Политическое развитие России в начале ХХ века: новые веяния и старые подходы

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели

Учителя: сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы – противоречии между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью; показать, что в начале века происходит раскол между российской бюрократией по вопросу о перспективах развития России и идет формирование европейски – рационалистической группировки, пытающейся провести реформирование политической системы по либеральному образцу, продолжить формирование умений работы с историческими документами.

Учащихся: познакомиться с характеристикой политической системы Российской империи в начале XX века и необходимостью ее реформирования, с возможными путями решения назревших политических проблем (“сверху” или “снизу”), с политическим портретом Николая II и его политическими воззрениями.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь на основе фактов определять особенности политической системы Российской империи в начале XX века и ее главное противоречие.

Метапредметные:

  • Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
  • Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументы и фактами.

Личностные:

  • осознавать себя гражданином России, давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначных поступков, как с позиции общечеловеческих, так и российских гражданских ценностей.

Оборудование:

  • карта “ Россия в начале XX века”,
  • атлас по истории России XX века для 9 класса,
  • учебник “ История России XX- начало XXI века” 9 класс под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта,
  • рабочая тетрадь “История России XX – начало XXI века” 9 класс часть I.

Оформление доски:

  • тема урока, план изучения новой темы;
  • новые слова и фамилии исторических личностей: политическая система, гражданское общество; С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.Д. Святополк – Мирский;
  • даты ключевых событий:1894г., 1985г.,1896г.;
  • домашнее задание.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: “Экономическое развитие России в начале XX века”.

Два человека готовят развернутый монологический ответ по предложенным карточкам:

Карточка 1

Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”

Для этого подумай:

  • Почему государство активно вмешивалось в экономику страны?
  • Какова роль иностранного капитала в экономике страны?
  • Какие существовали виды монополий в России в начале XX?

Карточка 2

Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”

Для этого подумай:

  • Почему важное место в экономике отводилось кустарному производству?
  • Почему русская деревня приходила к “оскудению”

Пока ребята готовятся, идёт работа с классом:

Раздаются индивидуальные задания для работы в рабочей тетради на с. 3 - 9 (6 человек)

Осуществляется фронтальная работа с классом по заданию 5 на с. 7 из рабочей тетради.

После коллективной работы заслушивается устный развёрнутый ответ учащихся, подготовленный по карточкам и комментарии одноклассников.

II. Изучение новой темы.

План:

1. Особенности политического развития России.

2. Исторический портрет Николая II

3. Две точки зрения на развитие Росси.

4. Зубатовский социализм

5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

1. Рассказ учителя об особенностях политической системы России и задание для учащихся.

Ознакомьтесь с выдержками из “СВОДА ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ” 1892 г. и составьте схему “ Центральное управление Российской империи до 1906г.

  • ст. 1. Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.
  • ст. 3. Императорский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме.
  • ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.

Центральное управление Российской империи до 1906 г.

Учитель: Таким образом, в России в начале XX века сохранялось ничем неограниченное

самодержавие. В стране отсутствовали представительные учреждения, демократические свободы, политические партии находились на нелегальном положении, крепнувшая буржуазия не имела доступа к власти.

По словам П. Милюков: “В России противопоставляется не одна партия другой, у нас противопоставляется бюрократия и общество”.

Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью вставал вопрос о выборе пути: “ Реформы или революция”? Этот выбор во многом зависел от носителя власти, от императора.

2. Характеристика личности Николая II.

Фото 1. На данной фотографии представлен портрет Николая II

Годы жизни: 6 мая 1868 - 17 июля 1918

Годы правления: 1894-1918

Учитель: Русский вариант “догоняющей” модернизации требовал сильной государственной власти и поэтому общество возлагало на императора большие надежды.

Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из адреса Тверского земства Николаю II и ответьте на вопросы:

Мы ждем, Государь, возможности и права общественных учреждений выражать свое мнение по вопросам, их касающихся; дабы до высоты Престола могло достигать выражение потребностей и мысли не только представителей администрации, но и народа русского”.

