Система работы по формированию умений у младших школьников использовать формулы речевого этикета различных жанров

Разделы: Начальная школа


Проблема изучения речевого этикета принадлежит к актуальным проблемам современного русского языка. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что овладение нормами речевого этикета во многом определяет степень морального развития личности. При этом очевидно, что эффективное осуществление говорящим контроля над проявлением вербальной агрессии как в своей, так и в чужой речи, возможно только при учете комплекса критериев, на основании которых принято судить о степени морального развития индивида, а именно: интеллектуального, поведенческого, эмоционального.

Как правило, обучение учащихся начальных классов соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится в слишком малом объеме. Одна из причин такого положения в том, что учителя не имеют ясной программы этой работы. Необходимо не просто целенаправленно обучать ребенка употреблению формул речевого этикета, но и на самых ранних этапах развития языковой личности формировать осознанное отношение к нормам вежливости и чувство ответственности за собственные речевые действия.

Теоретические основы нашей работы уже изложены в статье “Речевой этикет как средство выражения словесной вежливости” (авторы Сапарова А.И. и Чернова И.А.). Обратимся к практической части исследования.

Для определения системы работы над формированием словесной вежливости у младших школьников обратимся к анализу языкового материала, представленного в учебниках по программам “Школа России”, “Перспективная начальная школа”, “Школа 2100”.

В учебнике для 1 класса (программа “Школа России”, автором учебников, которых является Рамзаева Т.Г.) предлагаются следующие упражнения:

стр. 25 Упражнение № 41. Спишите.

Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте.

Задание к данному упражнению предполагает списывание этикетных выражений. Мы считаем, что учителю будет необходимо разнообразить характер задания. Например, сделать анализ данных выражений, выяснить, для какой ситуации общения они характерны.

стр. 25 Упражнение № 42. Прочитайте текст. Какими словами девочка приветствовала бабушку и маму?

Утро.

- Доброе утро, Настенька! Пора собираться в школу.

- Доброе утро, бабушка! Я уже проснулась!

- Здравствуй, мамочка!

- Здравствуй, дочка!

Что означает слово “здравствуй”?

На наш взгляд, выполнение задания к данному упражнению способствует усвоению этикетных формул приветствия. Учителю можно будет организовать беседу с детьми и выяснить, например, как они приветствуют своих родных.

стр. 44 Упражнение № 75. Прочитайте.

Ребята вышли из школы вместе с учителем.

- До свидания, Виктор Иванович!

- Всего хорошего, мальчики.

Около дома друзья прощались:

- Пока, Вова!

- До завтра, Алеша!

Какие слова можно употребить, прощаясь со своим товарищем? С какими можно обратиться к учителю или другому взрослому человеку? Выпишите слова - приветствия.

Выполнение этого упражнения способствует усвоению этикетных формул. Вместе с тем отметим, что учителю важно специально организовать беседу о вариативности этикетных формул, об их использовании в зависимости от речевой ситуации.

Анализ учебников для второго класса показал, что в них не содержится достаточного количества материала, указано лишь одно упражнение.

стр. 42 Упражненне № 290 (2 класс, автор - Рамзаева Т.Г.)

Прочитайте. Подумайте, почему Колю можно назвать вежливым мальчиком?

Коля не знал, где находится остановка автобуса. Он обратился к незнакомой женщине:

- Скажите, пожалуйста, как пройти к остановке автобуса?

- Иди прямо по улице и через три дома поверни налево.

- Большое спасибо!

1. Составь свой текст с выделенными словами.

Выполнение данного упражнения способствует усвоению слов вежливого обращения. Однако выполнение одного упражнения в течение второго года обучения не достаточно для формирования необходимых умений в области речевого этикета.

В учебниках для третьего класса, обеспечивающих традиционную систему обучения, представлены четыре упражнения. Проанализировав характер заданий к ним, мы пришли к выводу, что лишь одно из них способствует усвоению формул речевого этикета.

стр. 119 Упражнение № 317. Прочитайте.

