу в воде. В холодных полярных водах они проводят своей жизни. Они словно парят на своих коротких крыльях. Охотясь за рыбой, пингвины часто прыгают в море с обледеневших скал или льдин, протаптывая двойную тропинку.

Задача. Пингвины в воде способны развивать скорость 120,5 м/мин. Какое расстояние они проплывут за 3 мин?

№4. Игра “Скорость. Расстояние”

Слайд 7. Выбери схему к условию задачи про пингвинов.

№5. Игра “Скорость. Расстояние”

Слайд 8. “Морские котики”

Морские котики пленили сердца команды Кусто своей игривостью и общительностью. Для человека они безобидны. Но человек, акулы и касатки представляют для них большую опасность, поэтому котики очень осторожны к чужим. Из-за ценного меха и жира численность котиков уменьшилась в разы за последние 250 лет. В воде котики быстры и проворны. Разогнавшись, они стремительно выпрыгивают из воды и пролетают в воздухе до четырех – пяти метров. А вот какую они могут развивать скорость, вам предстоит узнать, решив задачу.

Задача. Во время морской охоты котик преодолел 1000,12 м за 4 мин. С какой скоростью передвигался котик?

№6. Игра “Скорость. Расстояние”

Слайд 9. Выбери схему к условию задачи про морского котика.

№7. Игра “Скорость. Расстояние”

Слайд 10. “Дельфины”

Дельфины – особые обитатели подводного мира. В основном они ведут кочевой образ жизни и держатся группами. Дельфины способны разрабатывать различные стратегии индивидуальной и групповой охоты и обучать им подрастающее поколение. Кусто и его команда посвятили немало времени изучению их поведения. Подводная съемка дельфинов – непростое дело. Они слишком быстры, чтобы люди могли подплыть к ним поближе. Они никогда не плывут за кораблем или параллельно ему, а держатся у носовой части судна, не забывая об осторожности. Однажды, изучая поведение стаи дельфинов, плывшей вдоль носовой части судна, Кусто заметил другую стаю. Капитан воскликнул: “К нам плывут другие дельфины! Я их вижу!” О каком движении идет речь? – О встречном движении. Были зафиксированы их скорости.

Словарная работа: преданность, поддержка, помощь.

Задача. Скорость стаи, плывшей вдоль судна – 30,18 км/ч, а скорость приближающейся стаи – 25,2 км/ч. Какова скорость сближения стай дельфинов?

IV. Физкультминутка.

V. Обобщение знаний в систему.

Слайд 11. “Кашалоты”

В одной из своих книг Жак – Ив Кусто описал случай, когда его научно-исследовательское судно “Калипсо” столкнулось с кашалотом. Кашалот – это самый крупный из зубатых китов. Кашалоты – животные социальные. Они ценят дружеское общение, заботятся друг о друге и даже ухаживают за ранеными. Детенышей самки воспитывают сообща. Пока одна отправляется на поиски пищи, другая присматривает за ее чадом. За последнее столетие их практически уничтожили из-за ценного жира в их массивных квадратных головах. Средняя скорость кашалота около 13 км/ч (216 м/мин).

Словарная работа: дружба, забота, взаимопомощь.

Задача на встречное движение (появляется по клику мыши).

Экипаж судна “Калипсо”, плывущего со скоростью 500 м/мин, заметил кашалота. Кит приближался со скоростью 200 м/мин. Через 2 мин состоялась встреча. На каком расстоянии от судна экипаж заметил кита?

Слайд 12. Вопросы к задаче (появляются друг за другом по клику мыши через определенный промежуток времени)

  • О каком движении идет речь?
  • Какие тела движутся навстречу друг другу?
  • С какими скоростями?
  • Каково время движения каждого участника?
  • Каково расстояние, пройденное каждым участником движения?
  • Что необходимо для составления чертежа к задаче?

После разбора условия задачи чертеж на доске выполняет ученик при активном участии учащихся всего класса.

Учащиеся, работая по группам, составляют план решения задачи, вопросы проговариваются устно, а действия записываются в тетрадях и на доске. Рассматриваются два способа решения задачи, но записывается второй способ (сопоставление, сравнение, обобщение).

1 способ.

1). 500 м/мин х 2 мин = 1000м - расстояние, пройденное судном;

2). 200 м/мин х 2 мин = 400м - расстояние, пройденное китом;

3). 1000 м + 400 м = 1400 м.

2 способ.

1). 500 м/мин + 200 м/мин = 700 м/мин - скорость сближения судна и кита;

2). 700 м/мин х 2 мин = 1400 м = 1,4км

Ответ на расстоянии 1400 метров от корабля.

Столкновение кашалота с судном показало, что кашалотам не чужда взаимопомощь, если один из них попадает в беду. В спокойном состоянии киты переговариваются между собой мелодичными нотами, но при опасности – нервными, полными болями криками. После столкновения в толще воды раздался сигнал бедствия. Неожиданно отовсюду начали сходиться кашалоты для поддержки оглушенного кита. Всего возле судна собралось 27 китов. Но все обошлось, так как кит оправился от удара с кораблем.

Слайд 13.

Задача на движение в противоположных направлениях.

Одновременно в противоположных направлениях с прежними скоростями отправились судно “Калипсо” и кашалот, каждый своей дорогой. Какое расстояние будет между ними через 4 мин?

Слайд 14. Вопросы к задаче (появляются друг за другом по клику мыши через определенный промежуток времени)

  • О каком движении идет речь?
  • Какие тела движутся в противоположных направлениях?
  • С какими скоростями?
  • Каково время движения каждого участника?
  • Как определить расстояние, которое образуется между судном и китом через 4 мин?

Учащиеся самостоятельно рассматривают два способа решения задачи, но записывают более рациональный способ.

Решение.

1). Какова скорость удаления судна и кита?

500 м/мин + 200 м/мин = 700 м/мин

2). Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?

700 м/мин х 4 мин = 2800 м = 2,8 км

Ответ 2800 метров через 4 минуты.

VI. Подведение итога урока. Оценивание учащихся.

Слайд 15.

  • Какие скорости в среднем развивают в морских водах пингвины, морские котики, дельфины, кашалоты?
  • Как, зная скорость сближения тел, определить расстояние между ними?
  • Как, зная скорость удаления тел, определить расстояние между ними?

VII. Разъяснение домашнего задания.

Слайд 16.

  1. Одновременно на горизонте показались две стаи дельфинов, которые плыли навстречу друг другу со скоростями 400 м/мин и 460 м/мин. Через 5 мин они встретились. Какое расстояние было между ними до встречи?
  2. Составьте задачу на скорость удаления дельфинов.
  3. 250 м/мин х 6; 1500 м : 5 мин; (300 м + 450 м) х 4 мин...