Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


Проблема экологического образования подрастающего поколения – одна из самых актуальных в ряду приоритетных направлений современной системы образования в России.

Являясь первым звеном системы образования, дошкольная организация призвана заложить фундамент социально-нравственного и познавательного развития. Процесс познания ребенка дошкольного возраста осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, это специально организованный процесс, в ходе которого ребенок усваивает системные знания об окружающем мире и жизнедеятельности человека; с другой стороны, познание осуществляется посредством стихийной практико-познавательной деятельности. Такой подход позволяет сформировать у дошкольника не только системные знания, но и способствует усвоению им способов самостоятельного получения новых знаний (Н.М. Крылова).

По мнению исследователя В.И. Панова, образовательную среду можно рассматривать в качестве многокомпонентной системы, включающей: факт и фактор обучения и развития, условия обучения и развития как совокупность образовательных возможностей, средства для реализации задач, а также ряд других. Применительно к дошкольной ступени образования, данные компоненты могут быть положены в основу системы методической работы по воспитанию экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Учитывая вышеперечисленные компоненты, мы разработали систему методической работы “Экологическая культура – дошкольнику”, она представлена в виде схемы в Приложении 1.

Первый уровень – участники ее реализации – педагоги, родители и воспитанники. Участие всех субъектов образовательного процесса – непременное условие успешности и эффективности ее реализации.

Второй уровень – научно-методическое обеспечение, включающее в себя:

1) библиотеку научно-популярной, литературы природоведческого, экологического содержания; библиотеку методической литературы, периодических изданий эколого-педагогической направленности. Литература подобрана и рассортирована по разделам, имеется тематический и алфавитный каталог. Для удобства работы педагогов на сайте учреждения размещена ссылка на электронные указатели статей в различных периодических изданиях. Изучение методической литературы, периодических изданий эколого-педагогической направленности педагоги осуществляют систематически, периодически обмениваясь информацией на различных методических мероприятиях;

2) систему методических пособий природоведческого, экологического содержания. Пособия представлены в форме подобранного по разделам иллюстративного материала в сопровождении информационных справок и методических рекомендаций;

3) систему средств мультимедиа природоведческого, экологического содержания. Данный раздел представлен подбором мультимедиа-презентаций, видеофильмов, мультипликационных и документально-художественных фильмов природоведческой и экологической направленности; здесь же содержится создана коллекция музыкальных произведений о природе.

Третий уровень – предметно-развивающая среда, в которой по вертикали выделены два раздела: методический кабинет и общие помещения учреждения, как среда для повышения профессиональной компетентности педагога, воспитательного потенциала родителей; помещения и территория дошкольной образовательной организации как предметно-развивающая среда для работы с воспитанниками.

В методическом кабинете и других общих помещениях детского сада систематически оформляются: выставки литературы, стенды, фото-галереи, выставки репродукций природоведческой и экологической направленности, а также проводятся различные мероприятия для педагогов, детей и родителей. В групповых помещениях созданы условия для образовательного взаимодействия с дошкольниками и их родителями: книжные уголки, уголки природы, трудовой и продуктивной деятельности; подобран иллюстративный материал, подобраны коллекции различных видов природного материала.

Четвертый уровень – образовательное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Это основной уровень, включивший в себя несколько этапов работы с каждой группой участников.

I этап. Анализ состояния проблемы в дошкольной образовательной организации.

Для реализации данного этапа были разработаны следующие диагностические инструменты:

По данным анкетирования родителей, в котором приняло участие 200 человек, 100% опрошенных считают проблему экологического равновесия на планете актуальной; большинство из них подчеркнули, что человек активно потребляет природные ресурсы, не заботясь об их восполнении, что угрожает здоровью человека.

Понятие “Экологическая культура” родители трактуют как определенные нормы поведения по отношению к окружающей природе.

На вопрос о том, нужно ли уделять внимание экологическому воспитанию дошкольника все родители ответили утвердительно, объясняя это необходимостью сохранения природы.

На вопрос о том, беседуют ли родители со своими детьми о природе, 100% респондентов ответили утвердительно. Также ответили родители и на вопрос о том, читают ли они ребенку детскую литературу природоведческой и экологической направленности.

Что касается высказываний и поведенческих проявлений у детей, отражающих любовь и бережное отношение к природе, большая часть респондентов ответила, что эти показатели проявляются в большей степени в высказываниях, а в поведении – гораздо реже.

