Интегративный подход к проблеме формирования общих компетенций в процессе преподавания химии по ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Химия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


«Бывают такие ситуации, когда возможен и желателен союз науки и искусства и когда химики и физики могут занять место рядом с Вами и кое-что могут вам объяснить».

(Л.Пастер)

«Время есть величайший из новаторов», писал английский философ Френсис Бэкон. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Новые образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты первого поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Постиндустриальное информационное общество ориентирует обучающихся на развитие конкурентоспособных качеств, необходимых выпускнику для успешного функционирования на рынке труда [4]. Сегодня требуются специалисты нового типа, обладающие не только профессиональными качествами, но и способностью к установлению деловых контактов, высоким интеллектом и уровнем общей и экологической культуры,  склонностью к индивидуальному творчеству и умению жить и работать в новом информационном мире, в глобальной информационной сети. Кроме того, обществу необходимо молодое поколение, уверенное в собственные силы, умеющее брать ответственность за результаты своего труда. Новая парадигма образования состоит в том, чтобы не просто передавать знания, а научить их умению адаптироваться к качественно иным условиям жизнедеятельности в целом, встраиваться в постоянно меняющуюся социально – экономическую среду.

Система обучения и воспитания слепых и слабовидящих является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса в стране и решает, кроме общих задач, специальные проблемы социальной реабилитации лиц с нарушением зрения [3].

Обучение учащихся с нарушением зрения  предмету химии очень сложный и многогранный процесс. В связи с невозможностью использования зрительного анализатора, трудностями визуального восприятия учебной информации с помощью неполноценного зрения и формирования правильных представлений о химических объектах и явлениях, возникает необходимость вводить в учебный процесс адекватную структуре дефекта школьников коррекционно-педагогическую работу по преодолению отклонений в их развитии, включающую специальные приемы и методы обучения, частные предметные методики [3]. В нашей школе при работе со слепыми и слабовидящими школьниками обеспечивается восприятие учебной информации, химических объектов с помощью осязания, использования частичного зрения, развитие восприятия с помощью сохранных анализаторов. Рассматривая общедидактический принцип доступности в тесном взаимодействии с дефектологическими принципами коррекционной направленности обучения и дифференцированного подхода к учащимся с учетом их зрительных и тактильных возможностей, требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, мы устанавливаем внутреннюю взаимосвязь этих исходных положений и получаем в результате ту необходимую основу обучения, которая решает проблему оптимальности и специфики этого процесса.

Чувственный образ, который формируется у учащихся с нарушенным зрением в результате коррекционно-компенсаторной деятельности, естественно, не будет сходен или тождественен с теми химическими объектами, которые он отражает, поскольку качественная характеристика образа, если он адекватен объекту, с тифлопсихологической точки зрения, составляет полное или неполное отражение объекта и его признаков [2].

Химические вещества, биологические организмы воспринимаются не только с помощью осязания (у слепых), или ослабленного зрения (у слабовидящих), в работу вовлекается целая группа взаимосвязанных между собой анализаторов. Изыскивая специальные формы и способы ("обходные пути" – по Л. С. Выготскому) доставки учебной информации через сохранные анализаторы (в связи с потерей или нарушением зрения у обучающихся) [3], мы исходим из логической посылки, что такая коррекционная работа будет способствовать формированию новых межсистемных образований и за счет них компенсаторных процессов.

Развитие компенсаторных процессов при обучении незрячих детей должны сочетаться с общими педагогическими приемами, что методологически правильно и диктуется принципами общности специальной и общей дидактики, т.е. мы выходим на понятие "коррекционная направленность методов обучения", которые максимально реализуют дидактические задачи тифлопедагогики [1].

