Синонимы – слова, близкие по значению

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие нового знания.

Мотивация учащихся: проблемная ситуация, «открытие» новых знаний через формулировку учебных вопросов и поиск их решения.
технология сотрудничества (групповая)

Цель урока: расширение представлений о синонимах.

Задачи:
Предметные:
Создать условия для развития у учащихся:
– умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
– находить слова – синонимы в тексте и отличать их от однокоренных слов;
– работать со словарём;
– подбирать родственные слова, определять части речи;
– использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании небольшого текста.
Метапредметные:
Создать условия для развития у учащихся:
– умения принимать и сохранять учебную задачу;
– умения определять общую цель и пути её достижения;
– навыков работы с учебной книгой;
– навыков активного использования речевых средств для развития коммуникативных и познавательных задач;
– готовности слушать собеседника и вести диалог;
– умения выделять информацию из словаря в соответствии с учебной задачей.

Обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс» автор Н.В.Нечаева, 2013г., часть 2.

Примечание: ЛУУД – личностные УУД
                         РУУД – регулятивные УУД
                         КУУД – коммуникативный УУД

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Включение в деловой ритм урока.
 – Здравствуйте. Ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к работе.

Подготовка класса к уроку. Дети проверяют свои инструменты и принадлежности, находящие у каждого на их рабочем месте.

ЛУУД:
Самоопределение;
РУУД:
Целеполагание;
КУУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

II. Актуализация знаний

 

На доске:
Труд, плакать, дело, рыдать, смелый, отважный.

– Рассмотрите запись. Что вы можете сказать о данной записи?

– Какую «работу» выполняют слова в нашей речи?
– Распределите слова на три грамматические группы.

 

– Что можно сказать о группах слов?
Каждая группа обозначается карточками с названиями частей речи.

 

 

– Это слова.

– Они называют предметы, признаки, действия.

Дети самостоятельно работают. Записывают слова в группы: имена существительные – дело, труд; имена прилагательные – смелый, отважный; глаголы: плакать, рыдать.

– В первой группе – имена существительные; во второй – имена прилагательные; в третьей – глаголы.
– В первой группе слова «труд» и «работа» обозначает одно и то же.
– Имена прилагательные «смелый» и «отважный» близки по смыслу.
– Я заметила, что слова во всех грамматических группах близки по смыслу.
– Я знаю, что такие слова называются  синонимами.

 

III. Новый материал. Определение темы урока, постановка проблемных вопросов.

Работа по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику.

– Синонимы – это и есть тема урока. На какие вопросы по теме урока хотели бы сегодня найти ответы?

 

 

– Вернёмся к словам. Напомните, почему ваш товарищ назвала эти слова синонимами.

На доске появляются записи, которые помогут «собрать» правило, что такое слова – синонимы.

– Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу ещё одним словом – синонимом, используя словарь – синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарём?

На доске:
Имена сущ.   Имена прилаг.       Глагол
труд               смелый                   плакать
дело               отважный               рыдать
работа           храбрый                  реветь

– Проанализируйте группы слов. Что ещё можете сказать о синонимах?

На доске:

– Сделайте вывод, используя опорные слова.

– Откройте учебник с.60, прочитайте правило… Совпал ли ваш вывод с выводом  учебника.

– Что ещё нового узнали из статьи.

 

– Вспомните, какие вопросы о синонимах ставили перед изучением темы…

 

 

 

 


– Вы нашли на уроке ответы на эти вопросы?

– Что такое слова – синонимы?
– Откуда пришло это название – слова – синонимы?
– Для чего нужны синонимы? Зачем изучаем эти слова?
– Почему они так называются?

– Потому что слова близки по смыслу.


– Знания алфавита.
Работа в парах.
Дети дополняют группы словами: работа, храбрый, реветь (хныкать)

 

 

 

– В каждой группе синонимы, каждая группа объединяет слова только одной части речи.
– Значит, синонимы – это или только имена существительные, или только имена прилагательные, или только глаголы.

 

 

 

Дети делают вывод.

– Да совпал!

– Слова-синонимы – это греческое понятие, означает «одно имя, одно название».

– Что такое слова – синонимы?
– Откуда пришло это название – слова – синонимы?
– Для чего нужны синонимы? Зачем изучаем эти слова?
– Почему они так называются?

– Да!

 

 

РУУД:
целеполагание;
 формулирование познавательной цели и задач, темы урока; формулирование проблемных вопросов

 

 

 

 

РУУД: контроль, оценка, коррекция; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; КУУД:
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

 

 

 

 

 

IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику –  упр.321

– Познакомьтесь с заданием 321.Прочитайте выразительно.

– Определите основную мысль стихотворения.
– О чём оно?
– Что рассказывается об осинке?
– Спишите, так как в учебнике, проговаривая слова орфографически.

– Подчеркните грамматическую основу, укажите части речи.

 

– Докажите, что слова «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет» – синонимы.

 

 

– Можно ли утверждать, судя из ваших выводов, что эти глаголы имеют один смысл – это слова родственные?

 

– В словаре –  синонимов найдите синонимы к слову «дрожать».

 

 

– Как вы думаете, зачем столько много синонимов?

 

– Хорошо. Давайте вернёмся к стихотворению и найдём существительные к схеме:

Запишите их и разберите.

Дети знакомятся с заданием.
Читают 2 – 3 ученика.

– Об осинке.

– Она «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет»

Дети разбирают. Находят грамматическую основу: осинка зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет. Обозначают части речи.

– Имеют один смысл.
– Что делает? Зябнет, дрожит, мёрзнет, стынет, относятся к одной части речи – это глаголы.

– Родственные слова имеют один смысл и у них есть общая часть – корень. А у наших глаголов корень разный, значит, их назвать родственными нельзя.

Самостоятельная работа детей со словарём – синонимов.
– Трястись, трепетать, содрогаться.

– Чтобы было можно применить слово, так как требуется в тексте близко по смыслу. Точно.
– Чтобы было красиво.
– Не повторять слово в тексте.

 

 

– Осинка, солнышко.

РУУД:
 контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
ЛУУД: смыслообразование

V. Физминутка

Покажем действиями стихотворение.

Дети представляют себя осинками и повторяя изображают её.

КУУД

V. Применение новых знаний 

– Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте предложения.  Что заметили?

Мальчик упал с дерева.
Кот перекатился через себя и упал на землю.
Подъёмный кран, издавая громкий скрежет железа, упал с корабля в реку.
– Ой, обратно упал – сказал продавец апельсинов неведомому зверьку».

чебурахнуться
свалиться
рухнуть
шмякнуться

– Попробуйте заменить глаголы синонимами и запишите предложения. Воспользуйтесь словами в списке.

– Как лучше звучит, как было или как вы зачитывали?
– Почему? Зачем нужны слова – синонимы?

– Откройте словарь – синонимов на стр. 3, найдите и прочитайте пятый абзац. Найдите ту информацию, где говорится о роли синонимов.

– Вы были правы?

 

– Повторяется слово «упал»

 

 

Дети выполняют задание, зачитывают варианты.

 

 

 

– Как мы зачитывали.
– Чтобы речь была яркой, красивой и богатой.
– Чтобы не было повторов.

Дети выполняют, проверка фронтальная.

– Да мы сделали правильные выводы.

РУУД:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
ЛУУД: смыслообразование

VI. Рефлексия

– Какое открытие вы сделали?
– Всем ли было комфортно на уроке?
– Кого бы вы похвалили за работу на уроке?

Дети отвечают

 

VII. Итог

– Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. Оцените свою работу на ступеньках успешности.
Д./з. упр. 325