Архитектура Великобритании: от кельтов до современности

Разделы: Иностранные языки, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Особенное географическое и историческое положение Англии всегда влияло на ее искусство. “Непохожесть” художественного развития Англии состоит прежде всего в несоответствии его хронологии истории художественных стилей классических европейских стран: Италии, Франции и даже Германии. “Те художественные тенденции, которые в Европе следуют одна за другой, — писал Б. Виппер, — в Англии существуют одновременно, переплетаясь друг с другом или развиваясь независимо друг от друга”. Рассмотрим этапы развития архитектуры на разных временных отрезках.

Эпоха неолита

К этой эпохе относятся одни из самых загадочных и интересных археологических памятников, которые можно увидеть на сегодняшний день. Их на самом деле так много, что некоторые удивительные древние памятники просто стали забывать.

Карн Глуз (Carn Gluze), или Боллоуолл Барроу (Ballowall Barrow)

Курган расположен на юго-западе Великобритании в Корнуолле.

Структура состоит из двух концентрических кругов и могильного холма, расположенного в их центре, которые окружает круговая стена. В холме археологи обнаружили 5 гробниц, в которых было разнообразие горшков, относящихся к бронзовому веку. Некоторые археологи считают, что курган расположен на стоянке древнего человека периода раннего каменного века.

Ланьон Куа (Lanyon Quoit)

Эта интересная структура называется дольмен и является частью другого комплекса гробниц. Изначально это строение было достаточно высоким, под ним мог проехать всадник на лошади. Огромный камень, лежащий поверх стоящих камней, весит 13,5 тонн.

Мен-ан-тол (Men-an-tol) или Глаз Дьявола (Devil’s Eye) 

В переводе с оригинального корнуоллского языка “Men-an-tol” означает “камень с отверстием”. О самих камнях мало что известно, мы знаем лишь то, что они были вырезаны из очень прочного гранита. По некоторым теориям, круглый камень был входом в древнюю гробницу, или возможно частью календаря. Круглый камень с отверстием в центре считался панацеей от всех болезней, и использовался в лечебных ритуалах, в которых детей пропускали через отверстие в камне, чтобы излечить болезни. Легенда гласит, что если женщина пройдёт через отверстие 7 раз при полной луне она забеременеет.

Вест-Кеннет-Лонг-Барроу (West Kennet Longbarrow) 

Это огромнейшее строение, растянувшееся более чем на 91 метр. Оно старше Стоунхенджа на 400 лет и было возведено в 3 600 году до нашей эры. В отличие от уже упомянутых нами курганов, в Вест-Кеннет-Лонг-Барроу можно зайти внутрь. Здесь археологи нашли более 50 человеческих скелетов. Самое интересное, что, по-видимому, кости были рассортированы по различным типам и хранились в разных комнатах. Широким фасадным камнем периодически закрывали вход, чтобы обезопасить строение от потенциальных грабителей могил. Этот главный камень также предположительно служил декорацией для проведения ритуалов захоронения, которые проводились до того, как усопших заносили вовнутрь. В течение тысячи лет использования кургана популярным типом ритуала было небесное захоронение: как только плоть с костей исчезала благодаря действию сил природы, кости собирались и переносились внутри строения.

Камни Роллрайт (Rollright Stones) 

Этот комплекс состоит из нескольких различных структур, самым интересным строением из которых является Кингсмен (Kingsmen). Эти стоящие камни выложены в идеальный круг, их высота колеблется от нескольких десятков сантиметров до 2,1 - 2,4 метров. Считается, что изначально камни касались друг друга, образуя идеальный непрерывный круг.

Стоунхендж (Stonehenge)

Стоунхендж - это одно из самых легендарных мест на Земле: 80 камней, образующих внутренний круг были доставлены сюда с территории современного Уэльса, которая находится на расстоянии более 386 километров. Каждый из этих камней весит больше тонны. Считается, что Стоунхендж использовался в качестве крематория или храма для празднования жизни усопших. Ритуальная мощёная дорожка связывает Стоунхендж с близлежащей рекой, которая в свою очередь связана с другим хенджем под названием Даррингтон-Уоллс (Durrington Walls), в котором вместо камней стоят деревянные столбы. Согласно одной из теорий, сначала люди праздновали жизнь умершего человека в Даррингтон-Уоллсе, после чего спускались по реке в Стоунхендж, где они праздновали смерть усопшего.