Яхта “Спасибо”

Трое французов плыли на яхте через океан. В бурю их яхта была разбита. Они оказались в воде. Началась упорная борьбы с волнами. Силы у людей были уже на исходе. Их спасли советские моряки. У себя на родине французы построили новую яхту. Они назвали ее “Спасибо”.

2. Что такое морское товарищество?

3. Сравни сочетание слов: силы были на исходе - кончились силы - люди обессилили; упорная борьба - жестокая борьба.

4. Подготовься к изложению. Напиши изложение текста.

Однако, на наш взгляд, уместным было бы также провести анализ названия текста, выяснить, почему же именно так была названа яхта, с чем это связано. Сделать вывод о том, что слово “спасибо” - этикетная формула выражения благодарности; составить синонимичный ряд слов, выражающих благодарность.

На стр. 110, 111, 113 представлены упражнения, в текстах которых встречаются слова вежливого обращения, но характер заданий к ним не предполагает работы с этикетными выражениями данного типа.

Например, на стр. 110 предлагается упражнение, заданием к которому является: “сравнение написания и произношения выделенных слов”.

Здравствуй, солнце! Как радостно, когда все вокруг залито ярким светом! Словно праздник входит утром в наш дом.

На стр. 111 дано упражнение, в котором нужно подобрать к приведенным словам проверочные однокоренные слова. Счастье - счастливый, здоровье - здравствуй, ...- звездный, ... - доблестный, ...-грустный, ... - сердце.

В учебниках для четвертого класса не обнаружено упражнений по формированию умений использовать формулы речевого этикета различных жанров.

Анализ характера заданий к упражнениям по программе “Школа России”, содержащих формулы речевого этикета, говорит о том, что в основном предлагается работа по формированию орфографических навыков (т.е. задания типа: вставить пропущенные буквы, выделить окончание и т.п.)

Поэтому многие из формул речевого этикета могут остаться в кратковременной памяти учащихся и есть предположение, что учащиеся не будут готовы воспроизводить этикетные формулы в своей речи в зависимости от конкретной ситуации.

Программа “Перспективная начальная школа” обеспечивается учебниками М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская 1-4 класс. В программу первого класса в учебник по русскому языку включен раздел: “Азбука вежливости”. В этом разделе предлагается несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), показано их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми. В первом классе в учебнике не дается упражнений по формированию умений использовать формулы речевого этикета различных жанров.

Во втором классе в разделе “Азбука вежливости” предполагается закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуациям речи (в беседе со сверстниками или со взрослыми).

В учебнике мы увидели всего два упражнения, направленных на формирование умений использовать формулы речевого этикета различных жанров, что конечно не является достаточным для освоения формул речевого этикета и их закрепления. Упр.15 стр.25. Прочитайте письмо, которое кот Матроскин написал в институт физики Солнца.

Дорогие ученые! У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замерзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.

Уважающий вас, кот Матроскин.

Как Матроскин начинает свое письмо и как его заканчивает? Соблюдает ли кот правила вежливости?

Упр.31 стр.31. Прочитайте письмо, которое кот Матроскин получил из Института физики Солнца.

Дорогой кот! Мы все тебя помним. Жалко, что ты от нас потерялся. Мы за тебя рады, что ты хорошо живешь. А природу на дрова рубить не надо. Твой хозяин прав. Посылаем тебе солнце маленькое, домашнее. Как с ним обращаться, ты знаешь. Видел у нас. Посылаем и регулятор – делать жарче и холоднее. Если ты что-то забыл, напиши нам, мы все тебе объясним. Всего хорошего. Ученый Курляндский. (По Э.Успенскому)

Соблюдает ли ученый Курляндский Главный Закон Общения? Зачитайте те строчки, из которых это видно.

В учебнике содержатся упражнения такого характера: написать письмо в редакцию. Например, можешь написать поздравление Волшебнице от себя лично, а можешь вместе с ребятами из класса, работа по рабочим тетрадям №1 и№2. В третьем классе в разделе “Азбука вежливости” содержатся такие упражнения: Упр.15 стр. 37. Прочитай Мишино письмо. Как ты думаешь, что же смущает Торка?

