Правописание орфограмм жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создать условия для открытия новых знаний и систематизации полученных.

Тип урока: Урок-путешествие. Систематизация полученных знаний.

Задачи урока:

  • Вспомнить и обобщить знания о правописании шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • Выработать навык правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  • Развивать орфографическую зоркость при выполнении самостоятельной работы.
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, речь.
  • Формировать умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Методы обучения: деятельностный.

  • Создание проблемной ситуации;
  • Поисковый;
  • Наглядно-иллюстративный;
  • Словесный.

Формы организации деятельности:

  • Индивидуальная;
  • Коллективная;
  • Парная.

Средства обучения:

  • Мультимедийный проектор;
  • Наглядные пособия;
  • Дидактический материал;
  • Макбуки.

Основные этапы
урока. (Время)

Содержание урока

Формирование УУД

1. Этап мотивации (30 сек.)

Учитель:
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
– Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.

Личностные УУД
(самоопределение).
Создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний. (30 сек.)

 

 

3. Минутка чистописания (3 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

4. Определение темы урока.
Постановка учебной задачи.
(4 мин.)

Учитель:
– Ребята, предлагаю нам сегодня    отправиться в путешествие по стране "Орфография".   Орфография – это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. А определить тему нашего путешествия вам поможет минутка чистописания.

I – остановка «Чистюлька»

Ч  Щ  О  Ш  Ж

– Назовите буквы.
– Какая буква лишняя и почему?
– Предлагаю прописать эти буквы в тетрадях.
– По какому принципу распределены буквы на строках?
( На первой строке буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а на второй строке – твердые согласные звуки).
Пропишите чередование согласных по одному разу на каждой строке. Для чего нам необходимы заглавные и строчные буквы?
– При написании, каких орфограмм мы используем эти буквы?
– Назовите правило, которое мы используем.
– С какой целью мы выполняли данный вид работы?

– Сформулируйте тему нашего урока.
– Чему мы будем учиться на уроке?       
Учитель:
– Какие личностно-значимые цели мы поставим перед собой?
– Давайте вместе определим задачи урока:
 Вспомнить и обобщить знания о правописании шипящих … ( жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Выработать навык правописания … (сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Развивать орфографическую зоркость при выполнении самостоятельной работы.

– Какие УУД нам необходимо достать из нашего сундучка?

 

 

 

  

 

 

 

Познавательное
УУД (логическое).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)

 

 

Личностное УУД (жизненное самоопределение)

5. Словарная работа. Оперирование знаниями и способами деятельности.
(9 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление (5 мин.)

 

 

 

 

 

 

(2 мин.)

7. Включение  знания в систему знаний. (9 мин.)

1) Работа над словарными словами.

Учитель

II остановка – «Словарная»

– Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется?
– Отгадайте загадку:

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней.
                                             (Машина)
– Какая орфограмма в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная)
– Какую ещё орфограмму мы встретили?
– Какое правило нам помогает не допустить ошибку в написании этого слова? Выделите эту орфограмму.

– Продолжите строчку из стихотворения С. Михалкова.
… А из нашего окна … (площадь Красная видна).
– Раньше слово красный значило
« красивый» и произошло от слова «красота».
–Какая орфограмма в слове Красная?
– Какую ещё орфограмму мы встретили в этом словосочетании?
– Какое правило нам помогло не допустить ошибку?
– Составим предложение с новым словарным словом из группы слов.
площадь, Красная, площадь, это, Москвы, центральная

(Красная площадь – это  центральная площадь Москвы.)
– Почему эту группу слов нельзя назвать предложением?
– Из скольких слов будет состоять предложение?
– Какие правила оформления предложения нам известны?
Какие орфограммы встретились?
– Запишите это предложение и выделите орфограммы. Проверьте по эталону.
– Какую орфограмму мы ещё не затронули в своей работе?
Назовите слова с этой орфограммой.
Какое правило поможет нам не допускать ошибки?

– Выполнена ли нами первая задача?

III остановка – «Узнавай-ка»

Открываем маки. Перволого.

– Закрепим полученные знания, выполнив работу на макбуках. Прочитаем задание.
(Подбери в слова сочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу)

Лы …,  зада…, …ка, мы…, ча…, …до.

– Сверим с эталоном.
Закрываем маки.

Запишите слова, каждый ряд  со своей орфограммой. Допишите свои два слова на эту же орфограмму.
– Проверим работу.
– Данное задание помогало нам работать над  какой учебной задачей?

ФИЗМИНУТКА.
– Потрудились, теперь отдохнём.

IV остановка – «Составляй-ка»

– Составь пословицы, вставь пропущенные буквы.
Открываем маки.

– Работать будем в парах.

Сам, товари…, погибай, а, выру…й .
Хорош..й, приходит, друг, вовремя.

– Прочитайте первую пословицу. Объясните смысл этой пословицы.
Какие встретили орфограммы? Какое правило вам помогло выполнить работу?
– Прочитайте вторую пословицу.
Объясните смысл этой пословицы.
Какие встретили орфограммы? Какое правило вам помогло выполнить работу?

– Закрываем маки.
– Запишите пословицы и выделите орфограммы, изучаемые на уроке.

Вывод.

V остановка – «Размышляй-ка»

– Первую задачу мы выполнили.
– Вторую   достигли.
– Будем решать 3 задачу.
– Ребята, предлагаю на этой станции выполнить разноуровневые задания.
 
1 уровень. Исправь ошибки в словах и спиши предложения.

Малышы ходили в рощю. Над водой летали чяйки и стрижы.

2 уровень. Определи границы предложения, исправь ошибки и спиши предложения.

Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться).

 

 

 

 

 

Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные УУД (мыслительные
операции): решаются путём привлечения интриги.  Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.

 

 

 

 

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие.

8. Закрепление с использованием элементов  разноуровневой дифференциации. (9 мин.)

9. Экспресс диагностика.
(2 мин.)

 

 

 

10. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)
  

11. Самооценка работы

Малышы ходили в рощю над водой летали чяйки и стрижы.

– Работая в паре, вы выбираете задание по  своим возможностям.
– Закрыли маки.

– Проверим вашу работу. Кто выполнял задание первого уровня? Назовите слова, в которых вы нашли ошибки. Какая орфограмма встретилась в этих словах? Подчеркните орфограмму.
– Кто выполнял задание второго уровня? Назовите границы первого предложения. Докажите. Какие ошибки вы встретили в этом предложении? Назовите второе предложение. Какие ошибки встретились в этом предложении? Выделите орфограммы.

– Справились ли мы с последней нашей задачей?
А сейчас экспресс диагностика в виде теста.

 

Тест.

Проверим работу.

– Удалось ли нам закрепить полученные знания и развить орфографическую зоркость?
– Какое задание было самым трудным?
Какое было интереснее всего выполнять?
–  Что нам помогло достигнуть таких успехов?
Оцените свою работу.
Открываем маки. Перволого. Поместите тот объект, который подтверждает успешность выполнения вашей работы.

Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД