Урок ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") на тему "Моральный долг"

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель урока

Создание условий для формирования представлений учащихся о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

Задачи

  • личностные: развитие доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самоопределения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о долге и моральных обязанностях во взаимоотношениях с людьми;
  • метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; развитие умения слышать и слушать друг друга, анализировать, обобщать, работать в группах;
  • предметные: ознакомление учащихся с основными понятиями:   моральная норма, моральный долг, моральная обязанность.

Актуальность данного урока

Тема моральных норм, долга и обязанностей всегда сложна  для восприятия, ведь нелегко следовать долгу, признать свои ошибки и уж тем более исправлять их. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет.

Тип урока

Урок открытия знания.

Основные понятия

Долг, моральный долг, моральные нормы, моральные обязанности.

Формы работы

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы

Частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Такие формы и методы выбраны не случайно, так как организация учебной деятельности в современной школе предполагает активные методы и формы обучения с включением проблемных ситуаций, поиска решений, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся.

Оборудование

Учебник «Основы светской этики», тексты для групповой работы, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова для групповой работы, опорные листы, карточки с разрезанными пословицами, презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты: учащиеся приобретут опыт работы в группе, не нарушая принципов толерантности; уважительное отношение к мыслям и настроениям другого человека, проявление интереса к новому учебному материалу; навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Включение в деловой ритм.
Эмоциональный настрой на урок.
Предлагает учащимся разделиться на три группы и занять свои места.
Организация проверки готовности к уроку.

Приветствуют улыбкой друг друга.
Контролируют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение к деятельности.
Регулятивные: контроль.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Проводит беседу с учащимися до чтения текста и во время чтения, опираясь на личный опыт учащихся.
Раздает каждой группе вопросы для обсуждения.

Ответы на вопросы учителя.
Чтение текста полностью.
Работа в группах.

Личностные: анализ и сопоставление личного опыта.
Регулятивные: принятие учебной задачи.
Познавательные: умение анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

3. Постановка учебной задачи.

Организует деятельность учащихся по определению темы и  цели урока.

Определяют тему и цели урока.

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу, опираясь
на приобретённые знания, ставить цели, планировать свою работу.

4. Открытие нового знания.

Организует беседу с учащимися, работу учащихся со словарем и учебником.

Отвечают на вопросы учителя.
Каждая группа работает со словарем,  с учебником.

Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации.
Регулятивные: сохранение учебной задачи.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
Познавательные: поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений.

5. Первичное закрепление.

Организует работу с пословицами.

Составляют пословицы. Объясняют их смысл.

Личностные: формирование самооценки, анализа выполненной работы.
Регулятивные: умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

6. Самостоятельная работа.

Организует самостоятельную работу в группах с опорными листами.

 

Учащиеся читают учебник, находят нужную информация и заносят ее в опорные листы.

Личностные: осознание ответственности за будущий результат.
Познавательные: поиск информации, создание устных и письменных высказываний.
Регулятивные: планирование, коррекция, оценка качества выполненной работы.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с поставленной задачей.

7. Закрепление.

Организует деятельность по закреплению имеющихся знаний.
Организует работу по составлению синквейна, вспоминая особенности его построения.

Формулируют выводы.
Приводят примеры.
Составляют синквейн в группах.

Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения, реализация личностного потенциала.
Коммуникативные: высказывание суждения по результатам работы.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение систематизировать обобщить изученное.

8. Рефлексия.

Подводит итог урока в эмоциональном плане.
Сообщает домашнее задание.

Учащиеся заполняют шкалы.

Регулятивные: умение оценить свою работу на уроке.

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

– Улыбнитесь друг другу. Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. (2 слайд).
– Разделитесь на три группы и займите свои места.

2. Актуализация знаний

Перед каждым учеником лежит рассказ В. Астафьева «Записка».
– Прочитайте название рассказа.  (3 слайд).
– Что обычно пишут в записках?
– Кому и когда пишут записки?
– О чем может быть рассказ с таким названием?
–  Прочитайте только начало рассказа. («На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна»).
– Как вы думаете, кто и кому мог написать такую записку?
После этого дети читают текст рассказа до конца. (Приложение 1).
После прочтения рассказа каждая группа получает вопросы, обсуждает их, готовится к выступлению. (Приложение 2). Вопросы:

  • Что могло натолкнуть сына на такой поступок?
  • Можно ли оправдать такой поступок?
  • Почему такое могло случиться в жизни матери?
  • Какое самое страшное слово в этом рассказе?  («Забыл» мать).

    
3. Постановка учебной задачи

– Сынок забыл свой сыновний долг, в нем заглохло чувство милосердия. Он не вспомнил народную мудрость  о том, что дети должны заботиться о своих родителях.
– Слово «должен» очень непростое. В него вложен мудрый и важный смысл, поднимающий человека на высокую нравственную высоту. И эта высота называется МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ. 
– Какая будет тема урока?  (Моральный долг).  (4 слайд)
– На какие вопросы мы должны с вами сегодня ответить? 

4. Открытие новых знаний

– Как вы понимаете слово долг?
– Что такое моральный долг?
– Найдите в словаре определение слова долг.  (5 слайд)
– А какое определение дается в учебнике? Найдите.
– Какое из слов в определении на ваш взгляд является значимым, главным? (Осознание).
– В чем особенность морального долга?  (Он связан с такими понятиями, как свобода и ответственность).
– Какие понятия вам еще встретились?  (Моральная норма, моральная обязанность).
– Итак, какое можно дать определение морального долга (6 слайд):

МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ =  ОБЯЗАННОСТЬ + СВОБОДА + ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– Моральный долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Скажите, с чем или с кем связывает человека долг?  (С другими людьми, с обществом).     
– Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем  обществом у нас есть обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей.
– Что такое моральная норма?  (Это правило, одобряемое большинством людей; это образец поведения, признанный обязательным в обществе).

5. Первичное закрепление

– Соберите рассыпавшиеся пословицы и постарайтесь объяснить их смысл.  (Приложение 3), (7 слайд).

6. Самостоятельная работа

Дальше идет работа в группах. Они должны ответить на вопрос: Какие существуют моральные обязанности?

1 группа: читает 2-й и 3-й абзацы.
2 группа: читает 4-й и 5-й абзацы.
3 группа: читает 6-й и 7-й абзацы.

По ходу обсуждения выстраивается схема. (Приложение 4), (8 слайд).

– Кого мы можем назвать человеком долга? (Выполняет существующие нормы, не по принуждению, а на основе своих убеждений).

7. Закрепление

– Над какой темой урока работали?
– Что такое моральный долг?
– Какие существуют моральные обязанности?
– Составьте синквейн, вспомнив особенности его построения. (Приложение 5).

Пример синквейна (9 и 10 слайды):

Моральный долг
добровольный, осознанный
выполнять, помогать, защищать
чувство долга ко многому обязывает
обязанность

8. Рефлексия

– Отметьте на вашей шкале, как поработали на уроке. (Приложение 6).
– Спасибо за урок.  (11 слайд)

Презентация (Приложение 7)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В. Астафьев. Затеси. Авторский сборник. – М.: Эксмо, 2008.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988.