Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Россия – наша Родина"

Разделы: ОРКСЭ, Патриотическое воспитание


Цели урока

Предметные

Метапредметные

 

Личностные

 

Формирование понятий: Россия, Родина, Отечество, семья, культурные традиции, духовный мир человека на основе
 Систематизации знаний учащихся, полученные ранее.

Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.
Организация  совместной деятельности  через работу в парах, группах.
Формирование умений работать с информацией, вести диалог, рассуждать, делать выводы.
  
Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.
Способствовать формированию бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству и его символам.
 

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Ознакомление с  целями и задачами нового  предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Усвоение обучающимися понятий: духовный мир человека, культурные  традиции страны,   Родина, Отчизна, одуховный мир человека, о культурных  традиции страны.
Формирование умения извлекать информацию из  разных источников,  выражать собственное мнение, вести диалог, приводить примеры из жизни. 
Приобретение навыков сотрудничества, развитие коммуникативности.

Основные понятия

Россия. Родина. Отечество. Многонациональность.  Семья. Материальные и духовные ценности. Духовный мир человека. Культурные традиции страны.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Ресурсы
– основные
– дополнительные

 

Учебник, рабочая тетрадь.
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Словарь, географическая карта, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная, групповая,  парная.
(парты  в классе  поставлены таким образом, чтобы удобно было пересаживаться)

Литература

Основы религиозных культур и светской этики. Тематическое планирование. планируемые результаты. методическое пособие с электронным приложением./Т.А. Абрамова, Г.Б. Белая [и др.], С.Н. Казачкова. – М. Планета.  2013
http://www.orkce.org/

ХОД   УРОКА

Этап урока

Основные понятия

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

Организация начало урока.

«Основы религиозных культур и светской этики»

Начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы религиозных культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о справедливости и моральном долге человека, узнаем много интересного и важного для нашей дальнейшей жизни.

Рассматривают учебник.

 

Актуализация  знаний обучающихся

 

Интерактивная технология
«4 угла»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья – наш дом

Родители

 

 

 

 

 

 

Родители
Родич
Родня
Родственник Родословная

Русь
Москва
Символы страны
Флаг
Герб
Гимн
Конституция Российской Федерации

 
РОДИНА
РОССИЯ
ОТЕЧЕСТВО
Отчизна

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той,
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну –  наш общий дом.
– Отвечая на мой вопрос, вы  выбираете  один из предложенных ответов и соответственно занимаете  определенный угол класса.
1)–  Где вы отдыхали летом? Выберите вариант ответа  (дома с родителями,  в деревне у бабушки,  один в лагере,  поездка с родителями в другой город)
– Обсудив  в группе,  ответьте на вопрос «Скучали ли вы во время летних каникул по дому?»
– Если да, то, что необходимо человеку, чтобы отдыхая,  он чувствовал себя комфортно? (дом, семья, родные места)
–   Если нет, то почему ваш отдых можно считать самым замечательным?  Покажите на карте места, в которых  вы побывали?
Доп. вопросы для тех, кто  выбрал ответ «был дома» «Как вы понимаете, что такое семья? Род?

2) – Что для Вас означает слово Родина? Выберите ответ (страна, в которой человек родился;  страна, гражданином которой является человек; место, где человек родился, где живут его родные и близкие; место, которое человеку дорого.)
Вопросы для обсуждения в командах: Для тех, кто считает, что это страна:  разгадайте кроссворд (Приложение 1)
Для тех, кто считает, что это место:
Составьте «кластер».  Подберите однокоренные слова слову «родина». (Приложение 2)

О каких важных словах мы сегодня будем говорить на уроке?
Есть еще одно слово «Отечество»
– Почему Родину называют Отечеством,  вы узнаете, если прочитаете рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество» (Приложение 3)
Назовите синонимы к слову Родина.
– Почему Родину называют Отечеством?
– Почему Матушкой?

Найдите в словаре С.И. Ожегова толкование слов «Отечество», «Родина». Сравните с текстом учебника на с. 4, 2-й абзац.
Отечество – страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-нибудь.

 

 

 

Поиск единомышленников

Персональный выбор

Обсуждение в группе. Защита мнения.

Работа с картой

 

Образование новых групп

Работа в группе, разгадывание кроссворда

Работа в группе Составление кластера

Индивидуальная работа, чтение текста, поиск ответов на вопросы.

 

Индивидуальная работа.  Чтение текста по учебнику с.4.
Работа со словарем

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Ценить и принимать  базовые ценности.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Ориентироваться в учебнике

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Критично относиться к своему мнению

Понимать точку зрения другого

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Пометки на полях» или «Инсерт»

 

 

 

 

Русь
Москва
Символы страны
Флаг
Герб
Гимн
Конституция Российской Федерации
Президент

Россия – многонациона-льная страна

В стародавние времена  нашу страну называли Русью. Почему?  Прочитайте об этом в рассказе С. Романовского «Русь» (Приложение 4)

Вспомните, по каким символам можно узнать ту или иную страну? –Какие символы государства тебе известны?
– Какие чувства вы испытываете, когда слышите музыку и слова гимна?
– Как выглядит Российский флаг?
Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы?
Что обозначает каждый цвет на флаге России? – Какой из представленных гербов является гербом Российской Федерации в данное время? 

Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?
– Какие города вам известны?
– Назовите столицу России, покажите её на карте?
– Кто является главой нашего государства?

В состав нашего государства  входят: 21 республика, 7 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область. По данным переписи, население России составляет около 143 миллионов человек. «Россия – многонациональная страна». Что означают эти слова?
Как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране  русскими или россиянами? Почему?

