Урок математики по теме "Прямоугольник. Площадь прямоугольника"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Базовый учебник – А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир-М.: Вентана – Граф, 2012

Цель урока: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении разных задач.

Задачи:

образовательные:

  • научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: “площадь прямоугольника”, “площадь квадрата”, вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам.

воспитательные :

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;

Предметные>: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представление о формуле площади.

Коммуникативные

  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций;
  • уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в группе.

Личностные

  • адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, лист контроля.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный этап

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?

 
2. Актуализация знаний.

1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:

(слайд 2).

1. Учащиеся решают примеры устно.

25 * 15 * 4 =1500;

(125 * 8) * 6 = 6000;

12 * 5 * 20 =1200;

8 * 7 * 25 = 1400;

11 * 26 = 286;

520 * 5 = 2600;

(25 + 9) * 4 = 136; распределительное свойство умножения относительно сложения

22 * 4 * 25 = 2200.

2. Мотивация

Для того чтобы узнать тему нашего урока разгадаем кроссворд. Класс делится на группы по 4 человека. На столах у вас имеются кроссворд и вопросы к нему. Какая группа раньше разгадает кроссворд верно и раньше остальных, та и получает оценку “5” (оценки заносим на лист контроля).

(слайд 3, 4)

2. Разгадывают кроссворд.

Сумма длин сторон геометрической фигуры; (периметр)

Инструмент для измерения длины отрезка; (линейка)

Правило, записанное с помощью букв; (формула)

Пройденный путь; (расстояние)

Арифметическое действие. (Деление)

И какое слово у нас получилось?

Правильно, ребята! Молодцы!

Площадь.
3. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

Что объединяет эти здания? Вспомните, что называли мы прямоугольником? (слайды 5,6)

Как называются стороны прямоугольника и что мы можем найти, если известны стороны?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока? (слайд 7)

Отвечают на вопросы:

Дома похожи на прямоугольники. Прямоугольник- четырехугольник у которого все углы прямые. Стороны называются – длина и ширина. Можем найти периметр или площадь.

Цель урока: научиться находить площадь прямоугольника

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Как называется тема нашего урока?

Записываем число и тему урока в тетради.

- Повторим, как найти площадь прямоугольника, что нужно знать?

Тема урока: Площадь. Площадь прямоугольника”.
Запишите формулу для нахождения площади прямоугольника.

(слайд 8)

- Чтобы найти площадь прямоугольника надо знать его длину и ширину.

- S = a * b

(а – длина прямоугольника,
b – ширина )

Практическая работа: Выполните необходимые измерения и найдите площадь тетради по математике.(слайд 9) Дано:

a = 16 см,
b = 20 см.

Найти: S

Решение

S = ab.

S = 16 * 20=320 (см2).

Ответ: 320 см2

Свойства площади фигуры:

Равные фигуры имеют равные площади.

Площадь фигуры равна сумме площадей фигур, из которых она состоит. (слайд10,11)

Вслух повторяют свойства.
Запишите формулу для нахождения площади квадрата.

(слайд 12)

S = а * а = a2

Свойством сторон квадрата: у квадрата все стороны равны, поэтому длина равна ширине.

5. Решение задач

Задача № 1. Найдите площадь фигуры, составленной из двух прямоугольников (слайд13)

1. S = 10 * 15 +6 * 5 = 180 м2
Задача № 2. Найти площадь оставшейся фигуры (слайд 14) 2.S = 12 * 25 - 9 * 8 = 228 м2
Задача № 3. Длина школьного коридора равна 28 м, а его ширина в 4 раза меньше. Чему равна площадь коридора? (слайд 15) Вывод: Площадь фигуры мы нашли как разность площадей двух прямоугольников.

Дано:

a = 28м,

S = a b, b - ?

Найти: S

b – в 4 раза меньше

b = 28 : 4 = 7 (м).

S = 28 * 7 = 196(м2).

Ответ: 196 м2 .

Задача № 4. Москва. Красная площадь. Нахождение площади (слайды 16, 17, 18) S = 690 * 130 = 89 700 м2
6. Физминутка.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
7. Самостоятельная работа (слайд 19)

Вариант 1

1. Найдите площадь прямоугольника, если его длина равна 7 см, а ширина – 4 см.

2. Чему равна сторона квадрата с площадью 121 см2. Найдите его периметр.

3. Длина прямоугольника в 4 раза больше его ширины. Запишите

формулу для нахождения площади такого прямоугольника, обозначив его ширину за а см. Найдите значение площади при а = 3 см.

Вариант 2

1. Найдите площадь прямоугольника, если его длина равна 5 см, а ширина – 3 см.

2. Чему равна сторона квадрата с площадью 144 см?. Найдите его периметр.

3. Длина прямоугольника в 6 раз больше его ширины. Запишите формулу для нахождения площади такого прямоугольника, обозначив его ширину за а см. Найдите значение площади при а = 2 см.

Правильные ответы учитель вывешивает на доске.

Решают самостоятельно задачи в тетрадях. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.

Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев.

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

8. Подведение итогов урока. (слайд 21)

Запишите формулу площади прямоугольника.

Запишите формулу площади квадрата.

Какие свойства площадей вы запомнили?

 

Формулы записывают в блокнотики для формул, свойства записывают в опорные конспекты.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о площади прямоугольника. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи и говорить о единицах измерения площади.

Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

Всем: п 21, с 138-140, выучить формулы. № 567, 571,581.

По желанию: решить №597 (задача от мудрой совы)

10. Рефлексия. Выбери утверждение:

1. Все понял, могу помочь другим

2. Запомню надолго

3. Все понял

4. Могу, но нужна помощь

5. Ничего не понял

11. Дополнительное задание для одаренных:

Найти площадь фигуры (слайд 23).

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.

Литература и методическое обеспечение предмета

  1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.Г.  Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир - М.: Вентана-Граф, 2015.
  2. Математика. 5 класс: дидактические материалы / А.Г.  Мерзляк, В.Б. Полонский, А.Рабинович, М.С. Якир – М.: Вентана-Граф, 2014.
  3. Математика. 5 класс: рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Г.   Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014.