Занятий на тему "Сосна – царица лесов"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


Пояснительная записка

Цель занятия: создание условий для формирования экологической культуры обучающихся.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей о сосне и других распространенных хвойных деревьях. Познакомить с народными обычаями и традициями, связанными с сосной.
  • Развивать умение сочинять стихи и загадки о сосне и других хвойных деревьях, творческую и общественную активность воспитанников.
  • Содействовать формированию чувства бережного отношения к природе, любви к родине.

Методы проведения: наглядный, информационно – рецептивный, репродуктивный.

Возраст детей: 7–10 лет

Условия проведения: актовый зал школы, кабинет.

Оборудование и материалы.

  • Слайды с изображением хвойных деревьев, ПК.
  • Выставка детских рисунков “Сосна и ее подруги”.
  • Костюм сосны.
  • Костюм ели.
  • Костюм лиственницы.
  • Запись мелодии “В лесу родилась елочка”.
  • Лыжи из картона (работы детей).
  • Бумага.
  • Карандаши, краски, кисточки, емкость для воды.
  • Викторина о сосне и других хвойных деревьях.
  • Плакат с правилами поведения в лесу.
  • Шишки хвойных растений.
  • Значок “Лучший знаток шишек”.
  • Значки “Лучший знаток хвойных деревьев”
  • Хвойное мыло, зубная паста “Хвойная”, крем для рук “Хвойный”.
  • Стенд “Мои впечатления”, смайлики с изображениями разных эмоций.

Методические советы на подготовительный период.

На подготовительном этапе учебного занятия для учащихся объявляется конкурс рисунков “Сосна и ее подруги”. Устанавливается срок сдачи рисунков. Определяются победители лучших рисунков. Продумывается награждение в данном конкурсе. Это могут быть грамоты или благодарственные письма. Так же объявляется конкурс лучших чтецов о сосне, ели. Определяются лучшие чтецы. Дается задание детям найти загадки и песни о хвойных деревьях. Необходимо подобрать средства передвижения для планируемого учебного занятия. Данное занятие рекомендуется проводить зимой, накануне нового года. Поэтому это могут быть лыжи, коньки, сани. Их можно сделать с ребятами заранее из картона и цветной бумаги. Продумать вопросы викторины о сосне и других хвойных деревьях.

План проведения учебного занятия.

  1. Сообщение темы учебного занятия.
  2. Сообщение нового материала.
  3. Практическая работа учащихся.
  4. Закрепление изученного материала. Проведение викторины “Сосна и ее подруги”.
  5. Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Сообщение темы занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? Сегодня мы проведем свое занятие в необычной форме, в форме путешествия. На предыдущем занятии мы с вами мастерили лыжи. С их помощью мы отправимся в необычное путешествие в лесное царство. Все готовы к путешествию? (Под музыку ребята встают и двигаются за педагогом до места, где стоит старшеклассница в костюме сосны.)

Педагог: Друзья! Мы добрались с вами до первой остановки. Кто встречает нас в лесу?

Дети: сосна.

Педагог: Ребята, вы догадались какая тема нашего сегодняшнего занятия? (Ответы детей)

Педагог: тема нашего занятия “Сосна - царица лесов”. Мы узнаем о сосне, о ее лесных подругах, о народных традициях, связанных с хвойными деревьями.

II. Сообщение нового материала:

Педагог: Ребята, по каким признакам вы узнали сосну? (Ответы детей)

Старшеклассница в костюме сосны: Молодцы, ребята! Я рада, что вы узнали меня в лесу среди других деревьев. Скажите, почему я ношу гордое звание “царица лесов”? Затрудняетесь? Я вам помогу. Расскажу о себе. А вы внимательно слушайте и запоминайте.

Старшеклассница в костюме сосны: Нас сосен в мире много. Более 200 видов. Особым авторитетом среди людей пользуюсь я, сосна обыкновенная и моя сестра, сосна кедровая. Ребята, вы, наверное, знаете, что отношусь я к хвойным деревьям. Как видите, я стройная. Высота моя 30-40 метров, а диаметр ствола около 1 метра. Кора моя отливает красной медью. Люблю очень свет. Нижняя часть моего ствола лишена ветвей. Я неприхотлива. Могу жить на скалах, на болотах, песках. Игловидные листья мои – хвоинки достигают 3-4 см в длину, расположены по две. Хвоинки держатся 2-3 года. Любят меня люди за то, что я лечу, дарю красоту и здоровье. Чистой смолой лечат раны, утоляют зубную боль, а отваром почек лечат воспаление верхних дыхательных путей. Экстракт из моей хвои включают в состав мыла, зубных паст и кремов. Мне, сосне, поэты посвятили свои произведения.