Скара-Брей (Skara Brae) 

Скара-Брей - это одно из самых хорошо сохранившихся мест в этом списке. Скара-Брей расположен на одном из шотландских Оркнейских островов (Orkney), и его часто называют шотландской версией Помпей из-за того, что он так хорошо сохранился. По сути это место представляет собой город, построенный на холме, образованном из хозяйственных отбросов первобытного человека, погребённый под слоем осадочных пород. Мы знаем, что его жители были крупными производителями керамики, известной как желобковая керамика, которая была широко распространена во всей Великобритании. Площадь каждого из домов составляет примерно 12 квадратных метров и в самом его центре находится очаг. Считается, что обитатели домов обогревали их с помощью сжигания местного торфа. Их диета в основном состояла из даров моря, и по большей части они питались водорослями и моллюсками. В каждом доме была каменная мебель, включающая шкафы, кресла, комоды, ящики для хранения, а также дверь, которая запиралась изнутри. Ещё больше впечатляет то, что в каждом доме была сложная дренажная система и примитивная версия современного туалета.

Ньюгрейндж (Newgrange)

Ньюгрейндж это одно из самых недооценённых мест в Великобритании. Он представляет собой огромный курган, который является частью 5 000-летнего комплекса Бру-на-Бойн (Bru na Boinne).Это на 1000 лет старше Стоунхенджа и на 500 лет старше, чем египетские пирамиды. Его высота составляет 13,5 метров, а диаметр 85 метров - это строение поистине монументального масштаба. Насыпь окружает реконструированный фасад из белого кварца, так как старый фасад частично осыпался из-за эрозии. Вес одних лишь камней, использованных в строительстве этого кургана, в совокупности составляет 200 000 тонн. Внутри кургана находится одна из крупнейших гробниц в Западной Европе, к ней ведёт 18-метровый, почти крестообразный проход, а вход в курган, находящийся на юго-восточной стороне, очень богато украшен. В этой гробнице возможно изначально хранились кости вождей местного племени или мудрецов. Наконец, стоит отметить, что это сооружение содержит редкие примеры искусства резьбы по камню, относящегося к неолиту. Для вырезания этих абстрактных завитков, которые можно рассмотреть при входе в курган, требовались значительные навыки.

Дома кельтов

Примерно с VII века отсчитывают начало английской средневековой архитектуры. Англосаксы и Кельты сложились в единую народность. Их архитектура - примитивные деревянные хижины - жилища с круглым основанием, изготавливаемые, как правило, из деревянных столбов-свай, иногда – из камня. Крыша имела форму конуса и покрывалась тростником или соломой. Стены были глинобитными: они обмазывались смесью из глины, навоза и мелких веток и листьев, что при высыхании обеспечивало высокую крепость и надежность конструкции. Прочность же крыши обеспечивалась также ее наклоном в 45 градусов. Диаметр такого дома варьировался от 5 до 15 метров, выхода для дыма не было, но они так уходил сквозь тростник. В больших семьях возникает холл (англ. Hall), удлинённое сооружение с двускатной крышей, где собирались все работоспособные члены семьи. Дома можно увидть в деревне “Butser Ancient Farm” в английском графстве Хэмпшир. Под влиянием эмигрантов из Европы начинается христианизация земель. Древнеримские каменные и кирпичные постройки разрушают, а стройматериалы используют для создания простых христианских церквей.

Древнеримские постройки

Многие английские города основаны римлянами в первых веках нашей эры. К постройкам этого времени относятся городские ворота в Линкольне, ворота в Колчестере, многочисленные руины римских военных укреплений, вал Адриана, отделяющий Англию от Шотландии (возведен императором Адрианом в 122–130 годах), длина 117 км, ширина 5 м, высота 3 м, количество фортов: 16, между ними башни каждые 2 мили, причем строительство велось всего 10 лет.

Вал Антони?на — укрепление из камня и торфа, построенное Римской империей в 142—144 гг. при императоре Антонине Пие. Он проходит поперёк современной Шотландии, в 160 км к северу от ранее сооружённого Вала Адриана. Длина - 63 км, ширина - 5 м, высота - 3-4м. Археологические доказательства свидетельствуют о том, что вал Антонина был построен из блоков дерна, уложенных на каменное основание шириной 4,25-4,9 м. Между камнями основания уложены дренажные трубы. Попасть наверх насыпи можно было деревянным лестницам: постоянным или съемным. С северной стороны вала был вырыт ров. Ров V-образного профиля, стены расположены под углом 30 градусов к вертикали. Вдоль дна рва идет дополнительная яма.

