Урок математики "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: Закрепление новых знаний и способов действий.

Участники: обучающиеся 5 класса

Цели:

Образовательные:

  • Совершенствовать навык выполнения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, учить применять свои знания в новых условиях (при решении уравнений), продолжить работу над задачами. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной и индивидуальной работе.

Формирование УУД:

  • Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
  • Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
  • Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
  • Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Оборудование: Математика.- Виленкин Н.Я., В.И. Жохов. Учебник для 5 класса. стр.155-160, компьютер, проектор, экран, доска, мел.

Технологическая карта урока математики в 5 классе

Этапы урока Деятельность учителя.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность обучащихся.
Формы организации урока
УУД
1. Мотивация к учебной деятельности

1.1. Орг. момент

Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся.

Будь внимательней, дружок!
Начинаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Решать, отгадывать, считать.

Включаются в деловой ритм урока. Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1.2 Мотивация к учебной деятельности. Придумайте правильные дроби, используя   числа 3, 7. 11.

Какие задания можно придумать?

Устно решают задачи, повторяют теорию. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение Составьте примеры примеры на сложение и вычитание, которые мы можем решить.

+ =

- =

Сформулируйте тему урока

Отвечают на вопросы: надо сложить, надо вычесть.

Формулируют тему урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

Организует самостоятельную деятельность учащихся, взаимопроверку.

Графический диктант

Самостоятельно выполняют задания , затем проверяют в парах по ключу.

Ответ “да” соответствует +,

Ответ “нет” -

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
2. Закрепление полученных знаний при решении с проговариванием во внешней Работа с учебником

№1019 решение задачи 2-мя способами.

Какое решение вам понравилось больше, почему?

Записывают, комментируют решение. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические -   формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Решение уравнений.

№1018 работа в паре

Проверяют друг у друга, работая в паре.
Физкультминутка Задание для физкульминутки

1.1) 2) 3) 4) 5) 6)

2. 1) и 2) и

3) и 4) и

5) и 6) 1 и

7) и 1

Дополнительный материал из истории дроби

Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии, только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу. А записы-вать дроби как сейчас стали арабы, а от них XII-XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Черта дроби стала использоваться около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник - Леонардо Пизанский – сын городского писаря Фибоначчи в 1202 году ввел слово “дробь”.

Выполняют 1 упражнение.

Правильный дробь - руки вперед

Неправильный дробь - руки вверх.

Выполняют 2 упражнение.

Дробь больше поворот вправо

Дробь меньше поворот влево

  Задача на логическое мышление

Самостоятельная работа

№1015

Кто выбрал первый способ решения, второй?

После выполнения задания проводится самопроверка.
3. Рефлекция учебной деятельности на уроке

3.1. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

  • Чем занимались на уроке?
  • Какое задание больше всего понравилось?
  • Какие задачи мы сегодня ставили?
  • Наши задачи выполнены?

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
3.2 Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№1038,1044,сочинить историю про дроби. Определяются с объемом домашнего задания.  

Список литературы

  1. Математика. 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 34-е изд., стер. - М: 2015. - 280с.
  2. Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. 14-е изд., испр. и доп. - М.: 2013. – 270с.
  3. Поурочные разработки по математике к УМК Н.Я.Виленкина. Л.П.Попова. 2-е изд., перераб.- М: 2014.-448с.
  4. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995.