Казалось бы, что общего между уроками химии и живописи. Однако, на уроках химии можно познакомиться с великими художниками, скульпторами, особенностями их творчества. Так, при изучении темы «Комплексные соединения» дается представление о строении молекул комплексных соединений, их свойствах, поведении в растворах. В качестве примера использования  в широкой практике приводится их применение как красителей для технических целей. Но ведь минерал – лазурит, который тоже является комплексным соединением – основа известной  человеку с древности краски – ультрамарин. Лазурит во все времена был редким и дорогим. Его цена доходила до цены серебра и даже золота. Например, великий фламандский художник Антонис Ван Дейк в своё время получил от короля великолепный подарок – ультрамарин, за который дарителем было потрачено 500 фунтов. Французский химик Ж.Гимэ в 1827 году разработал технологию изготовления и построил завод по искусственному приготовлению ультрамарина. Первым использовал новую краску французский художник Жан Огюст Энгр. В тоже время разработал способ получения искусственного ультрамарина и немецкий химик К.Гмелин. «Голубой период» был в творчестве испано-французского художника Пикассо.

Эти эпизоды, включённый в лекцию по комплексным соединениям, позволяет не только украсить формальный материал, но и выяснить знают ли студенты названных художников, ими написанные картины, музеи в которых они экспонируются [5].          

Интерес детей к музыке может стимулировать рассказом о том, что композитор А.П. Бородин  был химиком. Еще в детстве больше, чем музыка его привлекали химические опыты. Его любимой книгой стало «Краткое понятие о химии» В.Ф. Одоевского. Он с увлечением возился с колбами и ретортами, изобретал невероятные химические смеси и пугал домашних странными звуками и запахами, исходившими из его комнаты, превращенной в лабораторию. Именно, химию выбрал он для себя будущей профессией. Бородин с отличием закончил медицинское отделение Медико-хирургической академии и по окончании  был оставлен в ней преподавателем. А уже через два года получил степень доктора медицины. Тема, которую он избрал для диссертации, была более химическая, нежели медицинская: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». В среде профессиональных химиков диссертация была встречена с интересом, ее автору прочили блестящее научное будущее и не ошиблись. 

Совершенствовал свои  знания молодой ученый в Европе, где близко сошелся с Дмитрием Менделеевым, дружбу с которым пронес через всю жизнь. Молодые ученые работали в ведущих лабораториях, познакомились со многими европейскими химиками, участвовали в работе Международного конгресса химиков в Карлсруэ. По возвращении в Россию служебная карьера Бородина успешно развивалась. Он стал адъюнкт – профессором кафедры химии Медико-хирургической академии, затем ординарным профессором, заведующим кафедрой, руководителем химической лаборатории. В 1877 Бородин стал академиком, а это уже несомненное признание в научном мире. Он автор более 40 научных работ по химии, которые изданы не только в России, хотя всемирную известность он получил как автор большого числа музыкальных произведений разного жанра и в первую очередь, оперы «Князь Игорь». Но одновременно с начальными тактами своей первой симфонии, он первым разработал пути исследования уплотненных альдегидов, нашел метод определения азота в органических соединениях и  сконструировал для этого  специальный прибор.

При изучении темы «Металлы», интересно рассмотреть с обучающимися использование металлов не только в качестве конструкционного материала, а как материала для создания произведений искусства. Так, использование меди и бронзы, ознаменовали собой целую эпоху. Историками установлено, что медь в этот период шла не только на изготовление инструментов, орудий труда, оружия, но и изделий культового назначения, ювелирных украшений, а бронза для отливки скульптур. В России бронзовое литьё достигло высокого уровня развития в 16 веке. Это позволило, например, российскому литейщику Андрею Чохову в 1586 г. отлить «Царь-пушку», которая и сейчас является украшением Московского кремля. Одной из вершин русского литейного искусства явилось создание скульптором Э.М. Фольконе статуи Петра 1, впоследствии получившей название «Медный всадник», в 1774 году. 20 век подарил человечеству бронзовые скульптуры П.Трубецкого, О. Родена. Это всё стало возможным благодаря развитию технологии литья, методов формовки, использованию легирующих добавок, и.т.д [5].

Современным металлургам удалось восстановить «рецепты» сплавов для колоколов, что позволило вернуть утраченные колокола и отливать колокола для вновь возводимых храмов. Эти сплавы позволяют лить тонкослойные изделия большого объема, причем не менять звук при изменении температуры от +40 до –400С.