Бани в Бате. Горячие источники, которым город обязан своим существованием, известны уже в 44 г., ещё до появления в этих местах римских легионов. Источников всего 4, со средней температурой в +46 °C. Помогают в лечении подагры, ревматизма, паралича; воду пьют и используют для ванн и душей. Открыты вновь в 1897 г. архитектором Джоном Вудом, работают до сих пор.

Романский стиль

Великобритания пережила очередное вторжение норманнов в 1066 г., которые создают централизованное феодальное государство. Организатор и руководитель нормандского завоевания Англии, Вильгельм Завоеватель, официально поддерживает строительство в романском стиле (соборы, церкви, замки). Военные отряды норманнов строят палисады с казармами для лучников и деревянные башни донжоны. Донжо?н (фр. Donjon - господская башня, от ср.лат. dominionus) - главная башня в европейских феодальных замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними - это как бы крепость внутри крепости. Со временем дерево меняют на камень, замки совершенствуются, увеличиваются в размерах и становятся характерным признаком всего британского средневековья и чертой архитектурной культуры Британии вообще. В конце XII в. в стране существовало уже 80 замков. Важнейший среди них – замок Тауэр в Лондоне, который был резиденцией Вильгельма Завоевателя. Остатки романских замков имеют Рочестер, Ньюкасл, Дувр, Ноттинген, Конисбро, Йоркшир, Ричмонд.

Англосаксонско–романский стиль, господствовавший в архитектуре до середины XI века, отличался простотой архитектурных и строительных приемов: несложные полукруглые арки, двускатные крыши, заимствованные у привычного деревянного зодчества.

Норманнский стиль

Сменивший его норманнский стиль просуществовал до конца XII века. Он отличался обилием одинаковых мощных колонн, круглыми украшенными оконными проемами и потолочными сводами, узкими окнами, не очень мощными контрфорсами. Выдающимися замковыми постройками нормандского стиля считаются Хедингем в Эссексе и Конисброу в Йоркшире. В том же стиле выполнена и часть строений Эдинбургского замка в Шотландии. Один из лучших образцов этого стиля - старейший в Великобритании собор в Или, был заложен в 673 году, но современный вид приобрел лишь к середине XII века. Строительство собора продолжалось почти триста лет, с 1083 года по 1375 год.

Английская готика

Ранняя готика характерна для строений XIII века, их общий вид определяется существенной высотой и обширностью, длинными, достигающими основания здания окнами В XIV веке на смену ранней пришла английская готика - в такой архитектуре сделан характерный акцент на отдельные элементы орнамента: огромные стрельчатые окна со сложной ажурной каменной резьбой, тяжелые контрфорсы, столбы с плотно соединенными нервюрами, увитые листьями скульптуры, карнизы, цветочные орнаменты. Лучше всего этот стиль представляют соборы Йорка, Норвича и Линкольна, отдельные элементы Вестминстерского аббатства. Богатейшая орнаментика достигла совершенства в строительном искусстве поздней готики, или “перпендикулярном” стиле (конец XIV века — XV век), отличающемся особым пристрастием к вертикальным плоскостям (Кингс Колледж в Кембридже, часовня Св. Георга в Виндзорском замке и часовня Генри VII в Вестминстерском аббатстве).

“Английское барокко”

В XVI веке - начале XVIII века в Великобритании господствовали ренессанс и барокко, их элементы зачастую смешивались в одном и том же здании. Важнейшим памятником стиля, называемого “английское барокко”, является кафедральный собор Св. Павла в Лондоне, построенный в последней трети XVII века по проекту сэра Кристофера Рена - одного из крупнейших английских архитекторов. Во внешнем облике этого здания присутствуют пространственный размах, слитость, текучесть сложных криволинейных форм.

Неоготика

Еще в первой половине XVIII в. в архитектуре Англии утвердился неоготический стиль. Одним из самых впечатляющих его примеров стал ансамбль Парламента в Лондоне. Автором архитектурного проекта был Чарльз Бэрри (1795—1860). Башни разной высоты делают силуэт Парламента ассиметричным; самая высокая из них - Виктория – 103 м, Часовая - около ста метров; на Часовой башне установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колоколом. По сторонам центрального вестибюля располагаются залы заседаний - Палата лордов и Палата общин. Всего в здании тысяча сто комнат, коридоры общей протяженностью четыре километра, около ста лестниц и одиннадцать внутренних дворов. В ансамбль Парламента Бэрри включил также Вестминстер-холл, одно из старейших лондонских зданий (XI в.). Внутренней отделкой Парламента руководил Огастес Уэлби Пьюджин (1812—52) - архитектор и художник, страстно влюбленный в средневековье. Интерьеры здания украшены статуями (их более пятисот), картинами, фресками, мозаикой, витражами, деревянной резьбой и изделиями из бронзы. Особой роскошью отделки отличается Палата лордов с оконными витражами и резным позолоченным балдахином над королевским троном.

Примерно в середине XVIII в. одновременно с сооружениями неоклассицизма в Англии появились постройки, в которых использовались мотивы готической архитектуры: стрельчатые арки, высокие крыши с крутыми скатами, витражи. Этот период увлечения готикой, который принято называть “готическим возрождением”, продолжался вплоть до начала XX столетия (да и сегодня в Англии нередко строят здания в готическом стиле). Основателем “готического возрождения” был граф Хорас Уолпол (1717—97), литератор, автор первого романа ужасов “Замок Отранто”. В 1746—90 гг. он перестроил в готическом стиле свою виллу в усадьбе Строуберри-хилл. Она стала своего рода реальным воплощением выдуманного замка Отранто. Уолпол пригласил нескольких архитекторов и сам был их консультантом и вдохновителем. Все элементы постройки, заимствованные из реальных готических сооружений, расположены очень прихотливо, в необычных сочетаниях. Например, для книжных шкафов использовались копии украшений из старого собора Святого Павла в Лондоне, а перекрытия галереи на вилле повторяли своды капеллы короля Генриха VIII. Уолпол восхищался асимметричностью и “живописным беспорядком” средневековых готических соборов. Кроме того, постройка в готическом стиле, по мысли Уолпола, была замечательным украшением пейзажного парка. Она навевала исторические ассоциации, заставляя зрителя воображать себя участником давних событий.

Викторианский стиль

В XIX веке на смену монументальному георгианскому стилю пришел викторианский. В этом стиле выполнена одна из знаменитых в мире построек - Букингемский дворец. Архитекторы: Джон Нэш, Эдвард Блор, Астон Уэбб, Уильям Уинд, Томас Кабитт. История Букингемского дворца и само его название восходят в XVIII веку, Георг III построил библиотеку, создал картинную галерею. Символом королевства Букингемский дворец сделала королев Виктория, Букингемской дворец - это маленький город со своим отделением полиции, 2-мя почтовыми офисами, госпиталем, баром, 2-мя спортивными клубами, дискотекой, кинотеатром и бассейном. Во дворце около 600 комнат и около 3-х миль красных ковровых дорожек. Два человека работают полный рабочий день, что бы следить за 300 часами дворца. Обслуживающий персонал этого "городка" составляет около 700 человек. Выдержав испытания судьбы (9 сентября 1940 года немецкая бомба упала на дворец, три дня спустя он был вновь атакован), он предстает перед нами во всем величии и красоте.

Хай-тек

Современные тенденции в архитектуре связаны с именами Ричарда Джорджа Роджерса и Нормана Фостера.

Постройка Ричарда Роджерса Центр Помпиду в Париже стала своего рода манифестом нового направления в архитектуре, разновидности хай-тека, в которой большинство инженерных систем (водоснабжение, отопление, вентиляция, лестницы и лифты) выводятся в экстерьер, оставляя свободными интерьер и внутренние помещения. Оно получило название “бауэлизм” от английского “bowels” – внутренности. Его самые известные работы:

  • Штаб-квартира компании “Ллойд” в Лондоне (1979—84), 
  • Европейский суд по правам человека в Страсбурге (1984),
  • Терминал аэропорта Хитроу в Лондоне (2004—08),
  • Жилой комплекс Нео-Бэнксайд в Лондоне (2006—12),
  • Онкологический центр “Мэгги” больницы Чэринг-Кросс в Лондоне.(2003—08)

После провала масштабного проекта “Купола Тысячелетия” (1996—99) репутация архитектора несколько пострадала, но, будучи тесно связан с лидерами Лейбористской партии (он представляет ее в Палате Лордов), Ричард Роджерс продолжает считаться одним из влиятельнейших деятелей культуры Великобритании.