Россия – многонациональное государство, его населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.
Прочитайте стихотворение и найдите в тексте (подчеркните) о людях каких национальностей в нем говорится. (Приложение 5)
Прочитайте текст карточки. Отмечая свое мнение.
Попробуйте  найти главную мысль текста (Приложение 6)

Россия – многонациональное государство. Неважно, какой  национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

Слушание текста, поиск ответов на вопросы)

 

Ответы на вопросы

 

 

 

Работа с картой

 

Поиск ответа на проблемный вопрос. Рассуждение.

Работа  с текстом.
Поиск информации
Высказывание  мнений

Ученик отмечает
«+» –  известную информацию,
« – » – узнал впервые
«?» – непонятно и требует дополнительных сведений;
«!» –   удивило

Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения заданий в учебном  процессе

 

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Физкульт-минутка

 

Видеоклип «Мы дети твои Россия»

Движения под музыку

 

 

Открытие новых знаний

 

 

 

 

Методика «3 желания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивная технология «4 угла»

 

 

 

 

.

Материальный мир

Духовный мир 

Мир культуры

Духовный
Душевный

 

 

 

 

 

Добро
Честь
Счастье
Здоровье
Справедливость
Милосердие

 

 

 

 

 

 

 

Культурные традиции

Каждый народ имеет свой язык, свои традиции, свою культуру. Мы все живем, трудимся, учимся и гордимся нашей Родиной.  Одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А великий русский поэт А.С. Пушкин написал в своей поэме «Руслан и Людмила» следующее:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух,…. там Русью пахнет!
– Как вы понимаете выражение русский дух? Подберите к слову дух однокоренные слова.
– Наш мир делится на внешний (материальный) и внутренний (духовный) мир. 

О том,  как жили на Руси наши предки, какой быт был в семье, можно узнать из  народных сказок.  В ни всегда люди мечтали о чудесах. Вот и мы с вами помечтаем.
Приплыла  к вам золотая рыбка и говорит: «Исполню я ваши три самые заветные желания» Какие, запишите? (Приложение 7)

– Мир, который нас окружает, многообразен. Вещи, предметы, среди которых человек живет, явления природы – это материальный мир. Есть такие ребята, которым очень нужны материальные ценности. Какие? Может ли человек обойтись без этих вещей?
–  Знания, которые содержатся в  книгах, произведениях искусств, отношения между людьми, отношение к миру – это  духовный мир  (мир культуры) Мир, который  отражается в  человеке,  образует его внутренний мир. В нем живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что верит и к чему стремится человек.
Есть такие ребята, которые пожелали счастья, здоровья, любви, благополучия. Может ли человек обойтись без этих духовных ценностей?
Для каждого человека важны такие ценности как: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода.

– Возвращаемся к работе по группам. выберите то утверждение,  с которым вы согласны и займите соответствующее место. 
3) – Есть выражения спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе. Обсудите в своей группе:  Объясните значение фразеологизмов (Приложение 8)
–  Как выдумаете, от чего на душе бывает хорошо, или от чего бывает тяжело?

4) Основой духовного мира человека любой национальности являются традиции его народа. Как вы понимаете словосочетание  «культурные традиции»? Выберите утверждение с которым согласны:  (– то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи;  –  это обычаи населяющих нашу Родину народов, пришедшие к нам из глубины веков;  – это богатство нашей многонациональной родины;  – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения.)
–   Традиции могут быть воинскими, национальными, семейными, школьными, народными.  Заполните таблицу, приведя примеры. (Приложение 9)
  –  Для чего существуют культурные традиции узнаем из учебника с. 5 3-й абзац

 

 

 

 

 

Рассуждение
Высказывание  мнений

 

Письменные  ответы

 

Устные ответы  по желанию

 

 

 

 

 

 

Обсуждение в группе. Защита мнения.

 

Образование новых групп
Работа с  таблицей

Обсуждение в группе. Защита мнения.

Индивидуальная работа.  Чтение текста по учебнику с.5

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,
а, иллюстрация и др.)

 

 

 

Оценка жизненных ситуаций  с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Критично относиться к своему мнению
Понимать точку зрения другого

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Представлять информацию в виде текста, таблицы

Применение и закрепление новых знаний

 

Вспомните  и запишите  в тетрадь  основные понятия урока или выполните тестовое задание (Приложение 10)

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Определять правильность выполненного задания  на основе образца

Подведение итогов урока

 

Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое – это все мое родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я!
(С. Орлов «Родное»)
– Продолжи фразу
Моя Родина – это …
Когда вырасту, я хочу …
Я не хочу, чтобы моя Родина …
Я благодарен своей Родине, за то что …

Комментарий учеников по желанию

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Рефлексия

Основы религиозных культур и светской этики

– У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к  сегодняшнему уроку. (Слова написаны на полосках двух цветов: зеленые: интересный,  заставляющий думать; красные: скучный, непонятный, сложный.)

Комментарий учеников по желанию

Оценка своей работы по  параметрам, заранее представленным.

Домашнее задание (по выбору)

 

– Составь словарик  определений  для  основных понятий  урока.
– Приготовь сообщение или нарисуй рисунок по теме «Семейные традиции»
– Вместе с родителями определи, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.
– Найди  материал об известном человеке, который внес большой вклад в культуру страны. Подготовь о нем рассказ.
– Почитай  учебник с. 4-5.

Выбор задания  по желанию

Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала