Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Активизация – эта такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету

1. Интересный урок.

Игровые моменты на уроке математики повышают любознательность учеников. Но заинтересовать детей можно и другими средствами. Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”, - говорил французский писатель Анатоль Франс.

Современный урок должен отвечать определённым требованиям:

  1. Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап урока вливался в другой, а ученики понимали, что и зачем они делают на уроке.
  2. Учащихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока.
  3. Полезно придерживаться принципа “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Всё, что говорит учитель, желательно воплощать в наглядность, но не просто в иллюстративную, а такую, которая поможет в ходе рассуждений найти связи между понятиями.
  4. На уроке должно быть интересно. Учитель должен заразить своей эмоциональностью, передать свой положительный заряд, который поможет вдохновить сознание детей для деятельности.
  5. Задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета (т. е. развивать быстроту реакции, виды памяти, воображение и т. д.).
  6. По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику по несколько раз (осуществлять постоянную “обратную связь”, которая позволяет корректировать непонятое или неправильно понятое).
  7. Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)- вводить понятие поурочного балла.

2. Мотивация деятельности.

Как правило, понятие “урок” сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки. Если мы проанализируем структуры основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности. Цели этого этапа: раскрыть значимость изучения данного материала, привлечь внимание учащихся, пробудить их интерес, желание узнать, понять, применить. Для пробуждения заинтересованности можно использовать следующий материал:

  • Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.
  • Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей.
  • Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п.
  • Решение задач, требующих расширение знаний по теме.
  • Математические фокусы, задачи занимательного характера.

Формируя мотивацию обучения, можно использовать различные приёмы.

  • Урок без темы.
  • Ситуация удивления.
  • Проблемная ситуация.

3. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня, является сохранение здоровья детей. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

1) строгая дозировка учебной нагрузки;

2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

4. Коллективные формы обучения.

Вопрос активизации познавательной деятельности делится на два: о формах и о методах.

Формы обучения:

  • индивидуальные
  • фронтальные
  • коллективные

Самыми эффективными для активизации познавательной деятельности являются коллективные формы. Они характеризуются тем, что дети работают внутри небольших групп, взаимодействуя друг с другом. Такое обучение приводит к гораздо более полному развитию возможностей каждого ребенка, увеличивает его самостоятельность в добывании и отработке новых знаний и общеучебных умений и навыков. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые, положительные результаты.

5. Проблемное обучение.

Важнейшим структурным компонентом познавательной деятельности учащихся является мотив – цель деятельности. Познавательная активность школьника в его учебной деятельности стимулируется побудительными мотивами учения, делающими новое знание лично необходимым ученику, формирующим у него потребность в познании. Задача мотивации – формирование потребности во вводимом материале и внутреннего убеждения в его необходимости. В преподавании математики в этом плане особенно значительные результаты дает проблемное обучение. Ситуация затруднения школьника в решении предложенной учителем задачи приводит к явному пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что, в свою очередь, вызывает интерес к познанию и установку на приобретение нового

6. Использование практической направленности и межпредметных связей на уроках математики.

Психологами давно доказано, что взаимосвязанное, логическое изучение учебных предметов наиболее благоприятно для лучшего усвоения учебного материала, повышения интереса учащихся к изучаемым предметам, для развития их мыслительных способностей. На уроках математики можно показать, что знания математики необходимы во всех областях, а также знания других предметов можно использовать в математике.

7. Ассоциации вместо правил.

Изучая математику некоторым детям тяжело усвоить правила или определения, а, выучив их, трудно применить при выполнении тех или иных заданий. Гораздо легче усваивается ход решения, если некоторые его моменты связаны с жизнью, этапы решения сравниваются с понятиями окружающего мира. В этом случае математическое умозаключение ассоциируется с представлениями реальной действительности, либо происходит зрительная ассоциация.

8. Тесты – как одна из форм контроля.

Важнейшим средством развития детей, воспитания у них интереса к учению и достижению глубоких и прочных знаний является организация их творческой деятельности. Это необходимое условие мышления и становления личности ребенка. Говоря об ученике, как о личности, прежде всего надо ценить его самостоятельность, умение ставить задачи и решать их. Чтобы выявить, насколько хорошо усвоена та или иная тема по математике, применяются различные формы контроля знаний. Одна из них – тесты. Тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля.

9. Упражнения по готовым чертежам.

Упражнения по готовым чертежам оказывают неоценимую услугу в усвоении и закреплении новых понятий и теорем. Основные назначения упражнений на готовых чертежах заключаются в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся. Обучать их умению рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения.

10. Работа с книгой.

Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой. Одновременно с достижением целей обучения математики удается решать и медиаобразовательные задачи: выделять главную мысль, делить текст на смысловые части, коротко и точно выражать смысл прочитанного.