Фронтальное занятие развития речи для обучающихся 1-го класса, имеющих речевые расстройства. Тема: "Гласные А–Я (занятие 1)"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: различение гласных “А” - “Я” устно и на письме

Задачи:

развивающие:

  • развивать умения выполнять задание по образцу;
  • закреплять умения работать по инструкции (словесной и письменной);
  • развивать интеллектуальные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

коррекционные:

  • развивать чёткое и корректировать нарушенное произношение;
  • развивать умения точно формулировать свою мысль и высказывать её;
  • развивать высшие психические процессы (речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • развивать высшие психические процессы, опосредованные речью (рече-слуховой гнозис, вербальное внимание, вербальная память, вербальное мышление);
  • развивать связную речь;
  • развивать общую и мелкую моторику,
  • развивать чувство ритма и приучать подстраивать свои действия под темп и ритм музыки;

воспитательные:

  • воспитывать навык отвечать по очереди;
  • приучать к дисциплине урока: сохранять тишину во время урока и отвечать тогда, когда вызовет учитель;
  • воспитывать уважение к говорящему: молча слушать учителя-логопеда и отвечающих одноклассников.

Оборудование:

  • речевой материал из пособия (Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 335 с.: ил.), стр. 194-195;
  • раздаточный материал: распечатки таблиц слов из пособия (А.В. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 473 с.), стр. 428;
  • массажные шарики “су-джок”;
  • компьютер;
  • материалы электронного портала для логопедов “Мерсибо”: интерактивная игра “Четвёртый лишний” http://mersibo.ru

Ход урока

1. Оргмомент

Обучающиеся здороваются с учителем-логопедом.

Упражнение “Звуковой анализ”

Логопед пишет слоги на доске; инструкция: послушайте слоги. Скажите, какой гласный звук вы слышите?

Ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва
Мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Логопед: как звучат согласные звуки в слогах первой строчки и второй? Какая гласная буква обозначает мягкость согласных?

2. Объявление темы урока и развитие фонематического восприятия

1) Формулирование темы урока

Логопед: в начале урока мы вспомнили гласные буквы “А” - “Я”. Сегодня мы потренируемся правильно применять эти буквы на письме.

2) Игра в мяч. Развитие фонематического анализа

Логопед: сейчас мы поиграем в мяч: я буду называть слово, а вы называйте только гласные буквы, которые есть в этом слове, например: Ася – а, я.

Список слов: см. речевой материал (1 и 2 столбики) в следующем упражнении

3. Работа по теме урока

1) Развитие навыков фонематического анализа

Логопед раздаёт обучающимся карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы. Слова предлагаются те же, что и в предыдущем задании. Обучающиеся красным карандашом вписывают гласные буквы в слова. Для развития текущего контроля выполняется проверка вслух.

Речевой материал:

...с... з... ...ц ...лле... деревь...
Т...н... ...м... п...п...й... р...к
Л...н... к...ш... ...корь ...довитый
В...н... ...хт... д...д... друзь...
Р... ... м...т... б...н...н ц...рь
К...т... м... ...к м...р...ку... семь...
...ш... л...п... м...тч крыль...
Г...л... ...рк... ст... ... обезь...н...
...н... р...м... б...р...б...н ...нв...рь
...н... ...рф... м...ч перь...

2) Развитие навыков фонематического анализа и кратковременной памяти

Логопед: послушайте, запомните и повторите ряды слогов (логопед каждому обучающемуся называет цепочку из 3 слогов, обучающийся отвечает логопеду):

та-тя-та
тя-та-тя
ра-ря-ра
ма-мя-ма
мя-ма-мя
ря-ра-ря
ба-бя-ба
бя-ба-бя

Логопед: а сейчас повторите за мной ряды слогов хором (логопед называет любые ряды слогов из предложенных выше, обучающиеся отвечают хором).