Здравствуй, дорогой Ваня! У нас все хорошо, все здоровы. Мы с Машей ходим в школу. Мне очень нравится уроки по окружающему миру и литературе. Сейчас я дочитываю сказку Николая Волкова “Волшебник Изумрудного города”. Очень интересная книга. Я без тебя очень скучаю. Приедешь ли ты к своей бабушке на зимние каникулы? Мы с Машей очень тебя ждем. Передай привет своим родителям. До свидания. Твой друг Миша.

Все ли правила вежливости Миша соблюдает? Что нужно изменить в Мишином письме с точки зрения Главного Закона Общения?

В учебнике для анализа предлагаются тексты, после прочтения которых необходимо выполнить задания на воспитание словесной вежливости.

Таким образом, проанализировав данную программу, мы видим, что в первом классе в учебнике нет упражнений, направленных на формирования словесной вежливости. Количество и характер упражнений, представленных в учебниках по программе “Перспективная начальная школа”, на наш взгляд, не дают полного представления о различных жанрах этикета и уместном употреблении формул речевой вежливости, авторы не вводят понятия “Речевого жанра”. По этой причине учителю необходимо дополнительно продумывать и реализовывать систему урочной и внеурочной работы для усвоения этикетных жанров детьми.

По новому образовательному стандарту не предполагается проведение отдельных уроков по детской риторике. Темы этого курса возможно использовать в курсе русского языка или во внеурочной работе. Обратимся к анализу программы “Детская риторика” для четырёхлетней начальной школы (автор Т.А. Ладыженская). Так, в учебнике по “Детской риторике” для 1 класса (1 часть) выделено два раздела: “Общение” и “Речь: устная и письменная”. В раздел “Общение” входят упражнения “Будем общаться”, “Приветствие”, “Ответы на приветствие”, “Добро пожаловать” “Вывески-предметы”, “Вывески-слова”, “Давайте договоримся” и др.:

1. Учащимся предлагаются рисунки с ситуациями общения и предлагается нарисовать ответ и озвучить его. Например, на стр. 5: “Привет из Простоквашино! Вам пишут Федор, кот Матроскин. Пес Шарик. Вы все знаете о нас, а мы о вас не знаем ничего! Расскажите нам о себе и своих приключениях. Ждем ответа! До свидания! Трое из Простоквашино”.

2. Задание: напиши и нарисуй ответ на письмо Федора и его друзей.

3. На стр. 7 представлены рисунки с позами поклонов, приветствий и т.д. первоклассникам предлагается рассказать, в каких ситуациях можно здороваться без слов.

4. Стр. 11

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
“С добрым утром!”
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”
- говорим. (А.Яшин)

Посмотрите на рис. и расскажите, как кот в сапогах и Риторик приветствуют друг друга утром, днем и вечером?

В “Детской риторике” для 2 класса (1 часть) в раздел “Общение” входят упражнения: “Проверь себя”, “Кто-что-кому “Кому-кто. Адресат-адресант”, “Темп”, “Тон речи”, “То же слово, да не так бы молвить”, “Настроение, чувства и тон говорящего”, “Мимика, жесты, поза”, “Говорящий взгляд”, “Учусь слушать”, “Мы слушаем - нас слушают”, “Слушаем и стараемся понять”, “Вежливая просьба”. Стр.38. упр.49. Найди слова, в которых выражен отказ. Расскажи о мимике и жестах, дополняющих словесный отказ.

- Володя, возьми еще кусочек торта.

- Спасибо, я уже сыт.

Так, на стр.77 упр.104. Расскажи, чем просьба отличается от требования.

Например, в упр. 53 стр. 41 в “Детской риторике” для 2 класса (2 часть) учащимся предлагается найти и выделить вежливые слова.

В учебнике для третьего класса представлены темы: “подготовленная речь”; “приемы подготовки”; “похвала, комплимент”; “что такое вежливость”; “добрые слова, добрые дела”; “а ты вежлив”. Во второй части отражены темы: поздравляю Кого? Чего? Как?; желаю Кому? Чего? Как?; с днем рождения!; с новым годом!; с праздником 8 марта!

Например, на стр.47 упр.47 . Ты уже знаком со словами вежливости. Заполни схему. Расскажи по ней о словах вежливости.

Вежливые слова: приветствие, благодарность, извинение.

Упр.53 стр.53. Как бы ты готовил (ась)ся к произнесению приветственной речи бабушке (пусть даже не своей)? Напиши об этом.

Упр. 54 стр.53. Разыграй сцену: произнеси приветственную речь бабушке (любой). Пусть бабушка скажет, получилось ли у тебя приветственная речь, а жюри определит победителя.

Упр.66 стр.63. В басне И.В.Крылова “Кукушка и Петух” герои так хвалят друг друга:

Петух... А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!

Кукушка.... Спасибо, кум: зато, по совести моей,

Поешь ты лучше райской птички...

Правдивы ли похвалы Петуха и Кукушки?

Упр.69 стр.65. Ты, наверное, помнишь героев мультфильма “Бременские музыканты” - короля, его дочь, молодого музыканта, главную разбойницу.

Кому из них тебе было бы легче сказать комплимент? Кому - труднее?

Почему?

Произнеси комплимент в адрес любого персонажа искренно, с восхищением. Что и как он может сказать тебе в ответ? Разыграйте эту сцену.

Упр.71 стр.66. Запиши свой комплимент одному из родных, друзей, учителей (на выбор). Подготовьтесь озвучить свой комплимент.

Упр.72 срт.67. Подчеркни похвальные слова в приветствии Риторика.

Как мама отвечает на его комплимент?

Комплимент в приветствии

- Здравствуйте, сынок!

- Здравствуйте, мамочка! Рад тебя видеть! Какая ты у меня красивая!

- Спасибо. Мне приятно это слышать. Как дела?

- Все в порядке.

Упр.73 стр.67. Подчерни похвальные слова в просьбе Риторика. Как папа отвечает на его комплимент?

Комплимент в просьбе

- Папа, ты так здорово в прошлый раз накачал камеру? Я целый месяц катался. Помоги мне сегодня...

- Хорошо. Сделаю.

Во второй части “Детской Риторике” есть такие упражнения:

Упр.74 стр.71. Кого с чем люди поздравляют и как приветствуют друг друга, когда происходит приятное, радостное? Заполни оставленные строки.

Поздравляем:

- кого знакомых

- с чем новосельем

- как от всего сердца

Упр.76 стр.73. Поздравь кого- нибудь с праздником, используя ключевые слова в рамке

Упр.77 стр. 77. Составьте письменное поздравление с днем рождения своей маме или бабушке, или папе, сестре, брату – тому, у кого скоро будет день рождения.

Упр.86 стр.80. Подумай и напиши, как бы Снегурочка поздравила с Новым годом: Чебурашку, крокодила Гену, Льва Чандра.

Как они ответят на ее поздравление? Разыграйте эту сцену.

Упр.91 стр.85. Перед тобой поздравительная открытка. Напиши свое поздравление тому, кого ты хочешь поздравить с праздником 8 марта.

В “Детской риторике” в 4 классе темы, предложенные авторами учебников: речевая ситуация; учитывай с кем, почему, для чего... ты общаешься; успокоить, утешить словом; утешить – помочь; утешить - поддержать; речевые жанры; этикетные жанры и слова вежливости; этикетные диалоги.

Упр.13 стр.13.Почему Митя звонил Андрею? Разыграйте диалог между Митей и Андреем. Постарайтесь быть вежливыми. Продолжите этот диалог. Может быть, теперь позвонит Андрей? И не обязательно Мите.

Упр.57 стр.41. Представь себе Фею Утешения. И ей часто приходится говорить такие слова: - не беспокойся...

- не огорчайся...

- не тревожься...

- не волнуйся...

