Мастер-класс для воспитателей в условиях музея "Русская изба" на тему "Птица счастья" (старший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение


Цель мастер-класса: показать педагогам преимущества условий музея при проведении занятий по патриотическому воспитанию детей. Помочь увидеть, как обстановка музея, средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, вводит детей в мир русского народного быта, где ребенок может максимально самореализоваться. Побудить воспитателей чаще проводить занятия в “Русской избе”.

Цель занятия: познакомить детей со щепной игрушкой-птицей, как украшением русской избы и оберегом от злых сил.

Задачи:

  • Учить детей делать “птицу счастья” из современного, доступного им материала.
  • Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
  • Продолжать формировать интерес детей к быту, традициям русского народа, уважение к его истории и культуре.
  • Воспитывать любовь к членам своей семьи, желание сделать для них приятное.

Материалы и оборудование. Ватные диски, белые нитки, ножницы; новый экспонат в музее - “щепная птица”; полено сосны, лучины , щепки, топор, нож. Записи р.н. песен “В горнице моей светло”, “Летела гагара”, “Белым снегом”.

Ход занятия

Дети под звучание р.н. песни “В горнице моей светло” входят в музей, рассаживаются.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть вас в нашем музее. Какой новый экспонат появился у нас в музее? (Дети замечают щепную птицу.)

Любой предмет в музее может подсказать тему для интересного разговора с детьми.

- Привезла мне птицу в подарок для музея девочка из нашего д/с, которая вместе с родителями ездила в гости к бабушке на север нашей огромной страны России: в город Архангельск.

Экспонаты помогают собирать, не только сотрудники, но и родители.

- Красивая, верно? Из какого материала она сделана, как вы думаете?

(Из дерева). На какую птицу она больше похожа? (На голубя). Какой предмет неживой природы напоминает она? ( Солнце).

При помощи экспонатов музея можно показать, всегда существовавшую, неразрывную связь между человеком и природой.

- Ребята, хотите послушать сказку - легенду про эту птицу? (Да.)

Задача музея состоит в том, чтобы не только собрать и сохранить экспонаты, но и заставить их говорить с дошкольниками на понятном им языке.

- Ну, слушайте. На далеком севере жил - был охотник. Зима на севере долгая, холодная, то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жилье, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику, жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “ Что же ты хочешь, сынок?” Тихо - тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко...” А где его возьмешь на севере зимой? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо. И понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена сосны птицу: наколол лучинок, настрогал из лучинок щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу рядом с колыбелькой сына и птица, вдруг, ожила: закрутилась в струях горячего воздуха, что шел от печи. Малыш проснулся, заулыбался и воскликнул: “ Ну, вот и солнышко!” С этого дня ребенок стал быстро поправляться. И все решили, что произошло это благодаря птице, ее чудодейственной силе и стали называть ее святым духом, хранительницей детей и символом семейного счастья: птицей счастья.

И парит эта хранительница дома на тонкой нити, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе, у всех ли все хорошо, ладно ли в семье?

Музей - это своего рода “машина времени”, позволяющая совершить путешествие в прошлое, вернуться в день сегодняшний, а порой и заглянуть в будущее. Сопоставить, сравнить события разных времен.

- Ребята, а вы бы хотели, чтоб и у вас в доме появилась “птица счастья”? (Да). А как вы думаете, может быть можно самим сделать птицу, не из дерева, а из другого какого-нибудь материала? Из какого, например? (Из бумаги, соломы,глины, ткани и т. д.) Да, из этих материалов делали тоже в старину игрушки. Но я вам сегодня хочу предложить другой современный материал. Давайте посмотрим, что здесь лежит в корзинке? (Ватные диски, нитки, ножницы). Из этого материала у нас получиться “Снежная птица счастья”.

- Ребята, а для кого из своих родных вы бы хотели сделать “птицу счастья”? Кому ты хочешь подарить? Кому ты хочешь, чтобы она принесла счастье? Кого будет хранить от неприятностей твоя птичка? (Ответы детей).

- Но, прежде чем, я научу делать вас птиц, давайте немного разомнемся, а то засиделись мы тут. Выходите на “дворик”.

(Проводится физминутка под р. н. песню “Летела гагара”).

В музее очень полезно иметь “зоны детской активности”. Хоть и не большие, но они у нас есть.

- Садитесь за столы, приступаем к работе. (Звучит фоном запись песни “Белым снегом”. Воспитатель садится возле детей и работает вместе с ними.)

- Берем ватный диск, перевязываем ниткой небольшую часть, фиксируя клюв. Затем отделяем таким же образом голову; фиксируем крылья. Затем приматываем хвостик из второго диска. Привязываем к птице нить посередине туловища, чтобы потом подвесить.

- Ребята, посмотрите, какое мы сотворили чудо: делали птиц одинаковых, а они получились все разные.

- Давайте сейчас положим своих птичек бережно на ладони, постоим тихо, чтобы они услышали биение наших сердец. Представьте, что вы держите настоящую “птицу счастья”. Загадайте желание. Поверьте, что оно сбудется, а птичка вам в этом поможет. А я скажу вслух свое, для всех вас: желаю, чтобы вы выросли, чтобы у вас расправились крылья, как у этих птиц и все вы стали бы хорошими людьми, надежной опорой для своих родителей.

Комментарий для взрослых.

У вас сегодня получились, действительно, настоящие птицы счастья. Да потому, что когда вы занимаетесь саморазвитием, вы трудитесь и от этого выделяется “эндорфин”- гормон счастья. И еще из данного занятия вы можете извлечь пользу в виде терпения. В нынешнее время торопиться не стоит, потому что, чтобы чего-нибудь добиться нужно терпение. И такие тренировки увеличения терпения помогут в дальнейшем действовать правильно. Ведь успех складывается из усидчивости, терпения и спокойствия. Даже такое занятие, как поделка птицы увеличивает успех!

Уважаемые коллеги, и еще хочу сказать о некоторых преимуществах обстановки музея, которые я не могла продемонстрировать в рамках данного занятия.

- Экспозиции в нашем музее интерактивные: это значит, что дети могут брать экспонаты в руки, действовать с ними (померить лапти, походить с коромыслом, надеть короб за плечи, достать ухватом чугунок из печи и т.д.).

- Выполняя посильную работу в “избе” (смотать клубки, перебрать крупу, толочь зерно, сеять муку через сито и т. д.), ребенок может осознать себя в роли необходимого помощника в семье, потренировать свою усидчивость, развить мелкую моторику.

- Музей хранит словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, потешек, пословиц, считалок и т.д. многие реалии которых ушли из жизни детей, да и их родителей. (Кудель, сусеки, лопата у печи, сеновал, голичок, помело, ступа, пест и т.д.) Даже сказки К.И.Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют непонятными детям словами: ушат, лохань, корыто. Для того чтобы объяснить детям значение этих слов, экспонаты в музее собираем не только настоящие, но и, по возможности, при помощи родителей изготавливаем подобие старинных предметов быта ( короб, лопата, помело и т.д.).

- В условиях нашего поселка не так много музеев и не все они ориентированы на дошкольников. Есть проблема коллективного посещения близлежащих музеев. А многие родители вообще не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. Поэтому музей, находящийся в стенах ДОУ, является оптимальным средством передачи информации о богатом культурном наследии русского народа. И, что не маловажно, способствует повышению статуса ДОУ.

- После каждого занятия детям дается возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты и задать вопросы педагогу. Какие есть у вас вопросы?