Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Предмет: математика (40 минут)

Класс: 2

Цель: учить выполнять сложение и вычитание двузначных чисел в столбик,

Задачи:

  • формировать умение записывать действие в столбик; продолжить работу по формированию вычислительных навыков,
  • развивать мыслительные операции, умение применять полученные знания на практике, умение работать в группах, выполнять самоконтроль и самооценку;
  • воспитывать интерес к математике, умение действовать активно на протяжении всего урока.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки для групповой работы, кленовые листья разных цветов.

Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задача:  создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные.

Слайд №1 (Солнышко с лучами)

- Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

- В жизни человека большую роль играет настроение. С радостным настроением легко получаются любые дела. И наоборот, когда плохое настроение, все “валится из рук”. Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения.

2. Изучение учебного материала

А) Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сложение и вычитание с переходом через разряд,

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сложения и вычитания с переходом через разряд, создание ситуации для подведения к теме урока.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Слайд №2  Как хорошо уметь считать . Прочитайте, что написала второклассница Наташа из города Сызрани.

Умеете вы считать?

Что значит хорошо считать?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте перенесёмся в школу позапрошлого века.

Слайд №3 школа Рачинского

На уроке в народной школе. Один ученик из этих учеников, когда вырос рассказал о своей любимой школе , о своём любимом уроке этой картиной. Имя художника Богданов – Бельский.

Чем она отличается от нашей? Как называется этот урок? Какое задание выполняют ученики? Умеете ли вы считать устно?

Вывод: Уметь считать устно – это уметь думать, рассуждать, объяснять. Как получить ответ.

1.Устный счет. ( на доске)

7+7=...-9=...+7=...-8=...+9=...+7=...+10=...

(7+7=14-9=5+7=12-8=4+9=13+7=20+10=30)

- Что можно сказать о получившемся числе?

(двузначное, круглое, четное число

Б) Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.

1. Внимательно посмотрите на числа.

- Что между ними общего? Какое число лишнее? (Эти числа двузначные, за исключением числа 8, оно однозначное)

5, 50, 45, 40, 35;

28, 23, 18, 13, 8;

36, 32, 28, 24, 20;

82, 77, 72, 67, 2.

- В чём сходство между рядами? (Во всех рядах числа уменьшаются на одно и то же число)

- Какой из рядов “лишний”? (В третьем ряду числа уменьшаются на 4, в остальных – на 5; во втором ряду есть однозначное число, а в остальных - нет; в четвёртом ряду есть число, записанное одинаковыми числами, а в остальных - нет).

- Назовите в четвёртом ряду самое большое и самое маленькое число (82, 62)

- На сколько 82 больше 62? (на 20)

- На сколько меньше? (тоже на 20)

- Расскажите, что вы знаете о числе 82? (это двузначное число, оно состоит из 8 десятков и двух единиц)

- Что получится, если 62 увеличить на 4? (66)

- Сложите 62 и 30 (92)

(здесь сделать рисунок прибавления чисел)

- Cегодня 3 декабря начало зимы, но у нас ещё осень

- На ум приходят строчки А.С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прекрасная пора
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

- Какой в этом году была осень для вас?

- Чем она вас радовала?

В) Открытие новых знаний

Цель: обсудить проект решения учебной задачи и составить алгоритм записи в столбик

Методы: учебный диалог, моделирование

Слайд №4

2. Картинка с изображение осени, нарисованная с помощью геометрических фигур.

- Посмотрите на картинку. Что можете о ней сказать?

- Какие мысли приходят на ум?

- Сколько и каких геометрических фигур вы насчитали?

(треугольников -.., ломанных -.., ромбов -.., прямоугольников -.., прямых -..)

- Осень вам прислала последний подарок. (музыка) и за одно зарядка

По классу разбросаны листья, пройдитесь и поднимите тот листик, который соответствует вашему настроению.

3. Закрепление учебного материала

Цель: учиться выполнять действия в столбик.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения записи в столбик.

