Методическая разработка урока на тему "Соли. Состав, свойства, классификация". 8-й класс

Разделы: Химия, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 8


Цель: сформировать систему знаний о солях, выяснить их практическое применение.

Задачи:

а) выяснить состав классификацию, свойства солей, значение для жизни человека и применение;
б) сформировать умения по составлению формул солей, закрепить умения по составлению уравнений реакций, решению расчетных задач, продолжить формирование навыков по проведению опытов, повторить правила техники безопасности при работе с реактивами.
в) осуществить экологическое воспитание учащихся на примере влияния нитратов на организм человека и живых организмов, значении поваренной соли для человека и промышленности, воспитание бережного отношения к школьному оборудованию.

Планируемые результаты обучения:

1. Предметные

  • обучающиеся должны знать состав и классификацию солей; составлять формулы средних солей и давать названия средним, кислым и основным солям;
  • составлять уравнения реакций получения и химических свойств различных групп солей;

2. Метапредметные

  • обучающиеся должны уметь ставить учебную задачу на основе сотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем;
  • ставить оценку результатам своей работы; определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия;
  • сотрудничать с обучающимися класса в поиске и сборе информации; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • уметь работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить отчет об исследованиях и презентации.

3. Личностные

  • знать о значении солей для живого мира, их влиянии на экологическую обстановку,
  • обучающиеся должны самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом;
  • овладеть умением оценивать вред различных веществ на организм человека

Тип урока: урок получения новых знаний

Методы: демонстрация таблиц, опытов, демонстрация электронных презентаций, работа с ЭОР, химический диктант, самостоятельная работа учащихся со справочными материалами, учебником, лабораторные опыты с элементами проблемного обучения.

Средства обучения: таблица «Растворимость кислот, солей, оснований», ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблицы, мультимедиапроектор с экраном, компьютер, презентация к уроку, учебник Химия – 8 класс (автор Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.), Электронное приложение к учебнику Химия – 8 класс (автор Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.) .

Реактивы на столе учащихся: растворы медного купороса, гидроксида натрия, железные скрепки или гвозди.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность класса к занятию. Акцентирует внимание на то, что нельзя трогать руками реактивы, стоящие на столах без разрешения учителя.

II. Мотивация урока

Учитель:

Эпиграф: Соль – всему голова, без соли и жито – трава.

Эта русская пословица свидетельствуют о большом значении солей в нашей жизни. Мы сегодня выясним, какие вещества называются солями, познакомимся с классификацией этих веществ, их применением.

III. Получение новых знаний

1. Состав солей (работа с электронным приложение к учебнику, открыть закладку «Учебник», стр.105, активировать номер параграфа, прослушать аудиозапись понятия «соли», записать в тетрадь)

Соль – это сложное вещество, в котором атомы металлов связана с кислотными остатками.

2. Номенклатура солей (работа с электронным приложением к учебнику, открыть закладку «Учебник», стр.106, активировать окно с названиями важнейших солей, , окно «Номенклатура солей», перенести таблицу в тетрадь)

Пояснения учителя: вам уже приходилось написать достаточное число уравнений реакций, в которых образуются соли. Названия солей складываются из названий кислотного остатка и металла, при этом берутся латинские названия кислотных остатков. Названия кислотных остатков в солях бескислородных кислот, как правило оканчиваются на -ид-, хлорид натрия – известная поваренная соль, которая дала название всему классу соединений.

Осаждение поваренной соли из морской воды под действием солнечных лучей в древние времена объяснялось как рождение нового вещества под влиянием солнечной энергии. Итак, слово «соль», первоначально обозначавшее только хлорид натрия, впоследствии дало название целому классу веществ «соль» обозначает «солнечное вещество».

Выступления экспертов (химик):

«Собираясь пить чай, клади в него щепотку соли. От неё быстрее усвоится пища, исчезнут болезни желудка».

Из бурятской народной медицины.

Соль – хлорид натрия встречается в природе в виде минерала называемого галитом, от греческого «галос», означающего соль и море. Гомер называл хлорид натрия «божественной солью». Соль дороже золота, поскольку без золота жить можно, а без соли нельзя. В далекие времена соль была драгоценностью. На столах солей, императоров, королей и шахов стояли солонки из золота и заведовал ими особо доверенный человек – солоничий.

Воинам платили жалование солью, а чиновники получали солевой паек.

Торговля солью являлась государственной монополией. По русскому обычаю, когда подносят хлеб-соль, то тем самым желают им здоровья. В католической церкви при крещении в ротик младенца кладут кристаллик соли. У всех народов разных времен рассыпать соль значило накликать беду, потерять здоровье. (Демонстрация фотографий электронного приложения «Фотоизображения хлоридов»)

3. Классификация солей

Любую соль можно рассматривать как продукт нейтрализации основания кислотой. Как же появилось название «средние соли» и что оно обозначает буквально,

С лингвистической точки зрения слово средний обозначает промежуточный по своим признакам, свойства между двумя крайними величинами, в данном случае «средний» – это промежуточный между веществами – антиподами по своим химическим свойствам относительно кислотности и основности, т.е. между кислыми и основными солями (середина – соли, образованные сильными основаниями и сильными кислотами). Толкование «средние соли» убеждает учащихся в экспериментальном характере науки химии.

