Интегрированный урок (литаратура + ИЗО + развитие речи) на тему "Портрет в литературе и в изобразительном искусстве". 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (509 кБ)


Цели и задачи урока:

  • показать связь между различными видами искусства, литературы и истории;
  • формировать навыки анализа литературного произведения;
  • уметь находить особенности в создании портрета в литературе и живописи;
  • развивать творческий подход в описании внешности человека и в создании литературного портрета;
  • способствовать развитию интереса к литературе и живописи;
  • воспитывать эстетический вкус и любовь к русской литературе и живописи.

Технология: развивающее обучение.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

ТСО: мультимедийный проектор, репродукции. При подготовке к уроку были даны индивидуальные задания по карточкам (прикреплены в Приложении), а также исторические справки об Иване Грозном.

Ход урока

Учитель:

Сегодняшний урок – продолжение разговора о типах речи. На предыдущем занятии мы говорили об описании внешности человека в официально-деловом стиле.

Форма работы: Фронтальный опрос.

Вопрос: С какой целью и как создается такое описание?

Ответ: В официально-деловом стиле: цель – сообщить точные данные о внешности)

Учитель: Мы продолжим знакомство с разновидностями описания внешности человека. Пожалуй, наиболее интересным является описание внешности героя в литературном произведении. Что значит описать внешность в худ. произведении? Создать его портрет. А портрет – это одно из средств характеристики персонажа. Мы наблюдаем это и в изобразительном искусстве , и в литературе.

Вопрос: Как вы думаете, чем портрет в литературе отличается от портрета в живописи?

Ответ: В живописи – цвет. Внешность передается красками, в литературе – словом . Художественно- выразительными средствами.

Учитель: Как трактуется понятие “портрет” в энциклопедическом слова “Юного художника”?

Ученик (комментирует запись , сделанную в проекторе) .

Учитель: Только ли внешнее сходство должно быть главным достоинством живописного портрета?

Какова, по-вашему, задача портретиста – художника?

Ответ: Задача художника- портретиста – показать не только внешнее сходство, но и черты характера, духовные интересы, внутренние особенности портретируемого.

Учитель: Итак, перед нами картина Виктора Михайловича Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”.

Историческая справка (сообщает ученик)

Картина написана в 1897 году под влиянием оперы Н.А. Римского – Корсакова “Псковитянка”,

Где партию Ивана Грозного исполнял великий русский певец Федор Иванович Шаляпин.

Картина находится в Третьяковской галерее.

Царь Иван Васильевич стал великим московским князем в 1533 году. В 1547 году он принял

Царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром

Казанского и Астраханского ханств. В его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири.

Но при нем русский народ столкнулся с невероятным по жестокости деспотизмом и неслыханным террором.

В 1558 году царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он Стал обвинять во всех неудачах бояр.

Со своими опричниками царь совершил множество казней. К концу его правления страна была обескровлена.

Умер Иван Грозный в 1584 году, незадолго до этого в порыве ярости убив собственного сына.

Период его правления и сам царь стали символами безумной жестокости.

Учитель: Итак, перед вами картина Васнецова. Какое социальное положение отражено в данной работе

Обратите внимание на одежду, место, где изображен царь. Во что одет царь? (Богатая парчовая шуба

С белым собольим воротником, украшенная большими золотыми пуговицами, величиной с грецкий орех.

На голове подбитая мехом шапка с позолоченными образками, на ногах мягкие сафьяновые, расшитые сапоги. В правой руке он судорожно сжимает четки, в левой держит посох, богато украшенный золочеными узорами, с рукоятью из слоновой кости.

Задание. Опишите место действия( устно) – несколько ответов с дополнениями.

Вопрос: Но художник ставил задачу показать не просто царя , а царя , прозванного Грозным. Как он достигает этого? ( Показывает его суровым, с черными горящими глазами, с опустившимися веками. Его взгляд полон гнева и тревоги. Губы напряженно сомкнуты, что свидетельствует о суровости характера.

Большой ястребиный нос придает лицу хищническое выражение лица. Обратите внимание на жезл,

На четки. (Они предназначены для отсчитывания прочитанных молитв и сделанных поклонов).

Вопрос .Как вы думаете, о чем мог молиться Иван Грозный? ( О государстве, о загубленных жизнях).

Царь изображен в полный рост, что подчеркивает его величие. И В то же время осторожно, крадучись,

Спускается по узкой лестнице.

Вопрос. В произведении какого поэта вы встречали образ Ивана Грозного?

Ответ. В поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”.

Учитель. Давайте вспомним, каким предстает царь Иван Грозный в поэме, Какое необычное сравнение использует поэт.

Работа с текстом (индивидуально )

Ученик делает выдержки и дает комментарий:

“Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого”.

Вопрос. Можно ли по такому описанию представить героя? Что же включает в себя понятие “внешность героя”, “портрет” в литературном произведении?

Учитель зачитывает на доске цитату литературного критика Л.Кричевского:

“Читатель, по существу никогда не видевший героев книги, может судить об их наружности
В чем же дело? Как получается, что мы знаем литературного героя в лицо?”

Итак, зрительское представление о литературном герое создается его портретом.

Вопрос. Что такое “портрет” в художественной литературе?

(Зачитывается определение понятия , спроецированное на экране .Взято из энциклопедического словаря).

Вопрос. Каково назначение портрета? Его роль в произедении7 Что входит в понятие “портрет”.

