Логопедическое занятие "Трудный звук, ты наш друг!"

Разделы: Логопедия


Цель занятия:

  • подготовка детей к обучению грамоте;
  • интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие в коррекционный процесс

Задачи занятия

Образовательные:

  • закреплять навыки правильного произношения звука (Р);
  • закреплять навыки звукового анализа

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематические процессы, навыки  правильного дыхания, внимание

Воспитательные:

  • воспитывать желание делиться полученными знаниями и умениями

Оборудование

  • столы, стулья, мультимедийная установка;
  • компьютерная программа «Игры для Тигры»;
  • предметные картинки, игрушки, в названии которых есть (Р) в разной позиции;
  • изображения огорода, фруктовых деревьев, прилавка магазина, зоопарка, посудного шкафа, кормушки;
  • костюм тигрёнка

Организационный момент

Дети входят в зал, приветствуют собравшихся там гостей.

Раздаётся стук в дверь и в зал входит взрослый в костюме тигрёнка.

Тигрёнок. «Здлавствуйте», «лебята»! Меня зовут «Тиглёнок». Я умею «глозно» «лычать» «ллллл».

Логопед. Здравствуй, Тигрёнок. Ты совсем не страшно рычишь и слова ты произносишь не верно.

Тигрёнок. А что это в моих словах не так?

Дети. Ты звук (Р) не выговариваешь.

Тигрёнок. Что же мне делать? В лесу меня «звели» засмеют.

Логопед. Я думаю, что ребята постараются тебе помочь.

Сообщение темы

Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы поучим Тигрёнка правильно произносить звук (Р), различать его среди других звуков, находить его в словах. А по ходу наших уроков мы интересно с вами поиграем. Надеюсь, что трудный звук (Р) будет для Тигрёнка другом!

Работа над правильным произнесением звука, дыханием.

Логопед. Тигрёнок, ребята тоже, как ты, не умели правильно произносить (Р).

Когда в детский сад все
Ребята пришли,
То многие звуки сказать
Не могли,
Свистеть и шипеть не умели,
Рычать и трещать не хотели.

Но они много и усердно занимались и теперь прекрасно «рычат». Послушай.
(Дети читают стих по строчкам).

Ррр! – ракета рвётся ввысь!
Ррр! – рычит сердито рысь.
Ррр, - рокочет ровно робот.
Ррр, - завести мотор попробуй.
Каррр, - кричит нам воронёнок.                 
Зарычишь и ты, Тигрёнок!

Логопед. Чтобы твой язык научился рычать, он должен занять во рту правильное положение. (Дети продолжают стихотворение, а логопед демонстрирует при помощи компьютерной программы «Игры для Тигры» правильное положение языка для произношения звука (Р)).

Ррр! – возьмёмся за учёбу!
Ррр! – язык широкий – к нёбу!
Языком, передним краем
Вверх, на дёсны нажимаем.
Дунь на кончик языка,
Чтоб сильнее задрожал.
Ррр – раскатистый и громкий,
Ррр – рокочущий и звонкий!

Логопед. И ещё есть секрет. Чтобы язык задрожал… . Сейчас спросим у детей, что для этого нужно?

Дети. Длительный выдох на кончик языка.

Логопед. Предлагаю тебе, Тигрёнок, вместе с ребятами сделать несколько интересных и полезных упражнений на дыхание. ( Компьютерная программа «Игры для Тигры», блок «Просодика», раздел «Дыхание»).

Тигрёнок. Рррр! Улла! Я научился!

Логопед. Ты молодец! Но не во всех твоих словах звук (Р) живёт на своём месте. Для того, чтобы это исправить надо научиться слышать все звуки в словах, уметь их различать. Ребята опять тебе помогут. Но сначала приглашаем тебя поиграть.

Физминутка. Игры: «Две мартышки», «Книжка», «Кролик» из книги «Расскажи стихи руками».

Работа над закреплением навыка звукового анализа.

Логопед. Тигрёнок, дети сейчас будут отбирать только те картинки, в названии которых есть звук (Р). (Каждому ребёнку предлагается свой набор игрового поля и предметных картинок: фруктовые деревья и изображения фруктов, огородные грядки -  овощи, кормушка – птицы, магазинный прилавок – продукты, зоопарк – животные, посудный шкаф – посуда. Дети отбирают нужные картинки и помещают их на игровое поле, периодически отвечая на вопросы логопеда или Тигрёнка, почему выбрано данное изображение.)

Логопед. Тигрёнок, ты готов ещё к одному испытанию? Если да, то ребята покажут,  как они определяют место звука в слове. (Компьютерная игра «Игры для Тигры», упражнение « Поезд»).

Тигрёнок. Теперь я настоящий тигр. Рррр!

Логопед. Мы рады за тебя. Чтобы закрепить успех предлагаю вместе с нашими умными ребятами рассказать стихотворение. (Три ребёнка читают отрывки из стихотворения П.Высоцкого, а Тигрёнок добавляет звукоподражания).

Не скажу я никому,
Почему
Тигры рычат: «Га-р-р»,
Вороны кричат: «Кар-р-р»,
Кони хрипят: «Хр-р-р»,
Ставни скрипят: «Скр-р-р».
Не скажу я никому,
Почему
Кенар поёт: «Тью-ир-р-р»,
Летит вертолёт: «Др-р-р»,
Трактор ревёт: «Тр-р-р»,
Катер плывёт: «Шр-р-р
И не догадается никто,
Что
Тигры рычат,
Вороны кричат,
Ставни скрипят,
Кони храпят,
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р-р»
Выговаривать!...

Итог занятия.

Логопед. Мы с ребятами надеемся, что трудный звук (Р) стал твоим, Тигрёнок, другом. А вы, дети, с успехом обучали нашего гостя правильному произнесению непокорного звука, без ошибок отбирали картинки с заданным звуком, находили его место в слове и прекрасно читали стихи. Молодцы!