Организационно-методические подходы к обучению немецкому языку в условиях инклюзивного образовательного пространства школы

Разделы: Иностранные языки, Инклюзивное образование


Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. В МБОУ “СШ № 29” города Смоленска обучение немецкому языку в начальной школе ведётся по программе И.Л. Бим. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения немецкого языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников, усиление деятельного характера обучения, воспитание и развитие его творческого потенциала. В программу внеурочной деятельности по немецкому языку для 2-4-х классов включена тема “Времена года”.

Тщательное и систематическое структурирование соответствующих образовательных учебных целей через адаптацию и модификацию стандартного учебного плана, рассматривается в программе “Немецкий язык. Ступеньки” как наилучший метод обеспечения для особого ребёнка необходимого образования.
Инклюзивное обучение в рамках курса внеурочной деятельности по иностранному языку предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями (с нарушениями речи) и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.

Дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично (по индивидуальному плану), что предполагает обеспечение ситуационно обусловленного взаимодействия в режимах  “ученик-учитель”, “ученик-ученик” или “ученик-логопед” и координацию ресурсов и методов обучения.
Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в группе.
Основной идеей  индивидуального маршрута  по немецкому языку для ученика с ОВЗ являются “Ступеньки”. Данная методика позволяет подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как каждый ребенок работает по своему индивидуальному плану и в своем индивидуальном темпе. Обучающийся имеет возможность выбирать для себя “ступеньку”: подняться на следующую, вернуться на исходную и выполнить задание определенного уровня повторно. “Обучение по станциям”, в нашей программе “ступенькам” – одна из современных методик, которая применяется при проведении итогового контроля по какой-либо теме. Разработка данной методики принадлежит немецким методистам.
Предлагаем Вашему вниманию две разработки итоговых занятий внеурочной деятельности по немецкому языку в форме “Станционной игры”, технологические карты данных занятий с дидактической структурой.

Тема “Времена года. Осень”. 3 класс

Цель:

  • воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Отечеству
  • развивающая: способствовать развитию памяти и внимания
  • образовательная: формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами иностранного языка; знакомство с литературным наследием страны изучаемого языка.

Основные практические задачи:

  • учить употреблять новую лексику в кратких высказываниях по теме “Времена года. Осень”,
  • рассказывать о погоде осенью, используя знакомые и новые лексические единицы

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по немецкому языку с дидактической структурой

Структура занятия

Деятельность
обучающихся

Деятельность
учителя

Задания

Планируемые
результаты

УУД

Организационный момент

Приветствуют учителя,узнают друг у друга, как дела,  используя время “Перфект”, участвуют в постановке целей, используя время “Футурум I”

Учитель приветствует обучающихся, помогает сформулировать цель занятия

Поприветствовать учителя, узнать как дела; участву
ют в постановке целей урока

Метапредметные:
формирование готовности и способности вести диалог с людьми, соблюдая нормы речевого этикета

Умение анализировать эмоциональное состояние окружающих, умение планировать решение учебной задачи

Контроль лексики

Применение знаний лексики и словообразо
вательных моделей - сложные слова
Групповая работа
(решение ребуса, кроссворда, написание диктанта с партнером)
Индивидуаль
ная работа (чтение стихотворения об осени, составление и рассказ истории, отгадывание загадки)

Координация работы по проверке, организация взаимоконтроля, самоконтроля

Ребус

Диктант

Кроссворд

 

Стихотворение

Загадка

Предметные: распознаниеосновных значений изученных лексических единиц

Формирование умения взаимодейство
вать с одноклассниками во время решения ребуса, применять правила делового сотрудничества; осуществлять взаимоконтроль, оценивать деятельность;
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок

Релаксационная пауза
между “ступеньками”

В удобной позе с закрытыми глазами слушают текст

Чтение текста релаксации на немецком языке на фоне музыки

Аудирование

Предметные: восприятие на слух и понимание речи учителя

Формирование умения воспринимать  речь на слух, описывать полученную картину

Рефлексия. Окончание урока

Анализируют полученные умения, используют модальный глагол “können”

Организует беседу о материале, пройденном на уроке, сложных и интересных элементах деятельности, побуждает обучающихся к оценке своей деятельности на уроке

Оценивают свою работу на уроке, сообща ют результаты достигнутого на уроке

Личностные: осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка

Формирование умения взаимодействовать с учителем в процессе обобщающей беседы по материалам урока, оценивать результаты, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Ход занятия

Этап урока

Учитель

Обучающийся

Время

1. Организационный этап
Электронное сопровождение (презентация)

Речевая разминка – стихотворение об  осени

Приветствие, формулировка цели
Wollen wir heute noch spielen?  Was für ein Thema haben wir jetzt? (опора – картинки на тему “Осень”)
Цель: Ihr wedtet heute eure Kenntnisse presentieren. Was werden wir heute machen (Futurum)?

Учитель и ученики задают друг другу вопросы

Wie geht es?
Was hast du gestern gemacht?