Задачи:

- развитие умения выполнять действия в столбик;

- развивать умение работать в группе и самостоятельно;

- развивать способность сверять свою работу с образцом и самостоятельно и объективно её оценивать.

Методы: репродуктивные

- Ребята, а у кого листочек оказался с сюрпризом? Давайте повесим эти листочки на доску.

На доске: 62. 36. 53. 76. 23. 56. 98.

- Какое задание вы можете предложить?

(расположить в порядке возрастания, убывания; представить в виде суммы разрядных слагаемых, сумма цифр)

- Выберите то задание, которое вам понравилось.

Взаимопроверка тетрадей.

- А я хочу вам предложить найти значение суммы 2 самых маленьких чисел.

(один ученик у доски решает выражение с пошаговым объяснением)

23+36=(20+3)+(30+6)=(20+30)+(3+6)=50+9=59

- Найдем разность 98 и 45

(второй ученик у доски решает выражение с пошаговым объяснением)

98-45=(90+8)-(40+5)=(90-40)+(8-5)=50+3=53

Учебник стр. 72 № 152 Катя и Женя как решили? Перепиши в тетрадь и ответь на вопросы.

4. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Вопросы по слайду.

- С какой проблемой сталкиваемся при решении выражений? (длинная запись)

- Итак, что нам нужно научиться делать?

(учиться делать короткую запись)

- Я хочу показать вам короткую запись на доске.

Слайд№6

+ 23
36
____
59

- Сравните новую запись в столбик с записью в строчку? Какая из записей вам нравиться больше?

- А кто догадался, почему мы так долго выполняли действия по цепочке?

5. Домашнее задание

Цель: закрепить умение выполнять действия в столбик.

Составляли алгоритм записи в столбик

Под руководством учителя формулируется алгоритм письменных приёмов сложения и вычитания двузначных чисел:

  1. Записать одно число под другим так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками.
  2. Поставить знак действия слева между числами.
  3. Подчеркнуть.
  4. Сложить единицы, сложить десятки.
  5. Прочитать полученный результат.

Слайд №7

  • пишу: единицы под единицами, десятки под десятками;
  • складываю (вычитаю) единицы: ....
  • складываю (вычитаю) десятки: ....
  • ответ: ...

- Мы решили учебную задачу? Составили алгоритм записи в столбик.

- Давайте наше открытие проверим в действии.

Откройте учебник с. 72 №152 (3) или на доске решают

46+31

76-13

54+32

63-24

Вычислить выражения в столбик

(действия выполняются у доски с комментированием)

- Как расположены числа в выражениях?

- Где стоят знаки действий?

- Чем заменен знак равно?

Физминутка для глаз. Слайд на доске “Снежинки”

- Ребята, один ум хорошо, а вместе работать лучше и веселей.

Работа в группах. Дети берут с подноса по одному жетону (круг, ромб, треугольник, квадрат) и рассаживаются по группам.

Каждой группе предстоит измерить длину ломанной.

(Вспомнить правила работы в группе, каждая группа называет по одному правилу)

Слайд№ 8

- Выберите одну ломанную, длину которой будете измерять.

- Почему ломанные разные, а результаты одни?

Математика-наука точная, действия выполняются по алгоритму.

Давайте вернемся к теме урока, когда учились складывать в столбик.

Слайд №9

- Посмотрите на запись.

- Что вы видите?

- Со всем ли вы согласитесь?

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Кто хочет узнать, почему нельзя записывать “как хочется”?

- На следующем уроке мы с вами и разберемся, почему так нельзя записывать.

  • Что нового узнали на этом уроке?
  • Какой этап урока был для тебя самым интересным?
  • Какой этап урока оказался для вас трудным?
  • Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

(для комиссии сделать оценку работы)

Слайд №10 Д/з. № 167 стр. 78

Слайд № 11

Спасибо! Молодцы!