Словосочетание «нормальная соль» образована латинскими словами normalis – прямолинейный, обычный, естественный и solсолнце.

Norma – “признанный обязательный порядок», в данном случае обязательным порядком является наличие катиона металла и аниона кислотного остатка без включения в свой состав других структурных единиц.

Самостоятельная работа с электронным учебником (открыть закладку «Учебник», стр.106, активировать окна с названиями важнейших классов солей, перенести определения в тетрадь, повторно прослушать со всем классом аудиозаписи этих терминов).

Средние соли – продукты полного замещения атомов водорода на атомы металла в кислоте.

Кислые соли – продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на атомы металла.

Основные соли – продукт неполного замещения гидроксогрупп основания кислотными остатками.

4. Физические свойства солей (Демонстрация образцов солей, лабораторный опыт)

Рассмотрим выданные вам образцы солей и их растворов. Обучающиеся делают вывод:

Соли твердые кристаллические вещества, бесцветные, иногда окрашенные. В воде растворяются все соли азотной кислоты, лишь некоторые соли угольной, кремниевой, ортофосфорной, почти все соли натрия и калия (демонстрация образцов солей, растворимости солей в воде).

5. Составление формул солей

Если известна валентность металла и валентность кислотного остатка, то формулы солей составляют так же, как формулы соединений из двух элементов (Сульфатов алюминия, кальция, натрия).

6. Алгоритм составления формул солей:

  1. Напишем химический знак алюминия и обозначение кислотного остатка серной кислоты, поставим валентность.
  2. Найдем наименьшее общее кратное, выражающее валентность алюминия и валентность кислотного остатка. Наименьшее общее кратное этих чисел – 6
  3. Найдем число атомов алюминия и число кислотных остатков.

7. Основные химические свойства солей.

(Работа с электронным приложением к учебнику, открыть закладку «Учебник», стр.107-108, активировать окно с уравнениями химических свойств важнейших солей, окно с видеороликом «Реакция обмена », демонстрационно просмотреть видеозапись, записать уравнения реакций в тетрадь, провести лабораторный опыты с учетом видеороликов).

8. Применение солей (самостоятельная работа с ЭОР в сети интернет).

Выступления экспертов (диетолог :

Различные растения обладают разной способностью к накоплению нитратов: из овощей несомненные лидеры – зеленые культуры (салат, укроп, петрушка и т.д.), за ними идет свекла, дальше с существенным отставанием – капуста и морковь. У картофеля менее развита склонность к такому накопительству.

Распределяются нитраты в разных овощах неравномерно, концентрируясь в определенных зонах, например, капуста накапливает нитраты в кочерыжке м верхних листьях; огурцы и патиссоны – в кожуре; кабачки, свекла, морковь – в нижней части плода.; картофель – в середине.

Как избавиться от нитратов в продуктах?

– Специалисты рекомендуют:

  1. Удалять из овощей «нитратные зоны».
  2. Отваривать овощи, т.к. нитраты хорошо растворяются. В отвар уйдет большая часть вредных соединений.
  3. Рекомендуем овощи солить, мариновать, квасить, так как при таких заготовках в рассол уходит до 60% нитратов.

Вода с повышенным содержанием нитратов представляет потенциальную опасность для здоровья человека и животных. Она имеет горько-соленый вкус и непригодна для питья. Внесение избыточного количества азотных удобрений приводит к накоплению нитратов в растениях. Увеличение содержания нитратов в овощных культурах, зеленом корме значительно снижает их биологическую ценность, вкусовые качества.

IV. Закрепление нового материала.

класс разбивается на команды по 4 человека, самостоятельно работают с электронным приложением к учебнику , открывают закладку «Учебник, стр.112, упр №3, выполняют тестовые задания, оценка компьютером ответов обучающихся, самооценка, обсуждение ответов классом и учителем.

Тесты:

  • 33. Соли
  • 33. Состав солей
  • 33. Названия кислотных остатков
  • 33. Реакция обмена
  • 33. Взаимодействие основных оксидов с кислотами

V. Итог. Рефлексия.Оценивание.

Учитель:

– Какие моменты урока наиболее запомнились?

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

– Как оцените свою работу?

Подводим итоги урока: обучающимся из различных групп (выполнивших домашние исследовательские задания, активно работающих на уроке) присваиваем звание «Знатоков солей», «Самая творческая команда» и «Лучшие исследователи».

VI. Домашнее задание.

Индивидуально для сильных и слабых обучающихся, §33, упр.6, задача 1, индивидуально упр. 10 д,е стр.112.

Источники информации:

  1. school-collection.edu.ru
  2. lifelib.ru/articles
  3. nauka.relis.ru