Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Взгляд в будущее". 11-й класс

Разделы: История и обществознание, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Вселенная - это совокупность всего, что существует в окружающем нас мире.

Недавно, после долгих лет исследований, группа американских ученых, проанализировав данные, полученные космическим телескопом Хаббла, смогла подтвердить, что возраст Вселенной 12 миллиардов лет.

Земля является одной из множества планет Вселенной. Есть тысячи планет больше, чем Земля, но, как мы знаем сегодня, только на нашей планете существуют условия для жизни.

Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что Земля при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и поверхности Земли. Земля - единственная планета, имеющая жидкую воду, атмосферу из кислорода и азота и узкий слой из озона, являющийся фильтром для ультрафиолетовых лучей, излучаемых Солнцем и другими звездами.

Ученые сумели подсчитать возраст Земли с помощью различных очень сложных методов. Они исследовали ископаемых животных и растения, превратившиеся в камни. Они также изучали страты, то есть слои земли, составляющие земную поверхность. Но, прежде всего, они измеряли время превращения одних материалов в другие. Этот метод основывается на измерении интенсивности излучений различных материалов и называется радиоактивным методом.

Многие ученые предполагают, что возраст Земли составляет около 4,6 миллиардов лет. А уже меньше чем через 1 миллиард лет на ней появились микроорганизмы, еще через 2,5 миллиарда лет зародились макроскопические формы жизни. Рыбы существуют около 500 миллионов лет, первые растения на суше появились около 450 млн лет назад, млекопитающие - 150 млн лет, а история человечества насчитывает всего около 1,5 млн лет.

Для того, чтобы наглядно представить, какое место занимает история человечества в жизни Земли, предположим, что возраст Земли насчитывает 24 часа. Тогда человечество начало свой путь всего около минуты назад, а история человека современного типа, продолжающаяся около 40 тыс. лет, уложится всего в одну секунду.

По мере становления цивилизации человечество развивалось все более ускоряющимися темпами. Если считать, что каждое новое поколение людей появляется через 25 лет, то история человечества, начиная с кроманьонца - человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений. Из них 1200 поколений людей прожили в пещерах, 240 - в условиях существования письменности, 22 - имели возможность читать напечатанные книги. При электрическом освещении живет лишь пятое поколение людей. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф стали входить в нашу жизнь всего около 100 лет назад, практически в XX столетии. Телевидение существует 80 лет, а компьютеры - менее 70 лет.

Однако, XX век был ознаменован не только научно - техническим прогрессом, но и колоссальными социальными потрясениями, обострениями нравственных отношений, многочисленными войнами, так называемыми глобальными проблемами...

Глобальные проблемы - совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX века, от решения которых зависит само существование человеческой цивилизации.

Причины возникновения: целостность современного мира; активная преобразовательная деятельность человека; неравномерность развития стран и культур.

Общие черты: затрагивают жизнедеятельность всего человечества; проявляются как объективный фактор развития общества; настоятельно требуют решения; предполагают международное сотрудничество в решении.

Виды:

Проблемы общественно-политического характера:

  • Предотвращение мировой термоядерной войны
  • Создание безъядерного ненасильственного мира
  • Преодоление отсталости развивающихся стран.

Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человеком и обществом:

  • Преодоление отрицательных последствий НТР
  • Демографическая проблема
  • Низкий уровень жизни
  • Проблема здоровья человека

Экологические проблемы:

  • Охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды.
  • Обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.

Основные направления разрешения глобальных проблем:

  • Формирование нового планетарного сознания.
  • Всестороннее изучение причин возникновения глобальных проблем.
  • Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете.
  • Создание четкой международной системы прогнозирования.
  • Объединение усилий всех стран по решению глобальных проблем.

Мы и не заметили, как в наше сознание проникло постоянное ощущение тревоги.

Куда идет человечество?

Насколько благотворны постоянно осуществляющиеся преобразования общества, изменения всей культуры и самого человека?

Что будет с нашим общим домом - планетой Земля и с природой?

Не попадет ли человечество уже завтра в такую ситуацию, когда оно будет не в состоянии справиться с теми проблемами, которые само породило?

Сегодня мы стали гораздо острее чувствовать огромную ответственность за судьбу людей на всей планете, лучше понимаем бесценность национальных культур, жизни каждого человека.

Преодолеть проблемы можно только совместными усилиями человечества как целого.

Решение глобальных и, в первую очередь, экологических, проблем человечества на современном этапе развития общества возможно только с изменением отношения людей друг к другу и к природе.

Западному обществу необходимо воспринять восточную философию с ее бережным отношением к природе.

Помни: Природа – источник здоровья!

Сохранение нашего общего дома - планеты Земля - в наших силах и наше здоровье – в наших руках!

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе

Тема урока Взгляд в будущее
Тип урока Комбинированный урок
Цель урока Создать условия для ознакомления с понятиями "Глобальные проблемы", "Экология"
Образовательные ресурсы Презентация "Земля – наш общий дом. Глобальные проблемы. Экология села – наше здоровье"
План урока 1. Земля - наш общий дом

2. Глобальные проблемы.

3. Экология села - наше здоровье

Д/з Записи в тетради; параграф 29, вопросы, документ
Личностно значимая проблема Есть такое твердое правило... – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. (Антуан де Сент-Экзюпери)
Методы и формы обучения Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия Глобальные проблемы, экология.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА