Использование ИКТ в образовательном процессе детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Закончив курсы повышения квалификации, воспитатели начали работать по новым профессиональным стандартам “Педагог” (по ФГОС).

Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОО главными по отношению к детям остаются функции обучения, воспитания и развития.

Одним из необходимых умений, обозначенных в стандарте “Педагог”, является владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Другим необходимым умением является умение организовывать различные виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте. Это игра (ролевая, режиссерская, с правилом), конструирование, а также предметная, познавательно-исследовательская, продуктивная виды детской деятельности. Современный педагог дошкольного образования должен обладать умением создавать широкие возможности для развития свободной игры детей и обеспечивать детей игровым временем и пространством.

И, если до недавнего времени мы активно использовали ИКТ для планирования, подготовки и оценки образовательной работы с дошкольниками, то, исходя из вышесказанного, теперь мы стараемся использовать ещё более интенсивно интерактивные формы и методы воспитательной работы для реализации образовательного процесса с детьми.

Хочу привести пример как использовать компьютерные технологии для организации игровой деятельности. Ведь именно через игру в дошкольном возрасте происходит в большей степени обучение, воспитание и развитие. Так, в организации образовательной деятельности и в организации досугов детей я использую викторины, об одной из которых пойдёт речь в Презентации “Викторина “Отгадай-ка”.

Викторина – это по сути игра с правилами. Данная викторина направлена на закрепление обобщающих понятий, цифр от 1 до 5 (так как викторина подготовлена для детей среднего дошкольного возраста) и геометрических фигур, из которых состоят символы, обозначающие категорию.

Детям очень нравится такая игра.

Во-первых, правила просты:

  • выбрать категорию (деревья, игрушки, профессии, домашние или дикие животные, любимый сказочный герой и т.д. Категории Вы создаёте сами, в зависимости от поставленных задач);
  • в выбранной категории определить цифру от 1 до 5, под номером которой находится загадка;
  • разгадать загадку;
  • сравнить с правильным ответом (в виде красочной картинки).

Во-вторых, игра очень наглядная – на большом экране отражены красочные символы, цифры, картинки.

И, в-третьих, очень увлекательная, так как дети любят отгадывать загадки.

Для педагога удобна такая форма работы:

  • викторину можно использовать как в организованной образовательной деятельности (как часть занятия), так и для организации досуга (например, по типу всем известных игр КВН или “Своя игра”);
  • можно использовать различные формы организации: индивидуальную и подгрупповую (например, при реализации индивидуального образовательного маршрута), групповую (на фронтальных занятиях), разбить детей на команды как в КВН, устроить индивидуальные соревнования между детьми как в “Своей игре”, но только призами должны быть отмечены все играющие.
  • легко, в игре, решаются обучающие задачи: пополняется словарный запас, закрепляются обобщающие понятия, цифры и геометрические фигуры;
  • решаются развивающие задачи: развивается ассоциативное и логическое мышление (символы, обозначающие категории, ассоциируются с каким-либо обобщением, и знания не даются в готовом виде, ведь любая загадка – это маленькая проблемная ситуация), внимание, память, речь. Дети учатся сравнивать, совершать операции анализа и синтеза;
  • решаются задачи воспитания: дети учатся доброжелательности, терпимости, терпеливости. Воспитываются коммуникативная “включенность” в игру, умение работать в команде и культура поведения, когда нельзя кричать с места, подсказывать, перебивать, а надо подчиняться правилам игры;
  • наконец, игру можно использовать для межгруппового взаимодействия детей.

Таким образом, в образовательном процессе дошкольной организации мы легко можем использовать современные интерактивные методы, интересные для педагогов и детей.