Приемы технологии продуктивного чтения на уроках литературы

Разделы: Литература


Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Среди задач использования данной технологии можно выделить следующие:

- формирование основ читательской компетенции школьников в условиях организации системно- деятельностного подхода;

- совершенствование умения работать с разными источниками информации;

- создание единого читательского пространства на основе взаимодействия УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя):

1. Работа с текстом до чтения.

На данном этапе работы с текстом формируются следующие УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приемов:

- антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)-определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт;

- “дерево предсказаний”;

- работа с иллюстрациями- работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;

- лексическая работа- работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение эпохи, в которой они использовались, определение содержания произведения;

- ассоциативный ряд- определение по группе слов темы урока, названия произведения;

- корзина мнений- дается ключевое слово по теме урока, обучающиеся должны вспомнить все, что связано с ним, сформулировать тему и цели урока;

- деформированный текст- восстановить текст, сформулировать тему и цели урока.

Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно.

2. Работа с текстом во время чтения.

УУД данного этапа: эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; выразительно читать и пересказывать текст. При работе с текстом во время чтения используются следующие приемы:

- читательский дневник, который заполняется по мере самостоятельного чтения произведения, который выполняет информационную, стимулирующую и контролирующую функции;

- двухчастный дневник, который заполняется по мере чтения произведения, в процессе работы над которым обучающиеся выписывают цитаты из текста и дают им свои комментарии;

- бортовой журнал;

- аннотирование текста (выделение с помощью цветного маркера или подчеркивания, выделение главных мыслей или разделов текста с помощью специальных значков, постановка вопросов);

- “диалог” с автором;

- комментирование текста;

- кластер;

- инсерт.

Итог работы на данном этапе- подробное изучение и понимание текста в целом.

3. Работа с текстом после чтения- заключительный этап работы над текстом.

Формируются следующие УУД: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. На данном этапе работы с текстом используются следующие приемы:

- Кубик Блума;

- ромашка Блума;

- “мозговая атака”;

- беседа;

- творческие задания;

- синквейн.

Итог работы данного этапа - обобщение изученного материала, выводы по теме урока.

Технология продуктивного чтения помогает обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов. Этот навык необходим при изучении не только литературы, но и истории, биологии, географии.

План- конспект урока литературы в 7 классе с использованием технологии продуктивного чтения

Тема: Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества

Цели:

  • Обучающие: подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества.
  • Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ; формировать умение собирать и систематизировать материал для характеристики героя; развивать умение давать связный, аргументированный ответ на вопрос; способствовать развитию у обучающихся культуры речи, отстаивания собственной позиции.
  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости, прививать интерес к литературе с помощью работы над характеристикой героев; формировать эстетический вкус учащихся при восприятии художественной литературы.

Ход урока

1. Объявление темы и целей урока.

1. Прием “Антиципация”.

Просмотр отрывка из фильма “ Тарас Бульба”. (https://www.youtube.com/watch?v=_dRDmBtm8RE)

2. Беседа.

- Подскажите, какое слово является ключевым в выступлении Тараса Бульбы? ( Товарищество).

- А что такое товарищество?

- Какова тема нашего урока (Прославление товарищества).

3. Сформулируйте цели нашего урока (подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества.)

2. Изложение нового материала.

1. Прием “Деформированный текст”. Составление эпиграфа к уроку.

“Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей...” Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”.

2. Беседа.

- О чем вам говорит эпиграф?

- Каковы особенности настоящего казака?

3. Словарная работа.

Товарищество –

1. Совместное участие в чем-н. на положении товарища, спутника и т.п.

2. Близость, основанная на товарищеских отношениях. Чувство товарищества.

3. Организация (производственная, торговая и т.п.), состоящая из равноправных участников.

- Какое значение слова подходит для нашего урока?

-Так о чем мы сегодня будем говорить?

4. Прием “Чтение с остановками”.

Чтение и анализ речи о товариществе (Стр. 191):

- В чём, по мнению Тараса, сила товарищества и братства людей?

- Что говорит Тарас о товариществе и братстве русских людей?

- К чему призывает казаков?  

- Главный герой произнес свое слово не только для того, чтобы подбодрить казаков. Тарас хотел выразить свои сокровенные мысли и чувства. В этой речи чувствуется патриотизм, глубокое чувство товарищества. Как верил Тарас в товарищество!

5. Беседа.

- Ребята, Тарас Бульба не только воин. Приведите примеры высказываний других казаков о товариществе, о защите Отечества, о вере и преданности (Мосий Шило: “Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!” Степан Гуска: “Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!” Бовдюг: “Не жаль расстаться с светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!” Балабан: “Пусть же цветет вечно Русская земля!” Павел Кукубенко: “Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!”)

- Почему так схожи последние слова казаков?

(Их предсмертные слова похожи потому, что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки схожи с героями русского эпоса.)

- Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?

- Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?

- Как воспринимаются вами последние строчки, найдите их. Почему конец повести не воспринимается пессимистически? Почему он жизнеутверждающий?

6. Прием “ Кластер”.

Так каков же он, Тарас Бульба? Опираясь на знания, полученные сегодня на уроке, давайте составим кластер.

Смелый  

Тарас Бульба

Патриот
Сильный Герой
Храбрый Товарищ
Мужественный Защитник

3. Самостоятельная работа обучающихся. Работа в парах.

Прием “Синквейн”.

Тарас Бульба.

1. Кто? (одно существительное).

2. Какой? (два прилагательных).

3. Что делает? (три глагола).

4. Что автор думает о героине? (фраза из 4-х слов).

5. Кто? Что? (новое звучание темы, одно существительное).

4. Проверка самостоятельной работы. Обсуждение выполненных работ.

1.Тарас.

2.Смелый, сильный.

3. Страдает, борется, верит.

4. Растёт русская сила казачества.

5. Патриот.

5. Рефлексия.

Прием “Незаконченное предложение”.

- Сегодня я узнал ...

- Я удивился ...

- Теперь я умею ...

- Я хотел бы ...

6. Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему: “Какие черты характера героя привлекли меня больше всего”.

Список использованной литературы

1. Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2012. – 160 с.

2. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС “Школа 2100” : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.

3. https://infourok.ru/tehnologiya-produktivnogo-chteniya-kak-obrazovatelnaya-tehnologiya-deyatelnostnogo-tipa-552935.html

4. http://www.myshared.ru/slide/913680/

5. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4428

6. http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/reading.php

7. https://infourok.ru/tehnologiya-produktivnogo-chteniya-na-urokah-literaturi-1051954.html

8. http://www.myshared.ru/slide/904513/