Формирование социальных компетенций у младших школьников

Разделы: Начальная школа, Социальная педагогика


“Воспитание – дело совести; образование – дело науки.
Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга”.
Виктор Гюго

Процессы современного социально-экономического развития России обострили многие проблемы, в частности, проблему обучения, воспитания детей в центрах семейного воспитания. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала.

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях любви, когда создается у ребенка потребность быть призванным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Они развиваются в процессе воспитания.

П.Ф. Лесгафт считал, что воспитание тесно связано с социальной средой, микросредой, бытовыми условиями, самим направлением воспитания.

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Энергия и любознательность детства неисчерпаема, нужно лишь умело направить её, раскрыть двери в такой привлекательный для детей мир, который его окружает. Задача педагога - создать условия для овладения комплексом компетенций воспитанников, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях социально – политического, рыночно – экономического, информационно-коммуникативного насыщенного пространства.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс воспитания и обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.

Воспитательная работа - составная часть всего учебно-воспитательного процесса в центре, одна из форм организации свободного времени воспитанников. Социально – бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации воспитательного процесса. Воспитанникам дается определенная система знаний и начинается формироваться социально-бытовые умения и навыки. В процессе повседневной практической жизни повторяются, закрепляются и расширяются знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса. Моя цель: автоматизировать имеющие умения и организовать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям, дальнейшее закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков. В ходе воспитательной работы расширяется и дополняется  трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребенка. Главное условие успеха – участие детей  в  ежедневной  разнообразной   практической деятельности.

Основная цель социальной адаптации – помочь   детям  приобрести  жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников  достаточный уровень самостоятельности социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Основные направления работы во внеурочное время  по социальной адаптации следующие:

  • “Безопасность жизни детей” -   разбираются и усваиваются правила   поведения  на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя  вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах “Пожар”.  Например, при изучении темы “Правила уличного движения” обучающиеся изготавливают из плотной бумаги аппликацию светофора, объясняют значения каждого цвета, рассматриваются  различные знаки уличного движения, участвуют в играх: “Я пешеход”, “Опасная дорога”. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.  При проведении игр соблюдается определенный темп, при котором формируется  умение следить за ответами товарищей, за взаимоотношениями в игре.
  • “Охрана здоровья” - привитие детям привычки соблюдать личную  гигиену, режимные   моменты,  своевременно  принимать    меры, уберегающие   от травматизма   и  распространения  инфекционных   заболеваний.  Проводятся по беседы о личной  гигиене,  о  половом воспитании, различных заболеваниях, о вредных привычках. “Чистота-залог здоровья” - даёт детям возможность  освоить  приёмы  ухода  за  жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой.
  • Для поддержания интереса детей, постоянно действует конкурс “Самая чистая игровая, спальня”. Например, устанавливается поочередное дежурство. Дежурные выполняют различные работы – полив цветов, подметание и мытье пола в игровой, расстановка книг и тетрадей, вытирание пыли с мебели, сервировка стола в столовой  и т.д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ребенок будет периодически выполнять хозяйственные обязанности. Важно подчеркнуть слаженность в работе, взаимовыручку  и поддержку. 
  • “Культура поведения” - дети учиться правилам культурного общения  со знакомыми и незнакомыми людьми, правилами  поведения  в   общественных местах, правилами приема приглашения в гости и формы отказа, изготовление несложных сувениров.  Проводятся ролевые игры, такие, например: “Я иду на день рождения”, сюжетные игры: “В гостях”, “В автобусе” и т.д. Формируя у детей адекватное поведение, используется такая характерная для воспитанников черта,  как способность к подражанию. Подражая, дети стараются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий.  И только путем неоднократных упражнений, систематически предъявляемых требований у детей вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.
  • “Одежда и обувь” - формирует у детей   привычку  носить  удобную,  чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду  и обувь в домашних условиях. Особенно  большое  значение   для социально-бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые  пришли  в школу в начальные классы, не имея элементарных навыков   самообслуживания. В этом направлении  проводилась большая, кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:
    • как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
    • как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
    • как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
    • как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (посезонно);
    • уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;
    • качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро,  правильно выжимать тряпку и т.д.)
  • “Ориентирование в окружающем” - умение ориентироваться  в  школьном  и  внешкольном  пространстве  – в городе,   в  незнакомом  районе,   умение   пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации, обслуживающие  население.  В  освоении   этого  направления большое значение   придаётся  экскурсиям  на  почту, в поликлинику, в магазин и т.д. Комплексные экскурсии проводятся для наблюдения за объектами, имеющими отношение к широким темам одного и того же раздела. Например, проводится экскурсия по улицам города для ознакомления с наземным транспортом, надземным и подземным переходами. Перед выходом на экскурсию проводим с детьми беседу по теме. Ребята повторяют, куда и зачем пойдут, что будут наблюдать по дороге (например, движение транспорта и пешеходов, действия дорожно-патрульной службы и  т.д.) После экскурсии обязательно подводим итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных сведений. Например, обучающие делают рисунки транспорта, фотовыставку.
  • “Отдых и досуг” - воспитание у детей умение занимательно  и  интересно для себя организовать свободное время.  Для  этих   целей  проводятся экскурсии в музей, тематические праздники, мастер-классы. Посещаются различные внешкольные учреждения: музеи, театры,  кинотеатры, стадион, парки.
  • “Питание” - умение сервировать   обеденный  стол,  убирать  стол   после приёма пищи, ухаживать за  посудой,   соблюдать  правила  поведения  за столом,  придерживаясь   санитарно -   гигиенических правил и техники безопасности.
  • “Природа” - дети усваивают приемы   содержание  животных  и  ухода    за растениями в  доме,  знакомятся   с  лечебными  свойствами  растений   и использованием их  в  быту,  учатся   принимать  необходимые  меры  при стихийных бедствиях. Проводятся  беседы  о   сезонных  изменениях  в  природе,  ведутся наблюдения за этими изменениями, учим детей давать  правильную  характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир.
  • “Москва  - наша  Родина”. Основная  цель  этого  направления    работы культурная и языковая интеграция в  обществе.  Дети знакомятся с литературой,   сказками,  разучивают  танцы и песни,   знакомятся  с  писателями. Знакомятся народными  и  государственными   праздниками,  с  государственной символикой.  Например,  в школе проходят конкурсы стихов и рисунков. Формы работы по этим направлениям различны: как групповые, так и индивидуальные. В  систему   внеклассных   мероприятий   входят    разнообразные   виды практической деятельности, которые формируют  знания  и   умения;  помогающие обучающимся находить контакт с окружающими людьми, переносить  в   реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить   выходы из жизненных ситуаций.

Внеурочная работа в школе организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации, направленная на овладение жизненно необходимых знаний и умений - познавательными,     коммуникативными,     нравственными, эстетическими, трудовыми.  

Современный педагог О.А. Казанский в своей книге “Педагогика как любовь” говорит, что “Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти”. Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то  научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед детьми  нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся  столкнуться и принимать решение.

Таким образом, желая своим ребятам в самостоятельной жизни после школы большого личного и социального благополучия, я считаю, что организация социально-бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у детей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решить, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.