- утешься...

Упр.59 стр.42. Прочитайте стихотворение Душана Родовича в переводе Л.Яхнина. Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажете? Вспомните об утешительных словах.

ДРУЗЬЯ

Если плачет кто-то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: “Почему”?
Это, дети, сделать надо -
Плохо плакать одному.

Упр.62 стр.44. Уже знакомой тебе Фее Утешения предстоит помочь маленькой девочке. Какими словами она стала бы ее утешать:

Не плачь, Таня.
Тише, Танечка, не плачь.
Тише, Танечка, не плачь.
Мы сейчас достанем мяч.

Упр.63 стр.44. Как утешает Мальчик-паж Золушку из сказки Е.Шварца?

- Дорогая Золушка, я, чтобы хоть немного развеселить Вас, принес один рубиновый стаканчик со сливочным мороженым. Попробуйте, уважьте меня, а стаканчик я потом верну во дворец.

- Спасибо, мальчик, - говорит Золушка.

Упр.253. стр. 178. Какие несловесные этикетные средства ты знаешь? В каких ситуациях слова вежливости можно и нужно дополнить такими несловесными средствами как: кивок, улыбка, взгляд и т.д.? Разыграйте одну-две подобные ситуации. Не забудь, что в этикетных диалогах часто употребляется обращения.

Упр.254 стр.178.Составьте различные этикетные диалоги с обращением. Когда в ответ на этикетную реплику ты можешь использовать слова благодарности? Когда ответной репликой могут быть слова “пожалуйста”, “не за что”, “не стоит”? Разыграйте такие этикетные диалоги. В учебниках представлены и другие упражнения, направленные на воспитание словесной вежливости.

В данной программе упражнения направленны на усвоение правил вежливого поведения, опирающихся на учет особенностей коммуникантов. Анализ характера заданий к упражнениям по программе “Школа 2100”, содержащим формулы речевого этикета, говорит о том, что предлагается использование формул речевой вежливости в различных ситуациях, соотношение этикетного жанра с речевыми формулами; предполагается творческая работа учащихся.

Как показал анализ учебников, в начальной школе ведется работа над этикетными жанрами. Составим таблицу, в которой отразим виды речевого жанра и формулы речевого этикета.

Образовательная программа Речевые жанры Формулы речевого этикета
Школа России Приветствие Доброе утро! Здравствуй (те)!
  Прощание До свидания! Всего хорошего! Пока! До завтра!
  Просьба Пожалуйста
  Благодарность Спасибо
Перспективная начальная школа Приветствие Здравствуй (те)!
  Прощание Всего доброго! Всего хорошего! До свидания!
  Благодарность Спасибо! Большое спасибо!
  Извинение Простите! Извините!
  Запрет Нельзя!
  Приглашение Добро пожаловать!
  Поздравление Поздравляю, желаю, хочу чтобы, пусть.
Школа 2100 Приветствие Здравствуй (те)! Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Привет!
  Прощание До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! Прощайте!
  Благодарность Спасибо.... Благодарю...
Большое спасибо...
  Просьба Будьте добры, пожалуйста, будьте любезны,

Не могли бы вы...

  Запрет Запрещается, не разрешается, нельзя.
  Согласие Да, конечно, охотно
  Отказ Извините, но; к сожалению, но; охотно бы, но; с удовольствием, но
  Извинение Извини (те), прости (те), виноват (а), я не хотел (а) вас обидеть.
  утешение Не волнуйтесь, не беспокойтесь, ничего страшного
  Поздравление Поздравляю, желаю, хочу, чтобы, пусть.
  Похвала, одобрение Я хвалю твое терпение; мне нравится в вас.

Таким образом, анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки:

1) систематической работы по формированию этикета речи не предусматривается;

2) предусмотренные программой требования к знаниям, умениям, навыкам в области этикета речи не отражаются в упражнениях, представленных в учебниках;

3) представленные в учебниках упражнения по речевому этикету, а также характер заданий к ним не способствуют выработке необходимых знаний и умений в области речевого этикета.