В качестве наиболее эффективного метода воспитания любви и бережного отношения к природе практически все родители назвали личный пример.

В анкетировании педагогических кадров дошкольных образовательных организации приняло участие 37 воспитателей. Все респонденты подчеркнули актуальность проблемы экологического образования. Экологическую культуру педагоги определяют как культуру поведения человека по отношению к окружающей природе; экологическое образование – как систему знаний, полученных в результате глубокого изучения природы, ее законов.

На вопрос о том, с какой ступени нужно начинать работу по экологическому образованию подрастающего поколения все педагоги ответили, что с самого раннего детства.

Среди форм, в которых возможно осуществление экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации, педагогами назвали в основном такие: практико-познавательная, экспериментально-познавательная и проектная деятельность; чтение художественной и природоведческой литературы; наблюдения в природе; трудовая деятельность в природе, продуктивная деятельность; беседы природоведческого и экологического содержания; беседы, составление рассказов и экологических сказок.

Для оценки качества работы педагогов по экологическому образованию, воспитателями был проведен самоанализ, который показал, что у большинства детей, по их мнению, сформированы базовые природоведческие и экологические знания, которые проявляются в их высказываниях, практических действиях, спонтанно возникающих ситуациях. Более половины респондентов отметили, что отчасти владеют лишь некоторыми методами и приемами, но знаний и опыта в данном направлении у них недостаточно, и они нуждаются в методической помощи.

Что касается форм взаимодействия с родителями по экологическому образованию дошкольников, педагоги назвали консультации и беседы, наглядную педагогическую пропаганду, участие родителей в различных акциях и субботниках, экологических и природоведческих проектах.

В интервью “Дошкольник и экология” приняло участие 200 детей. На вопрос о том, что такое природа, воспитанники ответили, что это наш дом, растения и животные, наша планета. Природа необходима человеку, по мнению дошкольников, для жизни; без природы человек не смог бы жить, дышать, кушать, одеваться, строить себе жилье.

Все воспитанники ответили, что природу беречь и охранять необходимо, потому что без нее человек погибнет. Схожие ответы дали дети на вопрос “Что было бы, если бы погибли все растения и животные”: дети ответили, что люди бы погибли.

Следующая группа вопросов была направлена на выявление действенного отношения дошкольников к природе. На вопрос о том, что могут сделать дети, чтобы сберечь природу, воспитанники назвали такие действия: не бросать мусор, не ломать деревья, не губить растения и животных, не жечь в лесу огонь. Взрослые, по мнению дошкольников, не должны вырубать лес и убивать животных; должны очищать водоемы; строить как можно меньше вредных заводов и фабрик; должны придумать автомобили, которые на загрязняли бы природу; не должны мусорить и курить; должны учить детей беречь природу.

На вопрос о том, “Что ты делаешь, чтобы беречь природу?”, дети ответили, что кормят птиц, не ломают деревья, на даче сажают овощи; не мусорят в природе и не жгут в лесу огонь. Следует отметить, что многие дети говорят о своих действиях в будущем времени: “Я не буду засорять природу”, “Буду сажать деревья, растения”, “Я буду разводить рыбу” и т.д., что свидетельствует о несформированности деятельностного компонента в экологическом образовании детей.

В соответствии с аналитическими данными, был разработан план II этапа реализации проекта “Экологическая культура дошкольнику: методический аспект”.

II этап реализовался по трем направлениям:

1) Работа с педагогами. Старшим воспитателем были проведены методические мероприятия, направленные на содержательно-теоретическую и методическую, пратикоориентированную подготовку воспитателей.

Содержательно-теоретическая подготовка проходила в различных формах: семинар-практикум, консультации, мозговой штурм, круглый стол, индивидуальные и подгрупповые консультации. В ходе данных мероприятий обсуждались основные экологические проблемы современности; пути их решения; было уделено внимание основам организации экологического образования в интересах устойчивого развития подрастающего поколения на разных возрастных этапах. На заседании круглого стола обсуждались особенности экологического образования в свете реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Методическая, практикоориентрованная подготовка проводилась в форме деловых игр, тренинговых упражнений, мозговых штурмов, коллоквиумов. В форме практических интерактивных мероприятий педагоги прорабатывали педагогические ситуации, обсуждали и отбирали экспериментально-опытным путем наиболее эффективные формы, методы и приемы работы с дошкольниками. Большое внимание было уделено определению содержания работы в каждой возрастной группе. Кроме того, были проведены культурно-досуговые и конкурсные мероприятия для педагогов: поэтический субботник; литературные гостиные “Времена года”, конкурс “Вторая жизнь вещей”.

