Подгрупповое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Пропавшие гласные"

Разделы: Логопедия


Цель: обобщить знания, навыки, умения при изучении основ грамоты.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствование навыка определять принадлежность букв (гласные, согласные).
  • Развитие умения подбирать слова в предложении на заданный звук.
  • Совершенствование умения определять первый и последний звук в словах и соотносить задуманное слово с его звуковой схемой.
  • Закрепление умения определять гласный звук в середине слова.
  • Совершенствование навыка дифференцирования гласных Ы-И в односложных словах, знаний о различении глухих-звонких согласных в словах, умения находить “лишнее” слово в ряду слов.
  • Совершенствование навык чтения, умения “собирать слова” из слогов.

Воспитательные задачи:

  • Совершенствование умение слушать инструкции педагога, быть внимательными к ответам других детей.
  • Обучение работе в команде.

Психокоррекционные задачи:

  • Развитие силы воли, умения доводить работу до конца.
  • Влияние на положительный эмоциональный фон детей путем привлечения их в подвижную игру.

Оборудование:

Мольберты (2 штуки), книга-азбука, буквы из картона (5 штук), цветные галстучки по количеству детей 8 штук), браслеты по количеству детей, конверты, буквы печатные (4 штуки), доска настенная, предметные картинки, изображение звуковых замков, изображения почтальона, колодцев, бабочек, звуковых домиков; игровые карты “Четвертый лишний”, средства ТСО.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу, их встречает учитель-логопед.

Ребята получают видео письмо, в котором школьница обнаружила, что из “Азбуки” пропали некоторые буквы. Буквы сбежали в буквенную страну Буквию. Ребята идут по следам пропавших букв. На экране ТВ появляется интерактивная карта страны Буквии. Ребята должны двигаться по условным обозначениям на карте и искать пропавшие буквы.

Логопед: ребята, наденем специальные отличительные галстучки (красный, синий, зеленый), чтобы все жители буквенной страны видели, что потерянные буквы ищут настоящие сыщики!

Настрой на урок. Сплочение коллектива общим делом. Речевка.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

2. Основная часть.

Первым на пути ребятам встречается почтальон с письмами (на мольберте изображение почтальона и звуковых замков – замка гласных, замка согласных).

Игра “Почтальон” - Определение гласных/согласных букв.

Логопед раздает ребятам по конверту. Вместо адреса на конверте – буквы (гласные или согласные). Ребятам нужно правильно определить буквы и отправить письмо по нужному адресу, положить свои конверты к нужному замку. Дети выполняют задание.

Инструкция: Отнести письмо в тот замок, где живут только согласные или только гласные буквы.

Задание выполнено верно, и ребята получают спрятавшуюся букву А. На карте появляется буква и прячется в “Азбуку”. Ребята вклеивают букву А в “Азбуку”.

Логопед: ребята, в стране Буквии нам придется много и красиво говорить, давайте подготовим наши язычки к этому.

Выполняется комплекс артикуляционной гимнастики для тренировки верхнего подъема языка:

“Чистим верхние зубки”, “Маляр”, “Парус”, “Чашечка”.

Логопед вызывает одного ребенка, который проводит гимнастику с остальными (Показ артикуляционных карточек-символов).

Логопед: Спасибо! Какие молодцы! Следуем дальше ребята! Мы подошли к следующему пункту на карте, здесь лежат браслеты. Наденьте их. А теперь найдите себе пару с таким же браслетом. Теперь у нас 4 команды.

На дорожке лежат какие-то буквы. Ребята, сейчас я вам их раздам.

Упражнение “Составь предложение на заданную букву”.

Задание каждой паре: составить предложение из слов с полученной буквой, например, на букву И: Ира искала индюшку и индюшат.

Когда задание выполнено верно, ребята получают новую сбежавшую букву О. На карте появляется буква и прячется в “Азбуку”. Ребята вклеивают букву О в “Азбуку”.

Логопед: ребята, мы подошли к звуковым домикам. Раздает детям по картинке.

Игра “Первый-последний” - определение первого-последнего звука в словах и соотнесение картинки с звуковым домиком.

На доске 4 домика – ребенку необходимо найти свой домик и поставить к домику картинку. Логопед просит детей рассказать о своем выборе домика. Ответы детей.

Задание выполнено, и за домиком прячется новая пропавшая буква У. На карте появляется буква и прячется в “Азбуку”. Ребята вклеивают букву У в “Азбуку”.

Игра “Колодцы”. Определение гласного звука в середине слова.

Логопед: Ребята, мы подошли к следующему пункту на карте.

Ребята подходят к следующему мольберту, на котором два колодца – на одном ведерке у колодца буква Ы, на другом ведерке у колодца – буква И. Логопед называет слово, предъявляя картинку. Ребенок ставит картинку к нужному колодцу.

Задание выполнено, и ребята нашли сбежавшую букву Э. На карте появляется буква и прячется в “Азбуку”. Ребята вклеивают букву Э в “Азбуку”.

3. Физкультурная минутка - “Бабочки”.

Логопед: Ребята, пока мы ходили по Буквии, незаметно подошли к полянке. Посмотрите, какие красивые цветы и бабочки живут на этой полянке.

Звучит музыка, дети приглашаются на ковер и под музыку выполняют движения и поют песенку.

4. Заключительная часть занятия.

Игра “Бабочки на полянке”. Составление слов из слогов и соотнесение их с картинками.

На столах цветы с картинками и разрезанные бабочки со слогами. Ребенок выбирает части бабочки, составляет из слогов слово, прочитывает его, кладет бабочку на нужный цветок.

Задание выполнено, и ребята нашли сбежавшую букву Ы. На карте появляется буква и прячется в “Азбуку”. Ребята вклеивают букву Ы в “Азбуку”.

Игра “4-й лишний” - нахождение “лишнего” слова (по картинкам). Дифференциация звонких-глухих согласных в начале слова.

Логопед: ребята, в “Азбуке” осталось лишь одно свободное место, а это значит, что вам осталось найти всего лишь одну букву.

Посмотрите на изображения в каждом ряду, найдите и назовите “Лишнее” слово”, не подходящее к другим.

Задание выполнено, и ребята нашли сбежавшую букву И. На карте появляется буква и прячется в “Азбуку”. Ребята вклеивают букву И в “Азбуку”.

Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей. Грамоты.

Логопед: ребята, вот наша “Азбука” снова полная. Спасибо вам! Теперь я передам ее школьнице, чтобы она смогла продолжить свое обучение.

Понравилось вам искать буквы в стране Буквии?

Дети: да!

За такую добросовестную работу жители страны Буквии награждают вас почетными грамотами за успехи в поиске пропавших букв.

Раздача именных грамот.

Спасибо вам, юные сыщики! Все вы сегодня были очень смелыми, сосредоточенными на цели, внимательными. Я горжусь вами!