Школа – территория здоровья

Разделы: Начальная школа


“Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил...
|и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, |
забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, |
и венцом этой гармонии является радость творчества”.
В.А.Сухомлинский

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?” Ещё А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

А что происходит в нашей школе сегодня? Около 25 - 30 % детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза: число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно – психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%, нарушение остроты зрения до 30-40%.. Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведёт к повышенной заболеваемости. Сейчас я особенно замечаю эти изменения, работая в адаптивной школе – интернате.

Главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья.

2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка с его смыслом, мотивами и игровым началом.

3. Уроки в школе проходят в основном в режиме дальнего зрения, и частично ближнего.

4. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой.

5. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.

6. Дети в школе перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.

Поэтому при переходе образовательных учреждений на новые образовательные стандарты большое внимание уделяется созданию Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Она должна обеспечивать:

  • пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье,
  • формирование установки на использование здорового питания,
  • применение режима дня,
  • формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (пониженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания),
  • формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития.

В эту программу должны входить как формы урочной деятельности по формированию здорового образа жизни, так и внеурочной.

1. Урочная деятельность.

Возможности учебных предметов начальной школы в сохранении уникальной и непосредственной личности ребёнка безграничны. Для этого я иду таким путём: стараюсь расширить психологическое и здоровьесберегающее пространство уроков, приобщить ребёнка к разнообразным видам деятельности.

И в этом учителю помогает “Дневник здоровья”, составленный ИОРОО (г. Омск). Сейчас я использую его, как воспитатель группы продлённого дня, во внеурочной деятельности.

Родителям и учителям известно, как трудно первокласснику овладеть понятием “время”. На уроке математики при работе с арифметическими действиями, организую работу над разделом “Режим дня” из “ДЗ”.(с.8)

Вопросы режима дня можно изучать в виде полезных или “вредных” советов. Трудные вопросы измерения роста, массы, их соотношения станут занимательной игрой, если дети последуют примеру героев мультфильма “48 попугаев” и попытаются измерить свой рост в бананах, в обезьянках (с.5).

Значительно расширить представление младших школьников о культуре здоровых отношений позволяют уроки литературного чтения. Так, вопросы личной гигиены, представленные в “ДЗ”, можно связать с любимыми детскими стихами и сказками, например со сказкой К.И.Чуковского “Мойдодыр”, стихотворение С.Я.Маршака “Овощи” (с.13). Использую искреннюю мотивацию детей к загадыванию и отгадыванию загадок. Подбираю и предлагаю детям самим составить загадки, связанные с предметами личной гигиены, здорового питания.

Два друга не разлей вода в догонялки играют, куда бегут – не знают.

Инструменты есть у нас. Кто они все знают. У всех они есть. Всем они помогают.

Два друга по земле ходят. Один убегает, другой догоняет.

Конечно, для формирования культуры здоровья младшего школьника играет предмет “Физическая культура”.

В своей работе использую также и другие наработки в этом вопросе. И в первую очередь здоровьесберегающую технологию В.Ф.Базарного, включающую в себя основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.

Это единственная здоровьесберегающая технология, которая
• признана научным открытием Академией медицинских наук; 
• защищена патентами и авторскими правами;
• одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН;
• утверждена Правительством как общая федеральная программа 1989 г.;
• прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ;
• имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ;
• позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника;
• дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.

Остановлюсь на основных элементах своей работы:

Наблюдая за учащимися, я убедилась в том, что если не обращать внимания на осанку и двигательную активность детей, свыше 90% из них привычно принимают аномальную позу на уроке, что приводит к ухудшению зрения, опорно-двигательного аппарата, угнетает деятельность важнейших функциональных систем организма и всю его регуляторную сферу. В этой связи вполне обосновано предложение д.м.н. В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены: позы “сидя” на позу “стоя”, т.е. в режиме динамической позы. Техническим средством сенсорной дидактики является конторка, гигиенически оптимальным считается, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещается коврик из естественной ткани с нашитыми на него пуговицами или аппликатор Кузнецова. Применяю игровую технологию “Весёлый мешочек”. Для улучшения осанки на уроках чтения и письма использую тренажёр - мешочки, наполненные различными крупами. Во время урока они у ребят лежат на голове. Сидит ребёнок правильно - мешочек не падает, как только склонился, то он падает с головы. Вот так ребята себя контролируют сами. (слайд)

Для того чтобы дети не были прикованы к партам, постоянно находились в движении, я работаю с наглядностью и использую сенсорно-дидактическую подвеску (крест). На нем располагаю, дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могу расположить где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д. Использую игры-забавы и приём “Привлекательная цель”, например – “Помоги лесовику собрать грибы” и т.д.

Результатами таких упражнений с использованием методики подвижных сенсорно-координаторных тренажей, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации.

Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Упражнения дети выполняют под офтальмотренажёром с поднятой головой, глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Оздоровительные минутки выполняются в сопровождение стихов на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения.

специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки". Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета. Использую светящуюся указку.

Чтобы повысить эффективность психомоторных и речемоторных функций применяю приём “Держалка” (методические приемы повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции производятся с помощью произвольно-телесных усилий).

Его я использую.

При прочтении текста в режиме ближнего зрения. (Школьник берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает медленно, по слогам, читать, подбирая шаг к каждому слогу.)

При прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг.)

Использую также логопедическую дорожку.

Организую обучение в условиях расширения зрительно–пространственной активности – работу с расположенными на стенах классной комнаты “зрительными метками”. Этот приём создаёт предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц. Тренаж “Горка”. Дети совершают сочетающие движения головой, глазами по цветным квадратам; продолжительность паузы 1,5-2 минуты.

Методику сенсорно-координаторных тренажей “Четыре угла” использую в учебно-воспитательном процессе. Все упражнения по методике сенсорно-координаторных тренажей дети выполняют в свободной позе: делают движения головой, глазами и туловищем в течение 1,5-2 минут. В четырёх углах кабинета фиксируются изображения: картинки, схемы, слова, правила, фигуры, сюжеты из сказок, пейзажи и т.д. По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на загадку, находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д. Таким, образом, разворачиваются сюжеты урока. Такие упражнения повышают физическую и психическую активность детей на уроке и внеклассных мероприятиях. На литературном чтении использую сюжетные картинки.

Во все уроки включаю материал по формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни. Использую упражнения, которые помогают настраивать ребят на учебную деятельность и несут в себе здоровьесберегательную направленность. Это пальчиковая гимнастика в начале урока.

Способствует расширению зрительно - двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.

Бумажные офтальмотренажёры.

Например, на доске расставлены:

1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

2) Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

3) Коврик. Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

Используемые мною элементы из технологии доктора В.Ф. Базарного благотворно влияют на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • повышается иммунная система (снижается количество пропусков учащихся, связанные с сезонными простудными заболеваниями);
  • улучшаются ростовые процессы;
  • снижается степень низкой склоняемости головы;
  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной).

Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.

В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики. И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье.

Какие же ориентиры я использую?

1. Разного рода траектории, по которым дети “бегают” глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.

В “ДЗ” также представлены

2. “Весёлые человечки”. На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

3. Бумажные офтальмотренажёры. Например, на доске расставлены:

1) Пирамидки Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

2) Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

3) Коврик. Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;

красный – возбуждает, раздражает;

голубой - ухудшает настроение;

зелёный – улучшает настроение, успокаивает;

жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

Упражнения для улучшения зрения и правильной осанки, пальчиковая гимнастика есть и в “ДЗ”.

Новые стандарты предполагают также и проведение внеурочной деятельности. В Программу формирования культуры здорового образа жизни вошли: кружок “Олимпионики” и факультатив “Школа Докторов природы”. (Программы).

Но без помощи родителей эта работа не будет в полной мере выполнена. Поэтому на родительских собраниях рассматривались вопросы: “Физиологические особенности первоклассников”, “Режим дня”, “Как сохранить здоровье ребёнка” и другие. Была составлена презентация “Здоровый первоклассник” и обсуждена на совместном собрании родителей и детей. Проведено анкетирование родителей. Предложено родителям контролировать выполнение детьми режима дня.

Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: “Не навреди!”

Мы помним, что большой успех складывается из множества маленьких. И каждый из них движет нас к поиску новых путей развития.

В дальнейшем планирую:

1. Продолжить освоение и внедрение новых приёмов по технологии и методике здоровьесберегающего обучения доктора В.Ф.Базарного. В частности, работа с ковриком-тренажером в классе.

2. Вести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и профилактике вредных привычек.

3. Продолжить отслеживание и фиксацию результатов деятельности всех учеников (учитель, медицинский работник, психолог, ЛФК) и отчитываться перед родителями за состояние их здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды.

Только систематическая работа по технологии В.Ф. Базарного поможет повысить не только творческий потенциал учащихся, но и сделать их свободными и раскрепощёнными, способствует развитию внимания, памяти, формируя самостоятельность мышления, свободу суждения.

При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности, снижается утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей. Они растут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания. А это, согласитесь, немаловажно.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. “Заразить здоровьем” - вот цель моей работы . А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.

Литература.

  1. “Дневник здоровья”, составленный ИОРОО (г. Омск). 2015 г.
  2. Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного. Москва, 2012 г.
  3. Е.А.Менчинская “Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе”. Москва, “Вентана –Граф”, 2008 г
  4. Н.И.Дереклеева “Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья”, Москва. “Вако”. 2007 г.
  5. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е. Жиренко “Новые 135 уроков здоровья или Школа докторов природы”. Москва. “Вако”. 2013 г.
  6. “Образовательные здоровьесберегающие технологии”. Автор – составитель В.Ф.Феоктистова. Волгоград.
  7. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова “Пальчиковая гимнастика”.