(Делается запись на доске и в тетрадях после разбора отрывков из текстов –д/з :М.Горький “Детство”

ПОРТРЕТ - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ  
ВНЕШНОСТЬ МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ ГОЛОС (ИНТОНАЦИЯ)
  ХАРАКТЕР ГЕРОЯ  

Далее идет анализ текста – раздаются карточки с описанием внешности героев из произведений (повесть А.М.Горького “Детство”)

Вопрос. Чей портрет? Как создается?

Ответ. Это портрет бабушки Акулины Ивановны. Портрет включает и внешность, и манеру поведения. Создается характер. Она добра, ласкова, внимательна к людям , мягка.

Вопрос. Можно ли по портрету определить отношение рассказчика Алеши к героине?

Ответ. Да, можно. Отношение восторженное, любуется ею, тянется к ней, чтобы обогреться теплом ее души. Это отношение выражено и в подборе деталей портрета. Ярко, с любовью описывает ее глаза, улыбку, движения. Использует для этого сравнения, эпитеты.

Выводы записываются в тетрадь.

Портрет литературного героя – не только внешняя оболочка, выражающая его внутреннюю суть , но и способ выражения отношения автора к герою.

Учитель. Авторская симпатия или антипатия может выражаться открыто, в авторских комментариях или скрыто , в подборе деталей портрета литературного героя. Итак, на основании разобранного текста представим: из чего же складывается портрет литературного героя?

Как вы понимаете выражение “психологический портрет”? Что еще, кроме описания внешности героя, он может включать?

Ответ. Психологический портрет – внутренняя суть литературного героя. Герой может быть добрым и злым, бескорыстным и скупым , благородным и негодяем. Об особенностях характера можно судить по психологическому портрету.

ПОРТРЕТ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

ВНЕШНОСТЬ – МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ – ГОЛОС

ХАРАКТЕР ГЕРОЯ.

Вопрос. Каковы, по-вашему, задачи создания психологического литературного портрета?

Запись в тетрадь:

1) раскрыть внутренний мир и характер персонажа;

2) передать авторское отношение к нему.

Описать героя в литературном произведении можно разными способами:

1). Писатель сам показывает его.

2). Мы можем услышать отзывы других лиц.

3). Герой мог набросать нам автопортрет.

Остановимся подробнее на рассмотрении двух литературных портретов. Составляется схема применительно к ним.( Работа ведется в группах).

“Злоумышленник”. А.П.Чехов

Вопросы:

1. Кто представляет героя? (Героя показывает автор).

2. На чем заострено внимание автора в этом портрете? (Общественное положение, черты характера, его тяжелую жизнь, бедность, угрюмость, недовольство окружающими, настороженность)

3. Авторское отношение? (Ярко не выражено, нет эмоционально-оценочных слов).

4. Какими средствами передается отношение к герою? (Относительные прилагательные. Они несут смысловую нагрузку, то есть говорят об условиях жизни “злоумышленника” Григорьева). Эпитеты? (Маленький, тонкий, угрюмый, суровый, паучья суровость).

Выводы: Последние два позволяют представить отношение героя к своему положению- настороженность, недоверие).

“Бирюк”. И.С.Тургенев.

1). Кто представляет героя? (Рассказчик. Портрет-впечатление).

2). На чем заострено внимание рассказчика? (Рассказчику Бирюк представляется человеком сильным, мужественным. Он много наслышан о леснике, потому смотрит на него с “удвоенным любопытством”, и выискивает в его портрете все то , что подчеркивало быв герое “русского молодца”.

3). Какими средствами передается отношение автора к герою? (Эпитеты).

Вывод делают ученики: Итак, оба портрета - психологические, они помогают составить представление о характере героев.

Учитель: Несколько слов об автопортрете. Он редкость в литературе. Посмотрим в “Песне про купца Калашникова...”

Ученики находят по тексту автопортрет Кирибеевича и комментируют его. (Пытается нарисовать себя красивым, храбрым, удалым  в то же время несчастным, так как на него не обращает внимание красавица Алена Дмитриевна. Кирибеевич подает себя с лучшей стороны. Для этого находит яркие эпитеты. Читатель, всматриваясь в автопортрет, видит хвастовство, тщеславие, лукавство героя.)

Учитель. А теперь поговорим о портрете по рассказу И.С.Тургенева “Бежин луг”. Всего их пять.Это портреты мальчиков. (Идет исследовательская работа в группах).

Вопросы. Какой портрет наиболее выразительный? По каким деталям можно понять основное в характерах героев?

Ребята дают представления о каждом из героев: о Феде, Павлуше, Илюше, Косте, Ване.

Вывод. По портрету можно судить об особенностях характера. Очень важна в портрете яркая деталь. Запись в тетрадях.

Задание. “Игра в портреты”.

“Как отлично мы проводили время ! - пишет И.С. Тургенев. – Я рисовал 5-6 профилей, какие только мне приходили в голову, и каждый писал под каждым профилем , что о нем думал. Выходили вещи презабавные”.

Давайте и мы поиграем в портреты. Рассмотрим копии профилей, выполненные Тургеневым.

Каким вам представляется характер каждого из этих людей?

Составьте словесный портрет , стараясь отразить в них особенности характеров.

Под одним из них подпись “Чернильная душа” - грустный, незлой, но скучный, как осенний дождь.

Задание. Составьте словосочетания с данными словами:

  • Лоб -
  • Глаза -
  • Губы -

А) веселый, с чувством юмора;

Б) скучный, суровый.

В конце урока подводятся итоги о месте портрета в литературном произведении , а также об особенностях создания портрета в живописи и в художественном произведении.

Дается оценка работе групп самими ребятами.

Д.З. Написать сочинение – рассуждение на тему “Язык какого искусства мне более понятен и близок?”

Приложения