Занятие с элементами игры "Что такое банк? Зачем мы туда ходим?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Экономика


При изучении курса “Финансовая грамотность” важно заинтересовать обучающихся изучаемыми темами. Поэтому использование игр и игровых моментов на уроках и при проведении внеурочных мероприятий является большим подспорьем для выполнения поставленных задач курса.

В предложенном занятии используются элементы разнообразных игр.

Цели и задачи:

  • Расширение представлений обучающихся о деятельности банков.
  • Создание условий для обобщения полученных знаний по теме, а затем их практического применения в жизни.
  • Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.
  • Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование (проектор, экран или электронная доска), столы для команд-участниц с раздаточным материалом, бумагами и ручками, плакат для фиксации результатов по этапам.

Участники: старшеклассники (ученики 9-10 классов), пятиклассники.

Порядок проведения

1. Деление пятиклассников на команды. Представление жюри из старшеклассников. Знакомство с правилами проведения занятия, подсчетом результатов.

2. Мотивация.

3. Определение уровня знаний по теме “Что такое банк”.

Деятельность пятиклассников

Ученики по группам письменно отвечают на вопросы:

  • Что такое банк?
  • Как выглядят банки?
  • Для чего люди ходят в банки? и др.

Листы с ответами передаются жюри.

Обобщение знаний в ходе беседы.

4. Просмотр презентации, где рассматриваются вопросы:

  • история возникновения банков (история мировых банков + история появления банков в России);
  • два уровня банков (государственный + коммерческие);
  • функции сбербанка.

Деятельность пятиклассников

Повторение ключевых моментов презентации. Игра на соотнесение понятий.

Поговорим о деньгах

  • история возникновения денег;
  • функции денег;
  • виды денег (наличные – безналичные; монеты, банкноты, электронные)

Деятельность пятиклассников

5. Повторение ключевых моментов. Игра “Веришь – не веришь?”

6. Услуги и банковский продукт. Знакомство с классификацией банковских услуг.

По видам различают такие услуги банка:

  • РКО (расчетно-кассовое обслуживание);
  • выпуск пластиковых карт;
  • кредиты;
  • обслуживание расчетного счета;
  • операции с иностранной валютой;
  • банкомат;
  • выпуск и обслуживание ценных бумаг и др.

Дополнительный материал

Основные банковские услуги

Депозит — аккумулирование временно свободных денег. Привлеченные средства банк использует в финансовых операциях, с которых получает прибыль.

Кредит — предоставление определенной суммы на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредиты, депозиты, РКО – самые востребованные виды банковских услуг!

Банковская ячейка – это сейф, который сдается клиентам в аренду. В ней можно хранить деньги, документы и другие ценности. Банковская ячейка стоит дорого. Поэтому используется только при заключении крупных сделок, например, для хранения средств на покупку квартиры, машины наличными. Снять со счета большую сумму без предварительного заказа невозможно. Для доступа к ячейке необходимо предоставить паспорт, ключ, а в некоторых банках также договор на обслуживание.

Виды банковских кредитов по назначению:

  • промышленные;
  • сельскохозяйственные;
  • инвестиционные;
  • потребительские;
  • ипотечные.

Промышленные ссуды предоставляются предприятиям и организациям на развитие производства, на покрытие расходов по покупке материалов и т.п.

Сельскохозяйственные ссуды предоставляются фермерам, крестьянским хозяйствам с целью содействия их деятельности по обработке земли, сбору урожая и т.п.

Потребительские ссуды предоставляются физическим лицам на покрытие неотложных нужд, ремонт и покупку квартир, домов и т.п.

Ипотечные ссуды выдаются под залог недвижимости с целью строительства, приобретения или реконструкции жилья.

7. Беседа с ребятами о том, какими услугами банка могут пользоваться пятиклассники?

Можно ли оформить для них пластиковую карту?

Дополнительный материал

Банковские карты для детей

Банковские карты в России могут выпускаться детям в возрасте от 6 до 14 лет (в Сбербанке с 7 лет) в виде дополнительной карточки, открытой к карте родителя ребенка, а также с 14-летнего возраста в виде основной карты при согласии родителя.

Это обусловлено российским законодательством. Так, согласно ст. 28 Гражданского кодекса РФ, дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (например, покупки в магазинах), а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными им родителями для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки могут совершать от их имени только родители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет уже вправе самостоятельно, без согласия законных представителей распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, а также вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Все остальные сделки совершаются с письменного согласия родителей. Об этом говорится в ст. 26 ГК РФ.

В настоящее время большинство кредитных учреждений не заостряют внимание потребителей финансовых услуг на “детских” картах. Практически все банки на своих сайтах просто информируют граждан о возможности выпуска дополнительных карт к основной и не размещают сведения об условиях открытия таких карт на детей. Каждый банк по-своему определяет условия предоставления банковских карт детям.

Важно обратить внимание и на тот факт, что родитель имеет возможность контролировать только трансакции, совершенные при помощи дополнительных банковских карт. Узнать, где, когда и сколько ребенок потратил денег, родитель может в выписке по счету основной карты, а также в режиме реального времени посредством СМС-информирования или в интернет-банке. К тому же он может установить лимит расходования средств (ежедневный, еженедельный или ежемесячный), сроки и способы использования карты. По основной карточке ребенка контролировать траты своего чада родитель уже не сможет.

8. Рефлексия

Молниеносный опрос по материалам занятия.

Соревнование между командами.

Каждый правильный ответ + 1 балл.

Деятельность пятиклассников

Ответы на предложенные вопросы или решение экономических загадок-добавлялок.

Примерные вопросы

  1. Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
  2. Денежная единица государства. (Валюта)
  3. Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
  4. Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
  5. Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, продукт стихийного обмена и форма стоимости всех других товаров. (Деньги)
  6. Кредитование под залог недвижимости. (Ипотечное кредитование или Ипотека)
  7. Денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определенной форм, веса и достоинства. (Монета)
  8. Плата населения за коммунальные услуги. (Коммунальные платежи)
  9. Аппарат, предназначенный для приема и выдачи денежных средств с помощью платежной карты. (Банкомат)
  10. Сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом (Банковский вклад или банковский депозит) или решение экономических загадок-добавлялок. (материал с сайта http://moeobrazovanie.ru/igra_konkurs_poigraem_v_ekonomiku.html)

Соревнование между командами.

Каждый правильный ответ + 1 балл.

Загадки-добавлялки

  1. На товаре быть должна обязательно ..... (цена)
  2. Журчат ручьи, промокли ноги. Весной пора платить ..... (налоги)
  3. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким ..... (доход)
  4. Как ребенка нет без мамы, сбыту нету без .... (рекламы)
  5. Будут целыми как в танке, сбереженья ваши в ..... (банке)

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение участников грамотами и шоколадными монетками.