Норман Фостер родился в 1935 г. в Манчестере, в семье простого рабочего. В 1967 г. Фостер создает свою архитектурную фирму “Фостер и партнеры”. увлечен идеей экологичности и очень внимателен к новациям в области энергосбережения. Свои идеи архитектор стремится воплотить с максимальным использованием естественного света и воздуха, привлекая для этой цели самые смелые инженерные решения. Спроектированные им здания сами регулируют потоки воздуха и света, активно экономя энергию. На 180 м над Гонконгом (ныне Сянган) возвышается супертехнологичный 43-этажный офис Шанхайского банка (1979—86). Система зеркал, управляемая компьютером, направляет солнечный свет вдоль вертикальной оси с верхних этажей здания банка на нижние. Его любимые материалы - сталь и стекло. Здания из них органично вписываются в окружающую природу. Верхом экологичности стал созданный Фостером во второй половине 90-х годов 259-метровый небоскреб из стекла и стали — Коммерцбанк-тауэр во Франкфурте-на-Майне (1994—97). В нем даже внутренние помещения наполнены светом. А обилие зимних садов на этажах создает дополнительный комфорт для обитателей небоскреба. Норман Фостер - архитектор, построивший Мост Миллениум в Лондоне (1999—2002) и крупнейший аэропорт мира Международный аэропорт в Пекине (2008), купол Рейхстага в Берлине (1993—99) и знаменитую башню Херст в Нью-Йорке (2006) и многое другое. Нормана Фостера ценят за виртуозную художественную трактовку и бесконечное многообразие форм. Так, Павильон ОАЭ для ЭКСПО 2010 (2010) отображает символическую связь с пустынным пейзажем, характерным Арабских Эмиратов, лондонский Сити-холл (2002) своей причудливой формой напоминает нарезанное яйцо, Павильон “Клайд аудиториум” в Глазго (1997) своими очертаниями похож на броненосца, а офис компании Суис Ре (2001—03) - на огурец. Первое сооружение Фостера в СНГ — Байтерек (монумент) в Астане (2002), позднее там же были построены  Дворец Мира и Согласия (2006) и торгово-развлекательный центр  Хан Шатыр (2010). Для Санкт-Петербурга бюро Фостера разработало проект реконструкции острова Новая Голландия и торгового комплекса Апраксин двор (последний проиграл проектный конкурс). В Москве, в Нагатинской пойме, архитектор планирует построить “Хрустальный остров” - самое широкое высотное здание в истории человечества, а в Ханты-Мансийске — небоскрёб в форме бриллианта.

Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 г. в семье промышленника. Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации, продолжая проектировать и участвовать в конкурсах. в 2004 г. она стала первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию. Вот некоторые из наиболее значимых работ архитектора:

  • Национальный музей искусств XXI в. в Риме (2003—09); 
  • Центр исполнительских искусств в Абу-Даби (2006);
  • Мост-павильон ЭКСПО-2008 в Сарагосе (2007—08);
  • Библиотека и Центр знаний Венского экономического университета (2009—13);
  • Олимпийский центр водных видов спорта в Лондоне (2011);
  • Музей искусств Элая и Эдит Броуд в Лондоне (2012);
  • Галерея “Серпентайн Сэклер” в Лондоне (2013);
  • Жилой комплекс “520 Уэст 28 Стрит” в Нью-Йорке (2013)

Список литературы

  1. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. — М.: Искусство, 1981.
  2. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003.
  3. http://artclassic.edu.ru/catalog
  4. http://artishock.org/style_a/normannskiy-stil
  5. http://ciwar.ru/epoxa-rima/rimskaya-imperiya-severnaya-granica
  6. http://guide.travel.ru/united_kingdom/england/bath/
  7. http://liatris21.narod.ru/Greitbriten/Uels/Wells_life.html
  8. http://www.sinergidom.ru/kruglye-doma-keltov-obrazec-effektivnogo-domostroitelstva/
  9. www.altpp.ru
  10. www.london-4ever.narod.ru