Необычное в обычном: применение нетрадиционных приемов в практике работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Детям всегда интересно играть в настоящие игры. И мы порой и не догадываемся, что для занятий с детьми не нужно специально что-то покупать – всё находится рядом … в нашем случае в кармане.

Носовой платок – такая малость! А чего только не натворил в жизни и искусстве! Достаточно вспомнить Отелло или Арамиса, средневековых рыцарей и платочки их прекрасных дам – и сразу понимаешь, что все не так просто. Оказывается, что носовой платок может не только научить детей соблюдать нормы гигиены, но и развить их творческие и умственные способности.

Используя средство личной гигиены, как предмет игр или развлечений, мы с нашими воспитанниками доказали на практике, что носовой платок – многогранное средство развития речи, мышления, внимания, воображения. Предлагаем вашему вниманию несколько своих авторских разработок игр с платочком, а также интересные идеи, которыми поделились с нами наши коллеги. Такие игры не требуют много материальных затрат. Кроме экономической выгоды они формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком, позволяют развивать фантазию как больших, так и маленьких.

  • Простые движения помогают не только повысить двигательную активность, а также снять напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела.
  • Игры с платком развивают движения руки и требуют постоянной перестройки. Платок выступает не просто как стимул или «партнер», а, скорее, действует как двигательная задача: сложить, разгладить, завязать, развязать, удержать в руке, захватить, затолкать в кулак. Для «речевиков» простые манипуляции с платком – это целый диапазон сложнейших действий, выполнение которых вызывает затруднение, т.к. ребёнок «должен» подстраиваться под свойства платка, учитывая размер, форму и качество материала.
  • Носовой платок – оригинальное средство для формирования навыков счета, закрепления умений ориентировки в пространстве, пространственных понятий (вниз, вверх, налево, направо), а сюжет на платке даёт возможность упражняться в правильном употреблении предлогов, падежных форм существительных, согласовании числительных с существительными в роде и числе.
  • Платок – эффективное средство для активизации зрительного восприятия, произвольного внимания и памяти. Так, например, в игре «Прятки», взрослый предлагает ребёнку сначала рассмотреть то, что нарисовано на платке, а затем один из предметов прячет (закрывая уголком платка или другим платком). Таким образом, ребёнок, играя, непроизвольно учится словесно выражать свои мысли.

Ну что, поиграем?

Пальчиковые игры с платочком «Косынка для Маринки»

Шла Маринка по тропинке (рис. 1)
Вдруг увидела косынку: (рис. 2)
– А узоры! Кружева -то!
Только мне великовата.
Её маме подарю,
А себе ещё найду!
Пошла Маринка с горки, (рис. 3)
Вдоль берёзок, мимо Ёлки,
Поднялась на бугорок-
Снова видит уголок: (рис. 4)
Вот косыночка другая,
Чуть поменьше, не большая. (рис. 5)
В корзинку положу, да сестрёнке отнесу

Побежала Маринка по дорожке,
Встретила зайца на хромой ножке.
Подарил он ей новую косынку! Смотри! (рис. 6)
Сколько уголков?
Один! Два! Три! (рис. 7)
Косынка –
Ни велика, ни мала-
В самый раз! (рис. 8)
Тут пустилась Марина в пляс:
– Тра-та-та... Тра-та-та... Тра-та-та...
А пока Мариночка пляшет
Я платок уберу в кармашек! (рис. 9)

Таким образом, организованные игры сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они не только увлекают детей, но и приносят им много пользы!

Современных детей сейчас очень трудно удивить, исходя из этого, мы, находясь в постоянном поиске, предлагаем вам авторскую разработку – Книжку-обучайку из носовых платков «Ромашкины сказки», работа с которой позволяет решить сразу ряд корекционно-развивающих задач.

  • Задание «Придумай сказку» направлено на развитие у детей творческого воображения и связной речи. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.
  • Упражнение «Что было дальше» способствует развитию детской фантазии, заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к речевой активности (придумывание конца недосказанного рассказа, продолжение которого взрослый забыл на самом интересном месте).
  • Игра «Задом наперед» развивает память, совершенствует навык пересказа: педагог и дети вместе пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа, начиная с конца.
  • Упражнение «Что не так?» помогает ребёнку сориентироваться в знакомом произведении и развивает слуховое внимание. Пересказывая в очередной раз придуманные ранее произведения, взрослый умышленно допускает ряд ошибок, а дети охотно стараются вспомнить, подсказать и исправить неточности.
  • Упражнение «Кто и что делает» совершенствует и пополняет словарь существительными, глаголами и прилагательными. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «собака что делает?» — лает, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
  • Упражнение «Узнай и назови» развивает воображение, стимулирует речевую активность детей. Взрослый описывает предмет, изображённый на платке, а ребёнок должен узнать его по признакам (прилагательным) и по словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.
  • Упражнение «Назови предметы со звуком» предназначено для автоматизации звуков в словах, а также для повышения уровня развития фонематического восприятия (дети учатся выделять слова с заданным звуком). Например, «Назови слова со звуком [c]» – лиса, солнце и т.д.
  • Упражнение «Составь предложение». Взрослый называет три слова, обозначающие предметы на платке и предлагает детям составить предложения. Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч».

На практике мы еще раз доказали, для того чтобы играть с детьми ничего не нужно специально покупать, придумывать, готовить – все что нужно – это хорошее настроение и чистый носовой платок. Попробуйте, коллеги возможно и Вашим воспитанникам понравятся предложенные нами игры.