- Какие стихи о сосне вы знаете? (Ответы детей)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
(Ю.М. Лермонтов)

Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.
Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: хороша!
И была она, кажется рада.
(С.Я. Маршак)

О, этот ствол, звенящий, рослый,
Упругий, с кроною сквозной.
Меня вы покорили, сосны,
Гвардейской выправкой лесной.
Оттенок меди, сила стали -
Отменной прочности залог.
Вы нас надежно прикрывали
В минуты гроз, в часы тревог.
(П.Бровка)

(За каждое стихотворение дети получают призы: хвойное мыло, зубную пасту “Хвойная”, крем для рук “Хвойный”)

Педагог: Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института им. В.Л. Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду.

В нашей стране с сосной связан любопытный случай. В начале 18 века Васильевский остров на Неве покрывал сосновый бор. Петр I увидел в лесу сосну, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Царь велел срубить удивительное дерево, и это был первый экспонат учрежденной им Кунсткамеры – музея природных диковинок.

Старшеклассница в костюме сосны: Молодцы, ребята! Внимательно слушали мой рассказ. А теперь вы можете ответить на мой вопрос? Почему я ношу гордое звание “царица лесов”? (Ответы детей)

Старшеклассница в костюме сосны: ребята, вы путешествуете по лесу. А какие правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)

Правила поведения в лесу.

1. Не шуми.

2.Убирай за собой весь мусор.

3. Не обижай животных.

4. Не трогай и не разрушай муравейники.

5. Нельзя разводить костер.

6. Не разоряй гнезда птиц встречающихся на пути.

7. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

8. Не собирай неизвестные растения и грибы – они могут быть ядовиты.

9. Не рви цветы.

Старшеклассница в костюме сосны: Молодцы! Знаете правила. Скажите, у вас есть друзья? (Ответы детей)

Старшеклассница в костюме сосны: у меня тоже есть друзья. Знаете ли вы их? (Ответы детей)

Педагог: ребята, скажем спасибо сосне за интересный рассказ и поедем дальше. Взяли лыжи и поехали до следующей остановки.

Вот и следующая остановка. Ребята, что за дерево стоит и грустит? (Ответы детей: ель)

Старшеклассница в костюме ели: здравствуйте, ребята! Я подруга сосны. Меня зовут ель. Листья мои хвоинки, но они короче и более колючие, чем у сосны. В отличие от сосны я теневынослива. Но люблю богатую питательными веществами, хорошо увлажненную почву. Рост мой велик до 40 метров. Жить могу долго до 250 лет. Любят меня животные. Моими семенами кормятся клесты, дятлы, белки, полевки, мыши. В непроходимых еловых лесах строят свои берлоги медведи, под ветвями прячутся зайцы-беляки, выводят птенцов красногрудые клесты. Любят меня и люди. Наряжают на новый год. Только очень мне не нравится, когда забирают к себе.

Педагог: все знают о старинной традиции – ставить в доме украшенное хвойное дерево. К сожалению, это приводит к уничтожению миллионов хвойных деревьев. От браконьеров страдают городские ели, деревья, растущие в ботанических садах. В России обычай устраивать под Новый год елку приписывают Петру I. Однако это не совсем так. Его указ от 1700 года обязывал украшать улицы и дома ветками сосновыми, еловыми, можжевеловыми. Первая публичная елка появилась в Петербурге в 1852 году. К концу 19 века эта традиция прочно вошла в быт наших предков. В то время население было малочисленное, хвойные леса занимали большие площади, и эта традиция не имела столь губительных последствий для природы, как сейчас. В 1920 году устройство новогодних елок пытались отменить, но безуспешно. Обычай украшать елку пришел к нам из Германии. В наше время многие сознательные граждане стали взамен настоящей елки украшать искусственные елочки. Ни одно празднование нового года не обходиться без песни “В лесу родилась елочка”. Давайте, все вместе для нашей елочки исполним эту песню. (Дети исполняют песню).

Педагог: А это кто к нам присоединился?

Старшеклассница в костюме лиственницы: услышав замечательную песню детей, пришла к вам я – лиственница. Близкая родственница сосны и ели. У меня нежные, не колючие хвоинки. Каждый год я меняю свой зеленый наряд. Осенью мои хвоинки опадают, а весной появляются опять. Моя древесина удивительна прочна. Она не поддается гниению даже в воде и очень ценится в строительстве.