  • Чего ждала от Николая II передовая общественность?
  • Кто такие земские либералы?
  • В чем главная идея их политической программы?

Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из речи Николая II 17 января 1895г. и ответьте на вопрос:

Интересы какого государственного строя отстаивал Николай II и почему?

“Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель”.

Учитель: Первая публичная речь Николая II обозначила начавшейся раскол между верховной властью и либеральными общественными силами. Вся дальнейшая политическая жизнь шла под знаком борьбы за идею народного представительства и это борьба принимала различные формы.

Еще больший раскол между властью и обществом произошел после официальной коронации императора, которая закончилась Ходынской катастрофой (смотри фото 2)

Фото 2. Человеческие жертвы на Ходынском поле после массовых гуляний в честь коронации Николая II

3. Две точки зрения на развития России.

Учитель: Наиболее выпукло перспективы развития России были представлены двумя яркими фигурами в окружении императора: С.Ю. Витте, министр финансов (смотри фото 3) и В.К. Плеве, министр внутренних дел (смотри фото 4).

Фото 3. Сергей Юльевич Витте Фото 4. Вячеслав Константинович Плеве

1849г. – 1915г.

1846г. – 1904г.

Учитель: Предлагаю ознакомиться с двумя подходами к вопросу о перспективах развития страны и ответить на вопрос:

В чем вы видите принципиальное различие во взглядах этих государственных деятелей?

Две линии развития России

Вопросы для сравнения Точка зрения С.Ю. Витте Точка зрения В.К. Плеве
Дворянство Сокращение помещичьего землевладения; вытеснение дворян с политической сцены; расширение прав буржуазии. Защищал русские устои; у России “своя отдельная история”.
Крестьянский вопрос Уравнение в правах; свободный выход из общины; введение частной собственности на землю. Сохранение общинной собственности.
Рабочий вопрос Правительство не вмешивается в отношения труда и капитала. Полицейский социализм.

4. Зубатовский социализм.

Учитель: Политика Николая II вызвала разочарование в обществе, что способствовало нарастанию антиправительственного движения и прежде всего в среде рабочего класса.

Начальник Московского охранного отделения, а затем глава Особого отдела Департамента полиции С.В. Зубатов (смотри фото 5) предложил взять под контроль рабочее движение. Этот эксперимент вошел в историю под названием – “ зубатовский социализм”.

Фото 5. Сергей Васильевич Зубатов

1864г. – 1917г.

Учитель: Ознакомьтесь с материалом учебника на стр. 21 – 22 и запишите в тетрадь ответ на вопросы:

  • В каких формах выражалась политика “зубатовского социализма”?
  • Почему она не достигла результата?

5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

Учитель: В ходе нарастания антиправительственного движения активизировались и революционные организации. В 1904 году Плеве погиб от бомбы, брошенной Е.С. Сазоновым. В августе 1904 года министром внутренних дел был назначен П.Д. Святополк-Мирский (смотри фото 6)

Фото 6. Пётр Дмитриевич Святополк-Мирского

1857г. – 1914г.

Учитель: Назначение нового министра вызвало ликование у либералов. Ознакомьтесь с первой Речью Святополк-Мирского и его программой и ответьте на вопрос: Почему была такая реакция в обществе?

“Административный опыт привел меня к глубокому убеждению, что плодотворность правительственного труда основана на искренно благожелательном и истинно доверчивом отношении к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства”

Программа нового министра:

  • Включить в Государственный Совет выборных от земств
  • Расширить сферу деятельности земств
  • Уравнять крестьян в правах с другими сословиями. Облегчить выход из общины, отменить телесные наказания.
  • Издать закон о правах евреев

Учитель: Однако в 1905 году началась первая русская революция и П.Д. Святополк-Мирской был отправлен в отставку. Этот период получил название “ эпоха доверия” или “недолгая весна”.

III. Домашнее задание:

1. Прочитать параграф 3.

2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

- Какую внутреннюю политику проводил Николай II в начале XX века?

3. Выполнить задания 2,6 из рабочей тетради стр. 10, 13.