Незнайка в Стране насекомых

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».

Задачи:

  • Образовательные:
    • расширение и закрепление знаний детей о насекомых;
    • введение в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
  • Развивающие:
    • развивать зрительную и слуховую память;
    • развивать связную речь;
    • развивать образность речи;
    • развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
    • продолжать развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
    • развивать общую моторику, координацию.
  • Воспитательные:
    • воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
    • продолжать воспитывать стремление и интерес к творчеству.
  • Коррекционная: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (тело, лапки, голова  насекомого, муравьиная кислота, палочник, богомол)

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, игрушек, чтение природоведческой литературы, заучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок о насекомых, просмотр мультфильмов.

 Демонстрационный материал: предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и т. д.); предметные картинки с изображением пробуждения природы;

Раздаточный материал: листы бумаги по одному на каждого ребенка, красочки, цветные карандаши по одному карандашу разных цветов на каждого ребенка,

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по-очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо.

Воспитатель: Сегодня, ребята, в наш детский сад пришло письмо. Оно было адресовано старшей группе «Колобок» от Незнайки. Он пишет, о том что никогда не видел насекомых и не знает как они выглядят  и он просит нас с вами отправится в волшебную страну насекомых.  Узнать о них побольше а потом отправить ему ответ.
Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в волшебную страну насекомых?

Дети: Да.

Воспитатель:  Закройте глаза, давайте подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Воспитатель: А вот и лесная полянка, на которой очень много насекомых давайте  присядем и познакомимся с ними поближе.

Воспитатель: Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы должны будете отгадать, о каком насекомом говорится в загадки и найти картинку с правильным ответом.

Загадки:

Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора… (Пчела)

Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё? Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).

Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает. (Стрекоза)

Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё?
Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых).

На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)

А какие части тела есть у бабочки?
Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов).

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)

Посмотрите внимательно и  назовите  части тела есть  кузнечика, сколько лап у него. (Называем части тела, считаем ноги).
Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда).

Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)

Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?
Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву – питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (Муравьиную)

Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может (Божья коровка)

Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .

Где немытая посуда,
Там усач живет не худо.
И в кастрюли, и в стакан
Влезет рыжий... (таракан)

Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая... (муха)

У нее так много ног —
Сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница,
Их хозяйка — ... (гусеница)

Знают взрослые и дети —
Тонкие плетет он сети,
Мухам враг он, а не друг.
Как зовут его? (Паук)

Воспитатель: Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). Обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

Насекомые – это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе – любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.

Воспитатель: Ребята мы немного устали давай те поиграем в игру: «Сороконожка».

Физминутка

Шла сороконожка
(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня ноги)
По сухой дорожке,
Вдруг закапал дождик
Кап-кап-кап!
(Дети останавливаются и приседают)
– Ой, промокнут сорок лап!
– Насморк мне не нужен
(Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)
– Обойду я лужи!
– Грязи в дом не принесу,
(Дети останавливаются, трясут одной ногой)
– Каждой лапкой потрясу!
(Трясут одной ногой)
– И потопаю потом
(Дети топают ногами)
– Ой, какой от лапок гром!

Дидактическая игра: «Один – много»

Дидактическая игра: «Четвертый лишний».

Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:

  • заяц, волк, лиса, муха (насекомое);
  • коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое);
  • божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное);
  • паук, шмель, орел, комар (птица);
  • палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, мне кажется, в гости к нам прилетела бабочка. Посмотрите вот она полетела влево, вправо, села на потолок, села на пол. (Гимнастика для  глаз «Бабочка»)
Воспитатель: А сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится. Потом в письме отправим ваши рисунки Незнайке.

(Дети садятся за столы проводится пальчиковая гимнастика «Насекомые»)
 
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)

Дети рисуют под спокойную музыку.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу.
Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).
– А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.
– А сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их Незнайке. Чтобы он попал в страну насекомых и увидел, какие они бывают.
– Молодцы ребята, спасибо вам большое! До свидания.