Сталь – основа современной техники, но и в искусстве этот замечательный материал занял весьма достойное место. Один из английских ученых Р. Мурчинсон, посетив Златоустовские заводы, писал: «Довольно сомнительно, найдется ли хотя одна фабрика в целом мире, которая выдержала бы состязание с Златоустовской в выделке оружия. Изящно отделанные из булатной стали вещи… возбудили в Англии всеобщее удивление». Клинки из Златоустовской высокоуглеродистой стали (1,3-1,5% углерода) имели золотистый отлив и крупный коленчатый или сетчатый узор, легко разрубали гвозди и брошенный на лезвие платок из тончайшей ткани. Изысканные «кружева» плели тульские оружейники! Не случайно Н. Лесков в «Левше» заставил генерала Платова прочесть на «пистолете», которой похвалялись англичане, русскую надпись: «Иван Московин во граде Туле». Тульские чудо-изобретатели украшали оружие, шпаги, кружевным набором из ограненных стальных шариков. Такие изделия назывались маркезитовыми. Изготовление их было чрезвычайно сложным и трудоемким. Так, например, для украшения одной шпаги, тульские оружейники изготовили и огранили 10 тысяч стальных шариков размером от 0,5 до 5 мм, каждый из которых имел от 16 до 84 граней.

При изучении свойств алюминия, можно рассказать о том, что первоначально  он использовался для ювелирных изделий и ценился дороже золота. Его широкие применение в технике оказалось возможным только после разработки электролитического способа производства.

Изучая раздел химии о металлах в учебных заведениях Дона, в качестве иллюстрации многогранного их использования можно упомянуть памятники Ермаку и Платову в Новочеркасске, старинные пушки в Азове и Старочеркасске, решётки парка на театральной площади  города Ростова-на-Дону, оформление набережной реки Дон и др. Эти предметы обучающиеся обследуют во время внеклассных экскурсий.

Иллюстрировать такие занятия можно с помощью художественных специальных изданий, фотографий, презентаций, видеофильмов. Например, незрячие школьники побывали на экскурсии по Санкт-Петербургу, познакомились с историей этого замечательного города, его архитектурными ансамблями, парками, мостами, обрамляющими их металлическими решётками, бронзовыми памятниками, с работами Растрелли, Воронихина, Росселя, Монферана. Для дальнейшего развития   интереса обучающихся к искусству, проводятся экскурсии по городам области; незрячие школьники посещают музеи, театры, специализированные выставки на которых им предоставляется возможность тактильного восприятия художественных ценностей.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми стандартами нового поколения для детей с ограниченными возможностями здоровья, наши усилия при подготовке выпускника специальной школы, при формировании его как личности, должны быть направлены на то, чтобы обучающиеся воспринимали химию не только как науку о строении и превращении веществ, но и как фактор, активно влияющий на развитие культуры и создания культурных ценностей общества.

Интегрированный подход в  преподавании химии по требованиям ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, открывает возможности для более качественной подготовки школьников  к реальной жизни, включая знания предмета, осуществление продуктивной деятельности и актуализацию своих личностных ресурсов. Такой подход также предполагает высокий уровень их личной заинтересованности в формировании общих компетенций, инициативы, способности организовать людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина Е. М., Осипов П. Н. Взаимосвязь эстетического воспитания и самовоспитания учащихся. – М., 1993. – 80с.
2. Солнцева Л.И. Психология особенности слепых и слабовидящих школьников, РГПУ им. А.И. Герцена, сборник научных трудов. – Л., 1980. – 60с.
3. Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей: методическое пособие для педагогов и руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 223с.
4. Орлов М.Ю. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. – 59с.
5. Использование интегративного метода гуманитаризации курса химии. Е.В.Полторак//Труды Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса: образование, наука, производство» Рост. гос. ун-т. путей сообщения. Ростов н/Д, 2009. – 456с.