3) Развитие навыков фонематического анализа и графического обозначения слов и букв

Логопед записывает на доске слова. Обучающиеся выходят к доске по одному и чертят звуковую схему под каждым словом. Схему первого слова логопед чертит самостоятельно в качестве образца. Первое слово записано с прописной буквы (вертикальная черта в начале схемы), после слова стоит запятая (после схемы ставится запятая).

Список слов: Гора, мясо, змея, малина, клюква, заяц, клякса, фартук, грязь, земля.

4) Мозговая активизация через мелкую моторику

Логопед раздаёт обучающимся массажные шарики “су-джок”. В процессе выполнения речевого задания дети массажируют ладони и пальцы шариком (по инструкции и образцу логопеда).

  • Логопед показывает обучающимся, как массировать шариком ладони (катает шарик ладонями аналогично движениям при лепке из пластилина шара).
  • Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы шариком (те же круговые движения, что и в первом случае, но шарик катается только пальцами, ладони не участвуют).
  • Логопед показывает обучающимся, как массировать пальцы кольцом-пружинкой (одеть на большой палец и несколько раз прокатать кольцо от основания пальца до последней фаланги и наоборот. Повторить 4-5 раз для каждого пальца на обеих руках).

Упражнение “Ответь слогом - 1”

Логопед: пока мы будем массировать руки, мы будем по очереди проговаривать слоги с изучаемыми гласными буквами. Я буду называть слог с буквой “А”, а вы отвечайте мне таким же слогом с буквой “Я”. Массаж ладоней и пальцев шариком.

Списки слогов: ма, ра, та, мал, рад, сад, ваз.

Упражнение “Ответь слогом - 2”

Логопед показывает детям, как массировать пальцы пружинкой-колечком.

Логопед: теперь я буду показывать вам слоги с гласной буквой “Я”, а вы отвечайте таким же слогом с буквой “А”. (Дети продолжают массировать пальцы и называют слоги)

Списки слогов: ям, стя, мяу, яр, ся, мя, зям, тяп.

Обучающиеся сдают логопеду массажные шарики.

4. Физкультминутка

Логопед включает на компьютере/проигрывателе соответствующую настроению музыку.

1) Развитие дыхания. Музыкальная композиция “Enya – Skin2skin”.

Логопед показывает упражнение на развитие дыхания: спина прямая, кладём руку на живот. Глубокий медленный вдох через нос – рот закрыт, плечи остаются на месте, живот надувается. Медленный долгий выдох через открытый рот – слышится выдыхаемая воздушная струя - “ааа” шёпотом. Повторить упражнение 4-5 раз, следить, чтобы не кружилась голова.

2) Развитие фонематического восприятия и общей моторики

По показу логопеда обучающиеся запоминают движения-символы, обозначающие гласные звуки:

А: две руки ладонями вниз одновременно опускаются с уровня лица до пояса;

О: двумя руками напротив себя рисуем в воздухе круг;

У: указательными пальцами показать узкую трубочку от уголков губ вперёд;

Э: указательным и большим пальцами образовать на обеих руках полукруги, этим жестом от уголков губ плавными движениями развести руки в стороны к ушам;

И: указательными пальцами продолжить улыбку от уголков губ к скулам;

Ы: двумя руками на уровне диафрагмы сделать отталкивающее движение.

5. Развитие вербального мышления и связной речи

1) Интерактивная игра “Четвёртый лишний ” (портал “Мерсибо”).

2) Логопед: вспомните, к какому слову каждый из вас составлял звуковую схему на доске до физкультминутки. Подумайте и составьте любое предложение с этим словом. Обучающиеся отвечают по одному.

6. Итог урока

1) Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда:

  • Назовите буквы, с которыми мы сегодня работали.
  • Какая из названных букв пишется после твёрдых согласных? А какая из этих букв пишется после мягких согласных?

2) Логопед даёт дифференцированную оценку работы обучающихся.

3) Логопед предлагает обучающимся оценить урок:

  • те, кому урок понравился, похлопайте в ладоши;
  • у кого остались вопросы по уроку – спрашивайте!