2) Работа с родителями. После специализированной методической подготовки были отобраны формы и содержание работы с семьями воспитанников для повышения уровня экологических знаний родителей, а также для повышения их воспитательного потенциала в данном направлении.

С целью содержательно-теоретической подготовки были использованы такие формы работы:

* наглядная педагогическая пропаганда: стенд “Очистим планету вместе”, папка-передвижка “Экология – дошкольнику”, буклеты “Экологическое воспитание дошкольника”;

* выставка научно-популярной, методической и детской литературы природоведческого и экологического содержания;

* групповые консультации на тему “Малышу – о природе” (младшие группы), “Прививаем любовь к природе” (средние группы), “Экологические знания – дошкольнику” (старшие, подготовительные группы);

* круглый стол “Экологическое образование как основа нравственно-патриотического и познавательного развития” современного дошкольника.

Практическая подготовка включила в себя такие мероприятия:

* деловая игра “Экология – дошкольнику”;

* совместные акции “Все на субботник”, “Наш веселый огород”, “Наш фруктовый сад”, “Дерево выпускников”;

* семейные проекты “Семья на защите природы”, “Моя семья и природа” и другие.

3) Работа с детьми проводилась как в повседневной жизни, так и в организованных формах: интегрированные занятия природоведческого и экологического содержания; наблюдения в природе; экологическая тропа; экспериментально-исследовательская деятельность; трудовая деятельность; продуктивная деятельность; проектная деятельность.

Был также проведен ряд совместных мероприятий, направленных на создание атмосферы сотрудничества и закрепление результатов проведенной работы: субботники; сбор макулатуры; конкурс экологического плаката; конкурс на лучшую поделку из бросового материала “Вторая жизнь вещей”; конкурс на лучшую поделку из природного материала; фото-конкурс “Как прекрасен этот мир”; конкурс чтеца “Мы любим природу”; совместный праздник “Все мы – друзья природы”.

После реализации проекта был проведен анализ эффективности проведенных мероприятий. В ходе обсуждения педагогами итогов работы было отмечено, что арсенал применяемых ими форм, методов и приемов экологического образования дошкольников значительно расширился; удается более четко определять содержание работы в каждой возрастной группе.

Педагоги также отметили активное участие родителей в проводимой работе, их положительный отклик, значительное повышение интереса семей к предлагаемым наглядным и справочным материалам, проводимым формам работы; особенно охотно приняли участие родители в семенных проектах.

Анализ результатов образовательной работы с детьми позволил сделать вывод о высокой эффективности реализованных мероприятий. Багаж экологических и природоведческих знаний значительно расширился, в поведении детей стали наиболее ярко проявляться любовь и бережное отношение к природе.

Таким образом, предложенная система методической работы показала свою эффективность по всем направлениям ее реализации: в работе с педагогами, родителями и воспитанниками. В Приложении представлен фоторепортаж реализации проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. – М., 2007. – 190 с.
  2. Газина О.М. Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов. – М., 2000. – 32 с.
  3. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей. Обзор программ дошкольного образования. – М., 2009. – 128 с.
  4. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. – М., 2007. – 64 с.
  5. Зенина Т.Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой. – М., 2006. – 112 с.
  6. Зенина Т.Н. Экологическая гостиная в ДОУ. Взаимодействие с семьями воспитанников. – М., 2008. – 48 с.
  7. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. – М., 2003. – 144 с.
  8. Корнилова В.М. Экологическое окно в детском саду. – М., 2008. – 128 с.
  9. Крылова Н.М. Детский сад – дом радости: примерная основная образовательная программа дошкольного образования. – М., 2014. – 352 с.
  10. Методические рекомендации по организации экологического образования в интересах устойчивого развития. / под ред.Л.Е.Курнешовой. – М., 2009. – 320 с.
  11. МЫ: Программа экологического образования детей.
  12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995. – 160 с.
  13. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996. – 48.
  14. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М., 2000. – 96 с.
  15. Нисканен Л.Г. Первое знакомство с природой. – М., 2005. – 64 с.
  16. Рыжова Н. Наш дом – природа. Программа.
  17. С.Н. Николаева. Юный эколог. Программа
  18. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Животные. – М., 2000. – 32 с.
  19. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. – М., 2000. – 32 с.