Проанализировав действующие программы и учебники, методические пособия по русскому языку для начальной школы, мы пришли к выводу, что:

  • в действующих программах либо не содержится никаких сведений о речевом этикете, либо эти сведения очень малы;
  • в учебниках по русскому языку представлено недостаточное количество упражнений для формирования речевого этикета учащихся. Исключение составляют учебники по “Детской риторике”;
  • учитель начальных классов не располагает научно-обоснованной системой работы по формированию речевого этикета младших школьников; не изучен активный словарный запас этикетных формул учащихся.

Для реализации требования федерального компонента государственного стандарта общего образования - овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях поведенческого общения – учителю важно составить программу работы над воспитанием словесной вежливости.

Обсудив проблему реализации требований стандарта, мы пришли к выводу о необходимости определения наиболее эффективных заданий и упражнений, позволяющих формировать у младших школьников умения использовать этикетные жанры речи целесообразно с ситуацией. При этом важно, что помимо заданий на запоминание речевых формул, важны задания, предполагающие моделирование разнообразных ситуаций, не только искусственных, но и близких к реальным жизненным ситуациям. Из известных упражнений можно порекомендовать следующие:

Задания на анализ речевых ситуаций из хорошо

знакомых для детей художественных произведений

1. Прочитай отрывок из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. С какого момента начинается общение между рыбкой и стариком? Кто начинает разговор? Почему?

...В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
“Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь”.

2. Представлены рисунки с позами поклонов, приветствий и т.д. первоклассникам предлагается рассказать, в каких ситуациях можно здороваться без слов.

3. Как приветствовать друг друга утром, днем и вечером?

Творческие задания

1. Как бы ты готовил (ась)ся к произнесению приветственной речи бабушке (пусть даже не своей)? Напиши об этом.

2. Разыграй сцену: произнеси приветственную речь бабушке (любой). Пусть бабушка скажет, получилось ли у тебя приветственная речь, а жюри определит победителя.

3. Составьте письменное поздравление с днем рождения своей маме или бабушке, или папе, сестре, брату – тому, у кого скоро будет день рождения.

4. Разыграйте сценки, используя слова приветствия, благодарности, прощания.

5. Запиши свой комплимент одному из родных, друзей, учителей. Подготовься озвучить свой комплимент.

6. Составьте различные этикетные диалоги с обращением. Когда в ответ на этикетную реплику ты можешь использовать слова благодарности? Когда ответной репликой могут быть слова “пожалуйста”, “не за что”, “ не стоит”? Разыграйте такие этикетные диалоги.

7. Напишите ответ на присланную вам посылку, от друга.

Редактирование текста

1. Составьте тексты или отредактируйте тексты.

.... плачь, дед, ... плачь, баба,
Я снесу вам другое яичко,
Не золотое - простое.
...печалься, ступай себе с Богом!
Добро! Будет старуха царицей.

2. В твои руки попали обрывки разных записок. Тебе нужно составить из этих обрывков утешительную записку для ослика Иа-Иа, который потерял хвост. Выбери те предложения, которые подходят для этого случая.

Стоит ли переживать из-за этих пустяков.
Не огорчайся, дорогой Иа-Иа!
Буду я еще искать иголку в стогу сена.
Я обязательно помогу тебе. Мы найдем твою потерю.
И все наши друзья помогут.
Полно печалиться - дело поправиться.

3. Представь, что ты директор компьютерного центра для детей. Какие мягкие объявления - запреты ты бы повесил (а) в своем компьютерном центре?

Не трогать руками провода и розетки
У нас не...
Нельзя трогать руками защитный экран
Спасибо...

Задания на решение реальных ситуационных задач

1. Ты просишь маму объяснить трудную задачу. Ты начинаешь свою просьбу с похвалы. Мама отвечает на твою просьбу.

2. Представь себе, что кто- то скажет льстивые (лживые) слова. Понравится ли тебе такая похвала?

3. Вы опоздали на урок. Какие слова извинения вы используете?