Определяют тему занятия с опорой на картинки и формулируют цель занятия

3 мин.

2. Контроль лексики.

3. Этап  активизации  лексических единиц

Координация работы обучающихся по “ступенькам”
Приложение №1 Осень. 3 класс. Маршрут

Jederbek ommtden Stationenplan. (Каждый обучающийся получает план станций - Приложение №1 Осень. 3 класс. Маршрут)

Групповая работа (решение ребуса, кроссворда, написание диктанта с партнером)
Индивидуальная работа (отгадывание загадки, чтение стихотворения, составление и рассказ истории)

35 мин.

4. Релаксационная пауза

Через 15 минут этапа активизации лексических единиц

 

Текстпаузы: “Macht die Augen zu! Wir fahren aus der Stadt ins Freie. Wir sind im Herbstwald. Wir sammeln Pilze und bunte Blätter. Wir machen Picknik. Wir sind mit der Familie zusammen. Wir sind glücklich. Wir machen Augen auf! Wir sind wieder munter und zur Arbeit bereit!”

После релаксации обучающиеся рассказывают по-немецки об услышанном.

Wir waren im Wald. Wir waren glücklich ит.д.

3 мин.

5. Рефлексия

6. Подведение итогов

Рефлексия осущетвляется на каждой ступеньке с применением системы оценивания “Светофор” и в конце занятия
Анализ полученных умений
Was können wir jetzt?
Wie meint ihr?
Wie ist eure Stimmung? Wie geht's jetzt?

 “Светофор” - оценивание  выполнения    заданий    с   помощью цветовых
сигналов: красный – нужна помощь, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – иду вперед;
Выбирают карточку, приклеивают на доску

4 мин.

Тема “Времена года. Лето”. 4 класс

Цель:

  • воспитательная: формировать уважительное отношение к культуре другого народа;
  • развивающая: способствовать развитию памяти и внимания; аналитического мышления и навыков самоконтроля;
  • образовательная: расширять и углублять знания обучающихся по теме “Лето”; развивать навыки устной и письменной речи; развивать языковую догадку при переводе незнакомых слов; выражать положительное  отношение к игровой деятельности.

Основные практические задачи:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель игровой деятельности;
  • выстраивать последовательность необходимых операций для достижения цели игры;
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;
  • оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативные УУД:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • слушать и понимать речь других.

 Планируемый результат: формирование навыков обобщения и систематизации знаний.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по немецкому языку с дидактической структурой

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые
результаты

УУД

Орг. момент. Самоопределение к деятельности

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие. Раздаёт маршрутные листы, объясняет правила игры.

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие

Формирование умения
участвовать в элементарных диалогах

Коммуникативные, личностные, познавательные

1. Ступенька “Скороговорки”

Приложение
№ 2.
Лето. 4 класс. Маршрут

Предлагает выбрать одну из предложенных скороговорок

Выбирает скороговорку, прочитывает её про себя и проговаривает вслух. Затем произносит максимально правильно, без фонетических ошибок

Воспроизводить наизусть небольшие произведения немецкого фольклора

Регулятивные, личностные, предметные

2. Ступенька “Вопросы”

Организует беседу о погоде летом

Отвечает на вопросы учителя

Развитие навыков диалогической речи

Регулятивные, личностные, предметные

3. Ступенька “Пантомима. Летние занятия”

Рассказывает по- немецки, что делают обычно летом дети

Показывает жестами, что он понял из монолога учителя

Развитие умений воспринимать и быстро реагировать на иноязычную речь

Познавательные, коммуникативные, личностные

4. Ступенька “Текст с пропусками”

Предлагает выполнить задание.
Контролирует правильность выполнения.

Выполняет задание самостоятельно.

Развитие умения восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей

Регулятивные

5. Ступенька “Угадай песню”

Даёт ученику конверт с заданием.
Контролирует правильность выполнения.

Составляет из предложенных слов строку из знакомой немецкой песни.

Распознавать  основные коммуникативные типы предложений

Регулятивные, личностные,
предметные

6. Ступенька “Игра слов”

Предлагает выбрать карточку со словом

Должен подобрать к каждой букве слово на немецком языке

Умение быстро подбирать слова на любую букву немецкого алфавита        

Регулятивные, личностные, предметные

7. Ступенька “Магический квадрат”

Предлагает выбрать задание

Находит  в квадрате слова по теме “Лето”

Распознавание знакомых лексических единиц

Регулятивные, личностные, предметные

8. Ступенька “Моя любимая песня”

Координирует деятельность ученика

Рисует иллюстрацию к своей любимой немецкой песне

Развитие возможности самореализации по средством выполнения творческого задания.

Регулятивные, личностные, предметные

9. Рефлексия

Рефлексия проводится на каждой станции. После выполнения задания обучающийся сам оценивает свои действия с помощью сигнальных карт. Красная карточка - было сложно,  жёлтая – справился, но были затруднения, зелёная – всё получилось, можно двигаться дальше. По итогам игры суммируются не только баллы, но и количество набранных карточек разного цвета.