Педагог: Редчайшее насаждение лиственницы – Петровская корабельная роща. Появилась она на свет более двух веков назад по инициативе Петра I. Затем она была забыта преемником Петра, росла по своим законам и превратилась в величественный памятник природы. Находится под государственной охраной. В Петровской корабельной роще находятся 4220 деревьев-гигантов возрастом до 200 лет. Каждое дерево на учете и имеет свой номер.

Старшеклассница в костюме лиственницы: Ребята! Умеете ли вы отличать мои шишки от еловых и сосновых шишек? Проведем конкурс “Лучший знаток шишек”. Приглашаю желающих принять участие в данном конкурсе. (Выходят дети, определяют шишки хвойных деревьев. Лучший получает значок “Лучший знаток шишек”).

Педагог: Наше путешествие подходит к концу. Возвращаемся домой.

III. Практическая работа.

Педагог: Ребята! Позаботимся о хвойных деревьях. Выполним листовки с призывами не использовать живые хвойные деревья в канун нового года. Листовки могут называться “Сохраним у елочки зеленые иголочки!”, “Живите долго сосна и елка!”. Для выполнения задания нам понадобятся бумага, цветные карандаши, краски, кисточки, стаканчики для воды и большое желание сделать листовку яркой красочной и привлекательной.

(Дети выполняют самостоятельно практическую работу под руководством педагога).

Педагог: Какие разнообразные у вас получились листовки. Молодцы! Их необходимо поместить на стенды подъездов домов, в которых вы живете.

IV. Закрепление изученного материала.

Проводится в форме викторины. Лучшие знатоки награждаются значками “Лучшие знатоки хвойных деревьев”.

Викторина “Сосна и ее подруги”.

1. Назовите хвойные деревья? (Ель, сосна, лиственница, пихта, можжевельник)

2. Почему хвойные деревья так называются? (Листья у деревьев изменены - хвоинки. Большинство из них вечнозеленые. Сбрасывают хвою частично, не всю сразу.)

3. Сколько лет живет иголка сосны? (2-3 года)

4. Древесина какого дерева используется в кораблестроении? (Древесина сосны)

5. Сколько лет живет ель обыкновенная? (250 лет и более)

6. Почему сосна укрепляет пески, а ель нет? (У сосны корни вертикальные, у ели горизонтальные. Ель требовательна к почве, расти на песках не может)

7. Какими целебными свойствами обладает хвоя сосны? (Бактерицидными свойствами)

8. Какую почву предпочитает ель? (Богатую питательными веществами, увлажненную почву)

9. Какое хвойное дерево сбрасывает свои хвоинки осенью? (Лиственница)

10. Какие народные традиции, связанные с хвойными растениями вы знаете? (Украшать сосну, ель под новый год)

11. Какое хвойное дерево стало первым экспонатом Кунсткамеры - музея природных диковинок? (Сосна)

12. Назовите редчайшее насаждение лиственницы, появившиеся по инициативе Петра I? (Петровская корабельная роща)

13. Какой музыкальный инструмент делают из сосны? (Скрипку)

V. Итог.

Педагог: Вот и завершили мы свое путешествие. Ребята! Кому понравилось наше путешествие подойдите к стенду “Мои впечатления” и оставьте смайлики с соответствующими эмоциями. Большое спасибо вам за работу. Потрудились вы немало: шишки хвойных деревьев определяли, песню исполняли, стихи декламировали, листовки рисовали, на вопросы викторины отвечали. Молодцы!

Надеюсь, ребята, что сегодня вы узнали много интересного и полезного о хвойных растениях. Завершить наш разговор о хвойных растениях хочется словами поэта Г.Фатеева:

Живите в покое и силе,
Как вечная сказка земли,
Зеленые сосны России –
Бессмертные сестры мои.

VI. Методические советы организаторам.

Организацию по подготовке декораций и костюмам к данному учебному занятию целесообразно провести в виде конкурса. Обучающиеся самостоятельно подбирают эскизы костюмов и декораций, выбирают и разучивают слова о хвойных деревьях.

VII. Методические советы на период ближайшего последействия.

На следующем занятии можно дать задание детям по месту своего жительства поместить листовки в защиту хвойных деревьев.

VIII. Литература.

  1. Басаргина А.А. Народные праздники в школе.- Курск, 1997.
  2. Деревья. Перевод с немецкого Валесской Б.И.- Издательство Слово, 1997.
  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы.- М.: Просвещение, 1994
  4. Энциклопедия для детей: Биология. - М.: Аванта +, 1997.