4. Встречались ли тебе вежливые воспитанные люди – взрослые или ребята, которые были добры не только на словах, но и на деле? Расскажи об одном из них или о каждом понемногу.

5. Запиши 3 -4 запрета, которые ты часто слышишь дома, в строгой или мягкой форме.

6. Какими словами можно утешить друга, который не смог занять призовое место в спортивном конкурсе, но очень надеявшийся на это?

7. Как обратиться к учителю за помощью?

8. Как ты ответишь, если тебя пригласили на день рождение?

Моделирование ситуаций из знакомых произведений, которые могли бы быть перенести в реальность

1. Учащимся предлагаются рисунки с ситуациями общения и предлагается нарисовать ответ и озвучить его. Например, “Привет из Простоквашино! Вам пишут Федор, кот Матроскин. Пес Шарик. Вы все знаете о нас, а мы о вас не знаем ничего! Расскажите нам о себе и своих приключениях. Ждем ответа! До свидания! Трое из Простоквашино”. Напиши и нарисуй ответ на письмо Федора и его друзей.

2. Ты, наверное, помнишь героев мультфильма “Бременские музыканты” - короля, его дочь, молодого музыканта, главную разбойницу. Кому из них тебе было бы легче сказать комплимент? Кому - труднее? Почему? Произнеси комплимент в адрес любого персонажа искренно, с восхищением. Что и как он может сказать тебе в ответ?

3. Прочитайте стихотворение Душана Родовича в переводе Л.Яхнина. Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажете? Вспомните об утешительных словах.

ДРУЗЬЯ

Если плачет кто-то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: “Почему”?
Это, дети, сделать надо-
Плохо плакать одному.

4. Умеешь ли ты вежливо оценивать чью-нибудь работу, внешность или характер? Это далеко не всегда просто. Ведь важно сказать правду, то, что ты на самом деле думаешь, и не обидеть человека.

Прочитай, что говорит о своих удивительных друзьях Король из сказочной пьесы Е.С.Шварца “Золушка”. Смогут ли обидеться на Короля его друзья? Почему? Попробуй оценить чью – нибудь работу, внешность или характер.

“...” Старые друзья – это шутка хорошая “...” Вот, например, Кот в сапогах. Славный парень, умница, но, как приедет, сейчас же снимает сапоги, ляжет на пол возле камина и дремлет. Или Мальчик-с-Пальчик. Милый, остроумный человек, но отчаянный игрок. Все время играет в прятки на деньги. А попробуй, найди его “...”

Что хорошего говорит Король о Коте, о Мальчике-с-Пальчике? И что Королю не нравится в них?

5. Телевидение поручило Крокодилу Гене подготовить передачу о вежливости. Гена – крокодил решил взять интервью у посетителей парка. У каждого из них он спрашивал, что такое вежливость. Как бы ты ответил(а) на вопрос Гены?

6. Как Карлсон пытается смягчить свой отказ? Удается ли это ему?

- А нельзя ли мне подняться с тобой на крышу? Мне так хочется увидеть твой дом, твои паровые машины и твои картины!

- Конечно, можно, - ответил Карлсон, - само собой разумеется. Ты будешь дорогим гостем...как-нибудь в другой раз.

Как бы ты мог отказаться, чтобы Малыш не очень загрустил?

7. Риторика назначили министром Поздравлений Сказочного королевства. В день волшебников Риторик поздравляет героев сказок: Василису Премудрую, Старика Хоттабыча, Мальчика-с-пальчика. Он заготовил этим героям разные пожелания. Определи, к какому герою обращено каждое пожелание. Какие слова, словосочетания и предложения ты мог бы использовать, поздравляя родных и друзей?

Отсутствие какой-либо универсальной системы работы по формированию речевого этикета у младших школьников, в частности активизации в речи этикетных формул отрицательно сказывается на процессе воспитания словесной вежливости у детей. Нами описана методика работы по формированию умений у младших школьников оптимально выбирать необходимые в конкретной ситуации общения формулы речевого этикета.